ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XX ВЕКА
Аннотация
Цель. Рассмотреть процесс формирования теоретических основ юмористического подхода в советской и постсоветской педагогической мысли с 1918 г. – до конца XX века.
Методы. В ходе исследования использованы методы историко-педагогического исследования: ретроспективный, историко-структурный, историографический, историко-генетический, сравнительно-сопоставительный, метод исторической периодизации, что в совокупности позволило провести системный анализ развития применения юмора в образовательном и воспитательном процессе.
Результаты. Обобщены исторические предпосылки для формирования юмористического подхода в отечественной теории обучения и воспитания. Выделены хронологические этапы развития педагогической мысли в отношении места юмора в воспитательном и образовательном процессе. Рассмотрены труды деятелей отечественной педагогики (Луначарского А.В., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А.), раскрывающие отношение к юмору как к педагогическому средству. Представлены трактовки и мнения различных педагогов о месте юмора в теории воспитания и обучения, рассмотрены ключевые приемы и методы. Обобщен опыт советского времени в вопросе использования юмора в педагогической практике.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены в создании единого обзорного историко-педагогического труда, посвященного становлению и развитию юмористического подхода в отечественной педагогике, а также в решении прикладных дидактических задач в средней и высшей школе.
Скачивания
Литература
Список литературы
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.
Бычкова Н.В., Лебедев А.А. Первый нарком просвещения. М.: Госполитиздат, 1960. 39 с.
Воробьева О.В. О проблемах и перспективах развития гуманитарных наук и гуманитарного образования в России // Высшее образование в России. 2019. № 11. С. 22-33. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-11-22-33
Докучаев В.А. Перспективы использования юмористического подхода в современной школе // Наука и социум: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 25 ноября 2021 года. Новосибирск: АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. С. 16-19. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_16
Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР // Вестник высшей школы 1959. № 1. С. 6-13.
Конохова А.С. Об укреплении связи высшей школы с жизнью (реформа системы высшего образования СССР в 1958 г.) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 126-134.
Кочеткова Л.Н. Проблемы преподавания гуманитарных наук в техническом вузе (ценностное измерение инженерного образования) // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С. 142-148.
Лекция Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова «О развитии суверенной национальной системы образования». URL: https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/ (дата обращения 28.09.2023).
Луначарский А.В. Кинематографическая комедия и сатира // Пролетарское кино. 1931. № 9. С. 4-15.
Луначарский А.В. Что такое юмор? // Собрание сочинений. Т. 8. М., 1967. С. 182-184.
Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Собрание сочинений. Т.5. М.: Акад. Пед. Наук, 1957–1958. 3952 с.
Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984. 512 с.
Помелов В.Б. Движение педагогов-новаторов 1980-х годов: к 30-летию педагогики сотрудничества // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 4 (32). С. 74-89.
Попова Е.А. «Культура отмены» как проявление западной русофобии // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. № 6. С. 40-45. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-40-45
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (дата обращения: 28.09.2023).
Семенова Д.Г. Выявление критериев качества образования школьников // Science Time. Казань: ИП Кульмин С.В. 2015. № 3 (15). С. 482-486.
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.
Сухомлинский В.А. О воспитании совести // Педагогика, 1995, № 4, с. 50
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
Сухомлинский, В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1995. 271 с.
References
Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaya osnova pedagogicheskogo protsessa [The personal and humane basis of the pedagogical process]. Minsk: Universitetskoe Publ., 1990, 560 p.
Bychkova N.V., Lebedev A.A. Pervyy narkom prosveshcheniya [The First People’s Commissar of Education]. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1960, 39 p.
Vorob’eva O.V. O problemakh i perspektivakh razvitiya gumanitarnykh nauk i gumanitarnogo obrazovaniya v Rossii [About the problems and prospects of humanities and humanitarian education in Russia]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Moscow, 2019, no. 11, pp. 22-33. doi: l0.31992/0869-3617-2019-28-11-22-33.
