ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XX ВЕКА

  • Vladislav A. Dokuchaev Алтайский государственный университет https://orcid.org/0009-0005-1844-9214
  • Ol’ga V. Derenchuk Алтайский государственный университет
Ключевые слова: советская педагогическая система, история педагогики, история образования, юмор, юмористический подход, мотивация деятельности, педагогическое общение, педагогические средства, проблемы педагогики

Аннотация

Цель. Рассмотреть процесс формирования теоретических основ юмористического подхода в советской и постсоветской педагогической мысли с 1918 г. – до конца XX века.

Методы. В ходе исследования использованы методы историко-педагогического исследования: ретроспективный, историко-структурный, историографический, историко-генетический, сравнительно-сопоставительный, метод исторической периодизации, что в совокупности позволило провести системный анализ развития применения юмора в образовательном и воспитательном процессе.

Результаты. Обобщены исторические предпосылки для формирования юмористического подхода в отечественной теории обучения и воспитания. Выделены хронологические этапы развития педагогической мысли в отношении места юмора в воспитательном и образовательном процессе. Рассмотрены труды деятелей отечественной педагогики (Луначарского А.В., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А.), раскрывающие отношение к юмору как к педагогическому средству. Представлены трактовки и мнения различных педагогов о месте юмора в теории воспитания и обучения, рассмотрены ключевые приемы и методы. Обобщен опыт советского времени в вопросе использования юмора в педагогической практике.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены в создании единого обзорного историко-педагогического труда, посвященного становлению и развитию юмористического подхода в отечественной педагогике, а также в решении прикладных дидактических задач в средней и высшей школе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Vladislav A. Dokuchaev, Алтайский государственный университет

аспирант Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета

Ol’ga V. Derenchuk, Алтайский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета

Литература

Список литературы

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.

Бычкова Н.В., Лебедев А.А. Первый нарком просвещения. М.: Госполитиздат, 1960. 39 с.

Воробьева О.В. О проблемах и перспективах развития гуманитарных наук и гуманитарного образования в России // Высшее образование в России. 2019. № 11. С. 22-33. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-11-22-33

Докучаев В.А. Перспективы использования юмористического подхода в современной школе // Наука и социум: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 25 ноября 2021 года. Новосибирск: АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. С. 16-19. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_16

Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР // Вестник высшей школы 1959. № 1. С. 6-13.

Конохова А.С. Об укреплении связи высшей школы с жизнью (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 126-134.

Кочеткова Л.Н. Проблемы преподавания гуманитарных наук в техническом вузе (ценностное измерение инженерного образования) // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С. 142-148.

Лекция Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова «О развитии суверенной национальной системы образования». URL: https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/ (дата обращения 28.09.2023).

Луначарский А.В. Кинематографическая комедия и сатира // Пролетарское кино. 1931. № 9. С. 4-15.

Луначарский А.В. Что такое юмор? // Собрание сочинений. Т. 8. М., 1967. С. 182-184.

Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Собрание сочинений. Т.5. М.: Акад. Пед. Наук, 1957–1958. 3952 с.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984. 512 с.

Помелов В.Б. Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 4 (32). С. 74-89.

Попова Е.А. «Культура отмены» как проявление западной русофобии // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 6. С. 40-45. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-40-45

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (дата обращения: 28.09.2023).

Семенова Д.Г. Выявление критериев качества образования школьников // Science Time. Казань: ИП Кульмин С.В. 2015. № 3 (15). С. 482-486.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании совести // Педагогика, 1995, № 4, с. 50

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.

Сухомлинский, В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1995. 271 с.

References

Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo protsessa [The personal and humane basis of the pedagogical process]. Minsk: Universitetskoe Publ., 1990, 560 p.

Bychkova N.V., Lebedev A.A. Pervyy narkom prosveshcheniya [The First People’s Commissar of Education]. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1960, 39 p.

Vorob’eva O.V. O problemakh i perspektivakh razvitiya gumanitarnykh nauk i gumanitarnogo obrazovaniya v Rossii [About the problems and prospects of humanities and humanitarian education in Russia]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Moscow, 2019, no. 11, pp. 22-33. doi: l0.31992/0869-3617-2019-28-11-22-33.

