ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ

  • Maria A. Kozlova Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0003-4138-0903
  • Aleksey V. Kozlov Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-6347-7007
  • Alexander V. Tarasov Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)» https://orcid.org/0000-0002-6377-8800
Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, арт-терапия, студенты, тревожные состояния, депрессивные состояния, беспокойство, психологические состояния, индивидуальная консультация

Аннотация

В современной научно-методической литературе не в полном объеме представлены руководства для работы с метафорическими ассоциативными карами и материалами, тем более нет достоверных экспериментальных исследований, доказывающих эффективность их применения для нормализации и профилактики тревожных и депрессивных состояний. Проведенное исследование позволяет устранить данный пробел и выявляет необходимость дальнейшего изучения в практическом применении метафорических карт и материалов, как эффективного и удобного арт-терапевтического инструмента. В исследовании приняли участие 60 студентов, у которых были изначально проблемы с повышенной тревожностью. Обучающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 30 человек в каждой. В контрольной группе использовались следующие методы: арт-терапия, песочная терапия, терапевтическая метафора, моделирование успеха, дыхательные и релаксационные упражнения. В экспериментальной группе использовались те же методы, но с добавлением метафорических ассоциативных карт и пособий. Использование метафорических ассоциативных карт и материалов, как часть терапии, положительно повлияло на отрицательные эмоциональные состояния студентов, дало более высокие показатели в результате. Наряду с этим, необходимо отметить, что другие терапевтические методики тоже дали положительный результат за 3 занятия, большинство участников эксперимента вышли из отрицательных показателей, положительные сдвиги наблюдались у всех. Однако использование МАК сказалось наилучшим образом в рамках короткой терапии и дало более позитивную динамику в стабилизации эмоционального фона.

Цель. Экспериментально апробировать и применить метафорические ассоциативные карты во время индивидуальных консультаций для уменьшения беспокойства, тревожности и профилактики депрессивных состояний.

Метод или методология проведения работы. В соответствии с намеченной целью и изученной научной литературой нами были определена и использована стандартизированная диагностическая методика – психологическое тестирование, дополнительно исследование включало в себя опрос.

Результаты. В результате проведенного исследования научно обоснована и экспериментально доказана эффективность применения метафорических ассоциативных карт для стабилизации эмоциональных состояний у студентов.

Область применения результатов. Проведенное исследование поможет расширить спектр применения метафорических ассоциативных карт и материалов в работе психологов и педагогов для установления контактов, снятия тревожных и депрессивных состояний у подростков старшего возраста. Практическое применение метафорических карт и материалов может составить большой интерес для специалистов общеобразовательных учреждений, организаций среднего профессионального образования, вузов, психологических и социальных центров.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Maria A. Kozlova, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

кандидат педагогических наук, магистр 1 года обучения

Aleksey V. Kozlov, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

магистр 1 года обучения

Alexander V. Tarasov, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)»

старший преподаватель

Литература

Список литературы

Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / Серия: Библиотека актуальной психологии. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.

Выгодский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2007. 309 с.

Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.

Кобцева Е.Ю. Использование метафорических ассоциативных карт в психокоррекции эмоционального состояния подростков // Психология стресса субъектов образовательного процесса: диагностика, коррекция, профилактика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. С. 41-43.

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 2002. 290 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник. М.: Владос, 2013. 687 c.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 2003. 473 с.

Сердюкова Е.Ф. Метафорические ассоциативные карты: диалог с собой о стратегиях преодоления негативного жизненного опыта / Е.Ф. Сердюкова, М.Л. Шаповалова // Известия Чеченского государственного университета. 2016. № 4(4). С. 117-122.

Шебанова В.И. Психологические функции ассоциативных метафорических карт (как психодиагностического и психотерапевтического инструментария) // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists «Scientific Genesis», Geneva (Switzerland), European Association of pedagogues and psychologists «Science». Geneva (Switzerland), 2014. С. 23-31.

Barrera T.L., Norton P.J. Quality of life impairment in generalized anxiety disorder, social phobia, and panic disorder // Journal of Anxiety Disorders, 2009, vol. 23(8), pp. 1086–1090. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2009.07.011

Berg M., Andersson G., Rozental A. Knowledge about treatment, anxiety, and depression in association with internet-based cognitive behavioural therapy for adolescents: Development and initial evaluation of a new test // SAGE Open, 2020, vol. 10(1). https://doi.org/10.1177/2158244019899095

Conley C. S., Shapiro J. B., Kirsch A. C., Durlak J. A. A meta-analysis of indicated mental health prevention programs for at-risk higher education students. Journal of Counseling Psychology, 2017, vol. 64(2), pp. 121–140. https://doi.org/10.1037/cou0000190

Davey G. C., Wells A. Worry and its psychological disorders: Theory, assessment and treatment. John Wiley & Sons, 2006.

