ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ
Аннотация
В современной научно-методической литературе не в полном объеме представлены руководства для работы с метафорическими ассоциативными карами и материалами, тем более нет достоверных экспериментальных исследований, доказывающих эффективность их применения для нормализации и профилактики тревожных и депрессивных состояний. Проведенное исследование позволяет устранить данный пробел и выявляет необходимость дальнейшего изучения в практическом применении метафорических карт и материалов, как эффективного и удобного арт-терапевтического инструмента. В исследовании приняли участие 60 студентов, у которых были изначально проблемы с повышенной тревожностью. Обучающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 30 человек в каждой. В контрольной группе использовались следующие методы: арт-терапия, песочная терапия, терапевтическая метафора, моделирование успеха, дыхательные и релаксационные упражнения. В экспериментальной группе использовались те же методы, но с добавлением метафорических ассоциативных карт и пособий. Использование метафорических ассоциативных карт и материалов, как часть терапии, положительно повлияло на отрицательные эмоциональные состояния студентов, дало более высокие показатели в результате. Наряду с этим, необходимо отметить, что другие терапевтические методики тоже дали положительный результат за 3 занятия, большинство участников эксперимента вышли из отрицательных показателей, положительные сдвиги наблюдались у всех. Однако использование МАК сказалось наилучшим образом в рамках короткой терапии и дало более позитивную динамику в стабилизации эмоционального фона.
Цель. Экспериментально апробировать и применить метафорические ассоциативные карты во время индивидуальных консультаций для уменьшения беспокойства, тревожности и профилактики депрессивных состояний.
Метод или методология проведения работы. В соответствии с намеченной целью и изученной научной литературой нами были определена и использована стандартизированная диагностическая методика – психологическое тестирование, дополнительно исследование включало в себя опрос.
Результаты. В результате проведенного исследования научно обоснована и экспериментально доказана эффективность применения метафорических ассоциативных карт для стабилизации эмоциональных состояний у студентов.
Область применения результатов. Проведенное исследование поможет расширить спектр применения метафорических ассоциативных карт и материалов в работе психологов и педагогов для установления контактов, снятия тревожных и депрессивных состояний у подростков старшего возраста. Практическое применение метафорических карт и материалов может составить большой интерес для специалистов общеобразовательных учреждений, организаций среднего профессионального образования, вузов, психологических и социальных центров.
Скачивания
Литература
Список литературы
Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / Серия: Библиотека актуальной психологии. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
Выгодский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2007. 309 с.
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.
Кобцева Е.Ю. Использование метафорических ассоциативных карт в психокоррекции эмоционального состояния подростков // Психология стресса субъектов образовательного процесса: диагностика, коррекция, профилактика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. С. 41-43.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 2002. 290 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2013. 687 c.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 2003. 473 с.
Сердюкова Е.Ф. Метафорические ассоциативные карты: диалог с собой о стратегиях преодоления негативного жизненного опыта / Е.Ф. Сердюкова, М.Л. Шаповалова // Известия Чеченского государственного университета. 2016. № 4(4). С. 117-122.
Шебанова В.И. Психологические функции ассоциативных метафорических карт (как психодиагностического и психотерапевтического инструментария) // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists «Scientific Genesis», Geneva (Switzerland), European Association of pedagogues and psychologists «Science». Geneva (Switzerland), 2014. С. 23-31.
Barrera T.L., Norton P.J. Quality of life impairment in generalized anxiety disorder, social phobia, and panic disorder // Journal of Anxiety Disorders, 2009, vol. 23(8), pp. 1086–1090. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2009.07.011
Berg M., Andersson G., Rozental A. Knowledge about treatment, anxiety, and depression in association with internet-based cognitive behavioural therapy for adolescents: Development and initial evaluation of a new test // SAGE Open, 2020, vol. 10(1). https://doi.org/10.1177/2158244019899095
Conley C. S., Shapiro J. B., Kirsch A. C., Durlak J. A. A meta-analysis of indicated mental health prevention programs for at-risk higher education students. Journal of Counseling Psychology, 2017, vol. 64(2), pp. 121–140. https://doi.org/10.1037/cou0000190
Davey G. C., Wells A. Worry and its psychological disorders: Theory, assessment and treatment. John Wiley & Sons, 2006.
