РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Статья затрагивает актуальную проблему формирования исследовательской и познавательной активности студентов в современных условиях быстро развивающегося информационного пространства. Основой работы является комплексное исследование, проведенное среди студентов Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ), целью которого было идентифицировать и проанализировать ключевые барьеры и стимуляторы для развития познавательного интереса и активности. Авторы сосредоточились на интеграции теоретического материала с практическими навыками и использовании интерактивных методов обучения как средств повышения уровня мотивации и заинтересованности студентов. Предложены методические рекомендации, основанные на результатах эмпирического исследования, для улучшения образовательного процесса, сочетающие проблемно-ориентированные задачи и активное применение знаний в реальной жизни. Статья вносит вклад в поиск эффективных подходов к обучению, призванного подготовить студентов к динамичной профессиональной среде, требующей непрерывного саморазвития и умения работать с большими объемами данных.
Цель. Изучение и активизация исследовательской и познавательной активности студентов Дагестанского государственного педагогического университета для повышения качества высшего образования и формирования специалистов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности.
Метод и методология. Применение комплексного подхода, включая анализ теоретических основ образовательной психологии, исследование современных интерактивных методов обучения, анализ практического применения полученных знаний в образовательном процессе.
Результаты. Разработка и интеграция интерактивных методов обучения, таких как ролевые игры, симуляции, кейс-методы, проектная работа, которые демонстрируют улучшение мотивации, активности и качества обучения студентов.
Область применения результатов: высшее образование, особенно педагогические университеты и колледжи, где это новшество может быть внедрено в учебные программы для развития навыков критического мышления и самостоятельного исследования среди будущих профессионалов.
Скачивания
Литература
Список литературы
Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва: Педагогический поиск, 2003. 256 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с.
Глущенко Е. В., Кузнецова А. Н. Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 55-58.
Гусева Т. А. Стили познавательной активности личности студентов: диссертация ... докт. психол. наук: Новосибирск, 2009. 418 с.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. 448 с.
Проблемы формирования личности в современном вузе // Республиканская межвузовская научно-методическая конференция, 1-2 февраля 2001 г.: тезисы докладов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. С. 141-149.
Семенова Н. Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: монография. Оренбург: Вестник, 2007. 318 с.
Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. 2001. № 7. С. 32-36.
Дьюи Д. Демократия и образование / Д. Дьюи; пер.: Ю. И. Турчанинова, Э. Н. Гусинский, Н. Н. Михайлов. Москва: Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.
Пиаже, Жан. Психология интеллекта. Перевод: А. М. Пятигорский. СПб, 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 20.10.2010. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3252
Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. Серия «Эффективный тренинг» / Морри Ван Менте: пер.: с англ. А. Смирнова. СПб: Питер, 2001. 208 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Серия «Мастера психологии»/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана // Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 332 с.
Шурипа С., Будрайтскис И. Изобретение субъективности // Художественный журнал. 2021. № 118. https://moscowartmagazine.com/issue/106/article/2331
References
Bershadsky M. E., Guzeyev V. V. Didactic and psychological bases of educational technology. Moscow: Pedagogical search, 2003, 256 p.
Vygotsky L. We are a speech. M.: Labyrinth, 1999, 352 p.
Glushchenko E. V., Kuznetsova A. N. Formation of cognitive activity of students of technical specialties in higher educational institutions. Pedagogy of Higher School, 2016, no. 1 (4), pp. 55-58.
Guseva T. A. Styles of cognitive activity of students' personality. Novosibirsk, 2009, 418 p.
Leontiev A.A. Language and speech activity in general and pedagogical psychology. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2001, 448 p.
Problems of personality formation in modern higher education institution. Republican interuniversity scientific and methodological conference, February 1-2, 2001: abstracts of reports. Yakutsk: YaSU Publ., 2001, pp. 141-149.
Semenova N. G. Theoretical bases of creation and application of multi-media training systems of lecture courses of electrical disciplines: monograph. Orenburg: Vestnik, 2007, 318 p.
Sokolova, N.Y. How to activate the cognitive activity of students (in Russian). Pedagogika, 2001, no. 7, pp. 32-36.
Dewey D. Democracy and Education / D. Dewey; per. by Y. I. Turchaninova, E. N. Gusinsky, N. N. Mikhailov. Moscow: Pedagogika-Press, 2000, 383 p.
Piaget, Jean. Psychology of Intellect. Translation: A. M. Pyatigorsky. SPb, 2003. Center for Humanitarian Technologies. 20.10.2010. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3252
Van Mentes M. Effective training with the help of role-playing games. Series “Effective Training” / Morrie Van Mente: per. from English by A. Smirnov. SPb: Peter, 2001, 208 p.
Maslow A. Motivation and personality. 3rd ed. Series “Masters of psy-cho-logy”. SPb.: Peter, 2019, 400 p.
Gordeeva T.O. Theory of self-determination E. Desi and R. Ryan. Psy-chology of achievement motivation. M.: Smysl; Akademia Publ., 2006, 332 p.
Shuripa S., Budraitskis I. The Invention of Subjectivity. Moscow Art Magazine, 2021, no. 118. https://moscowartmagazine.com/issue/106/article/2331
Copyright (c) 2024 Roza K. Ismailova, Limat M. Aliomarov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.