РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

  • Roza K. Ismailova Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
  • Limat M. Aliomarov Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Ключевые слова: исследовательская активность, познавательная активность, интерактивное обучение, высшее образование, кейс-методы, ролевые игры, проектное обучение, симуляции, образовательные стратегии, когнитивное развитие

Аннотация

Статья затрагивает актуальную проблему формирования исследовательской и познавательной активности студентов в современных условиях быстро развивающегося информационного пространства. Основой работы является комплексное исследование, проведенное среди студентов Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ), целью которого было идентифицировать и проанализировать ключевые барьеры и стимуляторы для развития познавательного интереса и активности. Авторы сосредоточились на интеграции теоретического материала с практическими навыками и использовании интерактивных методов обучения как средств повышения уровня мотивации и заинтересованности студентов. Предложены методические рекомендации, основанные на результатах эмпирического исследования, для улучшения образовательного процесса, сочетающие проблемно-ориентированные задачи и активное применение знаний в реальной жизни. Статья вносит вклад в поиск эффективных подходов к обучению, призванного подготовить студентов к динамичной профессиональной среде, требующей непрерывного саморазвития и умения работать с большими объемами данных.

Цель. Изучение и активизация исследовательской и познавательной активности студентов Дагестанского государственного педагогического университета для повышения качества высшего образования и формирования специалистов, способных к самостоятельной профессиональной деятельности.

Метод и методология. Применение комплексного подхода, включая анализ теоретических основ образовательной психологии, исследование современных интерактивных методов обучения, анализ практического применения полученных знаний в образовательном процессе.

Результаты. Разработка и интеграция интерактивных методов обучения, таких как ролевые игры, симуляции, кейс-методы, проектная работа, которые демонстрируют улучшение мотивации, активности и качества обучения студентов.

Область применения результатов: высшее образование, особенно педагогические университеты и колледжи, где это новшество может быть внедрено в учебные программы для развития навыков критического мышления и самостоятельного исследования среди будущих профессионалов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Roza K. Ismailova, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Limat M. Aliomarov, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и методики ее преподавания

Литература

Список литературы

Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Москва: Педагогический поиск, 2003. 256 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с.

Глущенко Е. В., Кузнецова А. Н. Формирование познавательной активности студентов технических специальностей в высших учебных заведениях // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 55-58.

Гусева Т. А. Стили познавательной активности личности студентов: диссертация ... докт. психол. наук: Новосибирск, 2009. 418 с.

Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. 448 с.

Проблемы формирования личности в современном вузе // Республиканская межвузовская научно-методическая конференция, 1-2 февраля 2001 г.: тезисы докладов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. С. 141-149.

Семенова Н. Г. Теоретические основы создания и применения мультимедийных обучающих систем лекционных курсов электротехнических дисциплин: монография. Оренбург: Вестник, 2007. 318 с.

Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. 2001. № 7. С. 32-36.

Дьюи Д. Демократия и образование / Д. Дьюи; пер.: Ю. И. Турчанинова, Э. Н. Гусинский, Н. Н. Михайлов. Москва: Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.

Пиаже, Жан. Психология интеллекта. Перевод: А. М. Пятигорский. СПб, 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 20.10.2010. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3252

Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. Серия «Эффективный тренинг» / Морри Ван Менте: пер.: с англ. А. Смирнова. СПб: Питер, 2001. 208 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Серия «Мастера психологии»/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2019. 400 с.

Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана // Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 332 с.

Шурипа С., Будрайтскис И. Изобретение субъективности // Художественный журнал. 2021. № 118. https://moscowartmagazine.com/issue/106/article/2331

References

Bershadsky M. E., Guzeyev V. V. Didactic and psychological bases of educational technology. Moscow: Pedagogical search, 2003, 256 p.

Vygotsky L. We are a speech. M.: Labyrinth, 1999, 352 p.

Glushchenko E. V., Kuznetsova A. N. Formation of cognitive activity of students of technical specialties in higher educational institutions. Pedagogy of Higher School, 2016, no. 1 (4), pp. 55-58.

Guseva T. A. Styles of cognitive activity of students' personality. Novosibirsk, 2009, 418 p.

Leontiev A.A. Language and speech activity in general and pedagogical psychology. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: MODEK, 2001, 448 p.

Problems of personality formation in modern higher education institution. Republican interuniversity scientific and methodological conference, February 1-2, 2001: abstracts of reports. Yakutsk: YaSU Publ., 2001, pp. 141-149.

Semenova N. G. Theoretical bases of creation and application of multi-media training systems of lecture courses of electrical disciplines: monograph. Orenburg: Vestnik, 2007, 318 p.

Sokolova, N.Y. How to activate the cognitive activity of students (in Russian). Pedagogika, 2001, no. 7, pp. 32-36.

Dewey D. Democracy and Education / D. Dewey; per. by Y. I. Turchaninova, E. N. Gusinsky, N. N. Mikhailov. Moscow: Pedagogika-Press, 2000, 383 p.

Piaget, Jean. Psychology of Intellect. Translation: A. M. Pyatigorsky. SPb, 2003. Center for Humanitarian Technologies. 20.10.2010. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3252

Van Mentes M. Effective training with the help of role-playing games. Series “Effective Training” / Morrie Van Mente: per. from English by A. Smirnov. SPb: Peter, 2001, 208 p.

Maslow A. Motivation and personality. 3rd ed. Series “Masters of psy-cho-logy”. SPb.: Peter, 2019, 400 p.

Gordeeva T.O. Theory of self-determination E. Desi and R. Ryan. Psy-chology of achievement motivation. M.: Smysl; Akademia Publ., 2006, 332 p.

Shuripa S., Budraitskis I. The Invention of Subjectivity. Moscow Art Magazine, 2021, no. 118. https://moscowartmagazine.com/issue/106/article/2331

Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Ismailova, R., & Aliomarov, L. (2024). РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-597
Раздел
Психологические исследования