Jinghan Hu, Xiaoyu Zhang, Ruonan Li, Jianxin Zhang, Wencai Zhang, A Randomized Controlled Trial to Evaluate the Effect of Metaphors on Anxiety Symptoms Among Chinese Graduate Students: The Mediation Effect of Worry, Applied Research in Quality of Life, 2022. https://doi.org/10.1007/s11482-022-10107-2
White D., Leach C., Sims R., Cottrell D. Validation of the HADSin adolescents // Brit J Psychiatr, 1999, vol. 175, pp. 452-454. https://doi.org/10.1192/bjp.175.5.452
Zigmond AS, Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand, 1983, vol. 67(6), pp. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x
References
Barkanova O.V. Metodiki diagnostiki emotsional’noy sfery: psikhologicheskiy praktikum / Seriya: Biblioteka aktual’noy psikhologii. Vyp. 2. Krasnoyarsk: Litera-print, 2009. 237 s.
Vygodskiy, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. M.: Prosveshchenie, 2007. 309 s.
Kalyagin V.A. Logopsikhologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / V.A. Kalyagin, T.S. Ovchinnikova. M.: Akademiya, 2006. 320 s.
Kobtseva E.Yu. Ispol’zovanie metaforicheskikh assotsiativnykh kart v psikhokorrektsii emotsional’nogo sostoyaniya podrostkov // Psikhologiya stressa sub”ektov obrazovatel’nogo protsessa: diagnostika, korrektsiya, profilaktika: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Orekhovo-Zuevo: Gosudarstvennyy gumanitarno-tekhnologicheskiy universitet, 2018. S. 41-43.
Leont’ev D.A. Ocherk psikhologii lichnosti. M.: Smysl, 2002. 290 s.
Nemov R.S. Psikhologiya. Kniga 1. Obshchie osnovy psikhologii: uchebnik. M.: Vlados, 2013. 687 c.
Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb.: Piter Kom, 2003. 473 s.
Serdyukova E.F. Metaforicheskie assotsiativnye karty: dialog s soboy o strategiyakh preodoleniya negativnogo zhiznennogo opyta / E.F. Serdyukova, M.L. Shapovalova // Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4(4). S. 117-122.
Shebanova V.I. Psikhologicheskie funktsii assotsiativnykh metaforicheskikh kart (kak psikhodiagnosticheskogo i psikhoterapevticheskogo instrumentariya) // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists «Scientific Genesis», Geneva (Switzerland), European Association of pedagogues and psychologists «Science». Geneva (Switzerland), 2014. S. 23-31.
Barrera T.L., Norton P.J. Quality of life impairment in generalized anxiety disorder, social phobia, and panic disorder // Journal of Anxiety Disorders, 2009, vol. 23(8), pp. 1086–1090. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2009.07.011
Berg M., Andersson G., Rozental A. Knowledge about treatment, anxiety, and depression in association with internet-based cognitive behavioural therapy for adolescents: Development and initial evaluation of a new test // SAGE Open, 2020, vol. 10(1). https://doi.org/10.1177/2158244019899095
Conley C. S., Shapiro J. B., Kirsch A. C., Durlak J. A. A meta-analysis of indicated mental health prevention programs for at-risk higher education students. Journal of Counseling Psychology, 2017, vol. 64(2), pp. 121–140. https://doi.org/10.1037/cou0000190
Davey G. C., Wells A. Worry and its psychological disorders: Theory, assessment and treatment. John Wiley & Sons, 2006.
Jinghan Hu, Xiaoyu Zhang, Ruonan Li, Jianxin Zhang, Wencai Zhang, A Randomized Controlled Trial to Evaluate the Effect of Metaphors on Anxiety Symptoms Among Chinese Graduate Students: The Mediation Effect of Worry, Applied Research in Quality of Life, 2022. https://doi.org/10.1007/s11482-022-10107-2
White D., Leach C., Sims R., Cottrell D. Validation of the HADSin adolescents // Brit J Psychiatr, 1999, vol. 175, pp. 452-454. https://doi.org/10.1192/bjp.175.5.452
Zigmond AS, Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand, 1983, vol. 67(6), pp. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x
Просмотров аннотации: 452 Загрузок PDF: 300
Copyright (c) 2023 Maria A. Kozlova, Aleksey V. Kozlov, Alexander V. Tarasov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.