Jinghan Hu, Xiaoyu Zhang, Ruonan Li, Jianxin Zhang, Wencai Zhang, A Randomized Controlled Trial to Evaluate the Effect of Metaphors on Anxiety Symptoms Among Chinese Graduate Students: The Mediation Effect of Worry, Applied Research in Quality of Life, 2022. https://doi.org/10.1007/s11482-022-10107-2

White D., Leach C., Sims R., Cottrell D. Validation of the HADSin adolescents // Brit J Psychiatr, 1999, vol. 175, pp. 452-454. https://doi.org/10.1192/bjp.175.5.452

Zigmond AS, Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand, 1983, vol. 67(6), pp. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x

References

Barkanova O.V. Metodiki diagnostiki emotsional’noy sfery: psikhologicheskiy praktikum / Seriya: Biblioteka aktual’noy psikhologii. Vyp. 2. Krasnoyarsk: Litera-print, 2009. 237 s.

Vygodskiy, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. M.: Prosveshchenie, 2007. 309 s.

Kalyagin V.A. Logopsikhologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / V.A. Kalyagin, T.S. Ovchinnikova. M.: Akademiya, 2006. 320 s.

Kobtseva E.Yu. Ispol’zovanie metaforicheskikh assotsiativnykh kart v psikhokorrektsii emotsional’nogo sostoyaniya podrostkov // Psikhologiya stressa sub”ektov obrazovatel’nogo protsessa: diagnostika, korrektsiya, profilaktika: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Orekhovo-Zuevo: Gosudarstvennyy gumanitarno-tekhnologicheskiy universitet, 2018. S. 41-43.

Leont’ev D.A. Ocherk psikhologii lichnosti. M.: Smysl, 2002. 290 s.

Nemov R.S. Psikhologiya. Kniga 1. Obshchie osnovy psikhologii: uchebnik. M.: Vlados, 2013. 687 c.

Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb.: Piter Kom, 2003. 473 s.

Serdyukova E.F. Metaforicheskie assotsiativnye karty: dialog s soboy o strategiyakh preodoleniya negativnogo zhiznennogo opyta / E.F. Serdyukova, M.L. Shapovalova // Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4(4). S. 117-122.

Shebanova V.I. Psikhologicheskie funktsii assotsiativnykh metaforicheskikh kart (kak psikhodiagnosticheskogo i psikhoterapevticheskogo instrumentariya) // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists «Scientific Genesis», Geneva (Switzerland), European Association of pedagogues and psychologists «Science». Geneva (Switzerland), 2014. S. 23-31.

Barrera T.L., Norton P.J. Quality of life impairment in generalized anxiety disorder, social phobia, and panic disorder // Journal of Anxiety Disorders, 2009, vol. 23(8), pp. 1086–1090. https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2009.07.011

Berg M., Andersson G., Rozental A. Knowledge about treatment, anxiety, and depression in association with internet-based cognitive behavioural therapy for adolescents: Development and initial evaluation of a new test // SAGE Open, 2020, vol. 10(1). https://doi.org/10.1177/2158244019899095

Conley C. S., Shapiro J. B., Kirsch A. C., Durlak J. A. A meta-analysis of indicated mental health prevention programs for at-risk higher education students. Journal of Counseling Psychology, 2017, vol. 64(2), pp. 121–140. https://doi.org/10.1037/cou0000190

Davey G. C., Wells A. Worry and its psychological disorders: Theory, assessment and treatment. John Wiley & Sons, 2006.

Jinghan Hu, Xiaoyu Zhang, Ruonan Li, Jianxin Zhang, Wencai Zhang, A Randomized Controlled Trial to Evaluate the Effect of Metaphors on Anxiety Symptoms Among Chinese Graduate Students: The Mediation Effect of Worry, Applied Research in Quality of Life, 2022. https://doi.org/10.1007/s11482-022-10107-2

White D., Leach C., Sims R., Cottrell D. Validation of the HADSin adolescents // Brit J Psychiatr, 1999, vol. 175, pp. 452-454. https://doi.org/10.1192/bjp.175.5.452

Zigmond AS, Snaith RP. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand, 1983, vol. 67(6), pp. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x


Просмотров аннотации: 452
Загрузок PDF: 300
Опубликован
2022-12-20
Как цитировать
Kozlova, M., Kozlov, A., & Tarasov, A. (2022). ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 13(6), 181-195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-181-195
Раздел
Психологические исследования