Dokuchaev V.A. Perspektivy ispol’zovaniya yumoristicheskogo podkhoda v sovremennoy shkole [Perspectives of using a humorous approach in a modern school]. Nauka i sotsium: materialy XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Society: materials of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, 2021, pp. 16-19. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_16

Zakon ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn’yu i o dal’neyshem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v SSSR [The Law on strengthening the connection of school with life and on the further development of the public education system in the USSR]. Vestnik vysshey shkoly [Bulletin of the Higher School]. Moscow, 1959, no. 1, pp. 6-13.

Konokhova A.S. Ob ukreplenii svyazi vysshey shkoly s zhizn’yu (reforma sistemy vysshego obrazovaniya SSSR v 1958 g.) [Strengthening the connection between higher school and life: reform of higher education in 1958]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. Saint-Petersburg, 2015, no. 1, pp. 126-134.

Kochetkova L.N. Problemy prepodavaniya gumanitarnykh nauk v tekhnicheskom vuze (tsennostnoe izmerenie inzhenernogo obrazovaniya) [Problems of teaching humanities in a technical college (the value dimension of engineering education)]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings]. Moscow, 2011, no. 4 (13), pp. 142-148.

Lektsiya Ministra prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii Sergeya Kravtsova «O razvitii suverennoy natsional’noy sistemy obrazovaniya» [Lecture by the Minister of Education of the Russian Federation Sergey Kravtsov «On the development of a sovereign national education system»]. URL: https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/ (accessed September 28, 2023).

Lunacharskiy A.V. Kinematograficheskaya komediya i satira [Cinematic comedy and satire]. Proletarskoe kino [Proletarian cinema]. Moscow, 1931, no. 9, pp. 4-15.

Lunacharskiy A.V. Chto takoe yumor? [What is humor?]. Sobranie sochineniy t. 8 [Collected works vol. 8]. Moscow, 1967, pp. 182-184.

Makarenko A.S. Nekotorye vyvody iz pedagogicheskogo opyta [Some conclusions from pedagogical experience]. Sobranie sochineniy t. 5 [Collected works vol. 5]. Moscow, 1957–1958, 3952 p.

Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema [Pedagogical poem]. Pedagogicheskie sochineniya: t. 3 [Pedagogical essays: vol. 3]. Moscow, 1984, 512 p.

Pomelov V.B. Dvizhenie pedagogov-novatorov 1980-kh godov: k 30-letiyu pedagogiki sotrudnichestva [The movement of innovators-educators of the 1980s: the thirty-years anniversary of the pedagogy of cooperation]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Psycological and Pedagogical Sciences Series]. Samara, 2016, no. 4 (32), pp. 74-89.

Popova E.A. «Kul’tura otmeny» kak proyavlenie zapadnoy rusofobii [“Cancellation culture” as a manifestation of Western Russophobia]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University]. Moscow, 2022, no. 6, pp. 40-45. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-40-45

Poslanie Federal’nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 12 noyabrya 2009 goda [Message to the Federal Assembly of the Russian Federation dated November 12, 2009.]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (accessed September 28, 2023).

Semenova D.G. Vyyavlenie kriteriev kachestva obrazovaniya shkol’nikov [Identification of criteria for the quality of education of schoolchildren]. Science Time. Kazan, 2015, no. 3 (15), pp. 482-486.

Sukhomlinskiy V.A. Mudraya vlast’ kollektiva [The wise power of the collective]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 1975, 240 p.

Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii sovesti [About the education of conscience]. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1995, no. 4, p. 50.

Sukhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Kiev: Radyans’ka shkola Publ., 1974, 288 p.

Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii [About upbringing]. Moscow: Politizdat Publ., 1995, 271 p.


Просмотров аннотации: 88
Загрузок PDF: 57
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Dokuchaev, V., & Derenchuk, O. (2023). ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XX ВЕКА. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 7-29. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-7-29
Раздел
Педагогические исследования