Dokuchaev V.A. Perspektivy ispol’zovaniya yumoristicheskogo podkhoda v sovremennoy shkole [Perspectives of using a humorous approach in a modern school]. Nauka i sotsium: materialy XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science and Society: materials of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, 2021, pp. 16-19. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_16
Zakon ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn’yu i o dal’neyshem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v SSSR [The Law on strengthening the connection of school with life and on the further development of the public education system in the USSR]. Vestnik vysshey shkoly [Bulletin of the Higher School]. Moscow, 1959, no. 1, pp. 6-13.
Konokhova A.S. Ob ukreplenii svyazi vysshey shkoly s zhizn’yu (reforma sistemy vysshego obrazovaniya SSSR v 1958 g.) [Strengthening the connection between higher school and life: reform of higher education in 1958]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal]. Saint-Petersburg, 2015, no. 1, pp. 126-134.
Kochetkova L.N. Problemy prepodavaniya gumanitarnykh nauk v tekhnicheskom vuze (tsennostnoe izmerenie inzhenernogo obrazovaniya) [Problems of teaching humanities in a technical college (the value dimension of engineering education)]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings]. Moscow, 2011, no. 4 (13), pp. 142-148.
Lektsiya Ministra prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii Sergeya Kravtsova «O razvitii suverennoy natsional’noy sistemy obrazovaniya» [Lecture by the Minister of Education of the Russian Federation Sergey Kravtsov «On the development of a sovereign national education system»]. URL: https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/ (accessed September 28, 2023).
Lunacharskiy A.V. Kinematograficheskaya komediya i satira [Cinematic comedy and satire]. Proletarskoe kino [Proletarian cinema]. Moscow, 1931, no. 9, pp. 4-15.
Lunacharskiy A.V. Chto takoe yumor? [What is humor?]. Sobranie sochineniy t. 8 [Collected works vol. 8]. Moscow, 1967, pp. 182-184.
Makarenko A.S. Nekotorye vyvody iz pedagogicheskogo opyta [Some conclusions from pedagogical experience]. Sobranie sochineniy t. 5 [Collected works vol. 5]. Moscow, 1957–1958, 3952 p.
Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema [Pedagogical poem]. Pedagogicheskie sochineniya: t. 3 [Pedagogical essays: vol. 3]. Moscow, 1984, 512 p.
Pomelov V.B. Dvizhenie pedagogov-novatorov 1980-kh godov: k 30-letiyu pedagogiki sotrudnichestva [The movement of innovators-educators of the 1980s: the thirty-years anniversary of the pedagogy of cooperation]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Psycological and Pedagogical Sciences Series]. Samara, 2016, no. 4 (32), pp. 74-89.
Popova E.A. «Kul’tura otmeny» kak proyavlenie zapadnoy rusofobii [“Cancellation culture” as a manifestation of Western Russophobia]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University]. Moscow, 2022, no. 6, pp. 40-45. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-40-45
Poslanie Federal’nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 12 noyabrya 2009 goda [Message to the Federal Assembly of the Russian Federation dated November 12, 2009.]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (accessed September 28, 2023).
Semenova D.G. Vyyavlenie kriteriev kachestva obrazovaniya shkol’nikov [Identification of criteria for the quality of education of schoolchildren]. Science Time. Kazan, 2015, no. 3 (15), pp. 482-486.
Sukhomlinskiy V.A. Mudraya vlast’ kollektiva [The wise power of the collective]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 1975, 240 p.
Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii sovesti [About the education of conscience]. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1995, no. 4, p. 50.
Sukhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Kiev: Radyans’ka shkola Publ., 1974, 288 p.
Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii [About upbringing]. Moscow: Politizdat Publ., 1995, 271 p.
Просмотров аннотации: 136 Загрузок PDF: 117
Copyright (c) 2024 Vladislav A. Dokuchaev, Ol’ga V. Derenchuk
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.