ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ключевые слова: искусственный интеллект, генеративный искусственный интеллект, запрос, AI prompt, тестовые задания, методические материалы

Аннотация

Обоснование. Появление и бурное развитие технологий искусственного интеллекта значимо меняет экономику и социальную сферу России. Влияние этих технологий на образование достаточно сложно и многогранно: с одной стороны, искусственный интеллект способствует процессам цифровой трансформации, и, как следствие, росту эффективности и технологичности. С другой — ставит ряд сложных этических проблем, усложняет повседневную работу преподавателя по контролю обучающихся.

Цель – анализ возможностей генеративного искусственного интеллекта для генерации индивидуальных методических материалов (на примере дисциплин «Программирование» и «Иностранный (английский) язык»).

Материалы и методы. Основной метод исследования — экспериментальный. Используется ChatGPT-4o и запросы на английском языке для генерации заданий, тестовых вопросов различных типов, информационно-справочных материалов (конспектов).  Для анализа полученных материалов применяются типовые алгоритмы рецензирования учебно-методических пособий. Статья включает контент-анализ публикаций по проблемам применения искусственного интеллекта в образовании, учебных материалов, представленных фирмами-разработчиками генеративного ИИ (Google, Microsoft).

Результаты. На текущей стадии развития генеративного искусственного интеллекта возможно его эффективное применение для генерации типовых методических материалов: заданий, текстов, примеров, кратких информационных справок. Качество полученных материалов зависит от точности задаваемых запросов (AI prompt) и неоднородно для различных дисциплин. В работе представлены методические рекомендации по генерации контрольно-измерительных материалов для дисциплин «Иностранный (английский) язык» и «Программирование», а также организационные условия безопасного использования полученных материалов в учебном процессе вуза.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Olga I. Pugach, Самарский государственный социально-педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Natalia V. Startseva, Самарский государственный технический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки»

Литература

Список литературы

Алейникова Д. В. Искусственный интеллект в преподавании и учении: к вопросу о качестве образовательного продукта // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. №4 (849). С. 16-20. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/4_849_E.pdf (дата обращения: 31.05.2024).

Ворожихин В. В., Константинова Л. В., Петров А. М., Титова Е. С., Штыхно Д. А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. №2. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/939/592?locale=ru_RU (дата обращения: 31.05.2024).

Гаврилина Ю. И., Платов А. В. Искусственный интеллект в образовании: эволюция и барьеры // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. №1. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-3

Есина Л.С. Внедрение чат-ботов в преподавание и изучение иностранных языков // МНКО. 2024. №2 (105). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-2105-201-204

Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. CHATGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. №4. С. 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

Каптерев А. И. Вызовы генеративного искусственного интеллекта для системы высшего образования // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2023. №3. С. 255-264. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-3-255-264

Курылев А. И., Лаврентьев В. А., Чадина И. А. Внедрение искусственного интеллекта в сферу образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-2. С. 225-227. URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5940/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2079%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202,%202023%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (дата обращения: 31.05.2024).

Ламбовска М. Р., Раицкая Л. К. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований // Интеграция образования. 2024. Т. 28, №1. С. 10-21. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021

Миндигулова А. А. Возможности и ограничения инструментов искусственного интеллекта в образовании // Современное педагогическое образование. 2022. №3. С. 137-141. URL: https://spo-magazine.ru/archive/?ELEMENT_ID=33345 (дата обращения: 31.05.2024).

Паскова А. А. Практические аспекты применения ChatGPT в высшем образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. №3. С. 67-74. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-67-74

Neumann M., Rauschenberger M., Schön E. -M. “We Need To Talk About ChatGPT”: The Future of AI and Higher Education // 2023 IEEE/ACM 5th International Workshop on Software Engineering Education for the Next Generation (SEENG), Melbourne, Australia, 2023, pp. 29-32, https://doi.org/10.1109/SEENG59157.2023.00010

AI for educators. https://learn.microsoft.com/en-us/training/paths/ai-education/

Generative AI for Educators. https://grow.google/ai-for-educators/

Generative AI for Educators. https://skillshop.exceedlms.com/student/path/1176018

Resources teachers can use today. https://edu.google.com/intl/en_ALL/teaching-resources/

Hello GPT-4o. https://openai.com/index/hello-gpt-4o/

Velibor Božić, Indrasen Poola. Chat GPT and education (Preprint). http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.18837.40168

References

Aleynikova D. V. Artificial intelligence in teaching and learning: on the issue of the quality of the educational product. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki. [Bulletin of Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences], 2023, no. 4 (849), pp. 16-20. http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/4_849_E.pdf (accessed 31.05.2024).

Vorozhikhin V. V., Konstantinova L. V., Petrov A. M., Titova Ye. S., Shtykhno D. A. Generative artificial intelligence in education: discussions and forecasts. Otkrytoye obrazovaniye [Open education], 2023, no. 2. https://openedu.rea.ru/jour/article/view/939/592?locale=ru_RU (accessed 31.05.2024).

Gavrilina YU. I., Platov A. V. Artificial Intelligence in Education: Evolution and Barriers. Nauchnyy rezul'tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2024, no. 1. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-3

Esina L.S. Introduction of chatbots in teaching and learning foreign languages. MNKO, 2024, no. 2 (105). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-2105-201-204

Ivakhnenko E. N., Nikolsky V. S. ChatGPT in higher education and science: a threat or a valuable resource. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. [Higher education in Russia], 2023, no. 4, pp. 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

Kapterev A.I. Challenges of generative artificial intelligence for the higher education system. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. [Bulletin of RUDN University. Series: Informatization of education], 2023, no. 3, pp. 255-264. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-3-255-264

Kurylev A.I., Lavrentiev V.A., Chadina I.A. Introduction of artificial intelligence into the field of education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [Problems of modern pedagogical education], 2023, no. 79-2. pp. 225-227. https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5940/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%2079%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%202,%202023%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4.pdf (accessed 31.05.2024).

Lambovska M. R., Raitskaya L. K. Prospects for the use of ChatGPT for higher education: a review of international research. Integration of Education, 2024, vol. 28, no. 1, pp. 10-21. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021

Mindigulova A. A. Possibilities and limitations of artificial intelligence tools in education. Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye [Modern pedagogical education], 2022, no. 3, pp. 137-141. URL: https://spo-magazine.ru/archive/?ELEMENT_ID=33345 (accessed 31.05.2024).

Paskova A. A. Practical aspects of using ChatGPT in higher education. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State Technological University], 2023, no. 3, pp. 67-74. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-3-67-74

Neumann M., Rauschenberger M., Schön E. -M. “We Need To Talk About ChatGPT”: The Future of AI and Higher Education. 2023 IEEE/ACM 5th International Workshop on Software Engineering Education for the Next Generation (SEENG), Melbourne, Australia, 2023, pp. 29-32, https://doi.org/10.1109/SEENG59157.2023.00010

AI for educators. https://learn.microsoft.com/en-us/training/paths/ai-education/

Generative AI for Educators. https://grow.google/ai-for-educators/

Generative AI for Educators. https://skillshop.exceedlms.com/student/path/1176018

Resources teachers can use today. https://edu.google.com/intl/en_ALL/teaching-resources/

Hello GPT-4o. https://openai.com/index/hello-gpt-4o/

Velibor Božić, Indrasen Poola. Chat GPT and education (Preprint). http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.18837.40168


Просмотров аннотации: 62
Загрузок PDF: 37
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Pugach, O., & Startseva, N. (2024). ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 198-218. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-562
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА