ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРИНЯТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

  • Lyudmila Y. Moskaleva ФГБОУ ВО "Мелитопольский государственный университет"
  • Yuri V. Shevchenko ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»
Ключевые слова: стратегическое мышление, образовательная деятельность, эффективность принятия решений, рефлексия, коммуникация

Аннотация

Цель исследования: теоретически обосновать структуру готовности студентов к принятию стратегических решений, сформулировать перечень утверждений для оценки уровня готовности студентов к принятию стратегических решений, исходя из представлений о данном конструкте.

Задачи исследования:

– актуализировать проблему стратегической ориентациимолодежи в ценностно-смысловой модернизации современного высшего образования;

– сформировать познавательный образоценки уровня готовности студентов к принятию стратегических решений;

– генерализовать идею значимости личностно-ориентированных, индивидуальныхфакторов в проектировании и диагностировании готовности к принятию стратегических решений у студенческой молодежи.

Метод и методология проведения работы. В работе для построения психолого-педагогической методики используется системный, профессиографический, личностно-ориентированный и ценностный подходы; основными методами для исследования являются анализ, синтез, индукция, дедукция.

Результаты. В результате проведенного исследования предлагается основа для построения психолого-педагогической диагностики готовности студентов к принятию стратегических решений. Обоснованные в исследовании позиции (выбор приоритетных стратегий жизнедеятельности, способность рефлексировать в отношении трудностей, возникающих в жизнедеятельности,  ориентация на социабельность, на рационально обусловленные намерения личности, ценности и результаты и т.п.) целесообразно использовать в воспитательной работе с субъектами культурно-образовательного пространства.

Готовность принимать стратегические решения открывает возможности для совершенствования образовательной работы со студенческой молодежью, благодаря которому формируется умение расставлять приоритеты для своей дальнейшей жизнедеятельности, развиваются способностик рефлексии, вырабатываются умение определять направления для личностного и профессионального развития, навыки рационально распределять ресурсы для достижения значимых результатов.

Информация о спонсорстве. Исследование выполнено в рамках научной темы «Исследование готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве» (регистрационный  номер:123112100032-8).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Lyudmila Y. Moskaleva, ФГБОУ ВО "Мелитопольский государственный университет"

доктор педагогических наук, профессор,  проректор по научной и инновационной деятельности

Yuri V. Shevchenko, ФГБОУ ВО «Мелитопольский государственный университет»

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник

Литература

Список литературы

Ведерникова Л.В. Практико-ориентированная подготовка педагога: учебное пособие для вузов / Ведерникова Л.В., Поворознюк О.А., Еланцева С.А. М.: Издательство Юрайт, 2020. 341 с.

Витальева В.А. Принципы обеспечения эффективности стратегических решений / Витальева В.А., Зуб А.Т. // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. Вып. № 54. С. 39-62.

Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дисс. ... д-ра психол. н.: 19.00.07 / Т.О. Гордеева. М., 2013. 441 с.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Издательство «Питер», 2009. 368 с.

Пакулина С. А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в ВУЗе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 23-32.

Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2004. 390 с.

Сафин А. 12 уроков Стратегического Мышления для управления собой и своей жизнью / Альберт Сафин. СПб.: Издательство «СУПЕР Издательство», 2017. 84 с.

Указ Президента Российской Федерации № 875 от 22 ноября 2023 года «О проведении в Российской Федерации Года семьи». http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ol7h1jN3jzDnvgTCwVT2XTokT6lI4Org.pdf

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [пер. с англ., 2-е изд.]. СПб.: Издательство «Питер»; М.: Издательство «Смысл», 2003. 860 с.

Шутьева Е. Ю. Зайцева Т. В. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 4 (апрель). https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sporta-na-zhizn-i-zdorovie-cheloveka/viewer

Deci E.L. Autonomy and competence as motivational factors in students with learning disabilities and emotional handicaps / E.L. Deci, R. Hodges, L. Pierson, J. Tomassone // Journal of Learning Disabilities. 1992. № 25. P. 457-471.

Rodermel T.A. The Problems of Interference of the Mechanisms of the Personality Socialization and Universal Values / Rodermel T.A., Stepanova S.N. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166, № 7. P. 204-208. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.511

Ryan R.M. A Motivational Analysis of Self-determination and Self-regulation in Education / R.M. Ryan, J.P. Connell, E.L. Deci // Research on Motivation in Education. V. 2: The Classroom Milieu / C. Ames, R. Ames (Eds.). New York: Academic Press, 1985. P. 13-51.

References

Vedernikova L.V. Practice-oriented teacher training: a textbook for universities / Vedernikova L.V., Povoroznyuk O.A., Elantseva S.A. M.: Yurait Publ., 2020, 341 p.

Vitalieva V.A., Zub A.T. Principles of ensuring the effectiveness of strategic decisions. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [State management. Electronic bulletin], 2016, no. 54, pp. 39-62.

Gordeeva T.O. Motivation of educational activity of schoolchildren and students: structure, mechanisms, conditions of development: Abstract of PhD dissertation. М., 2013, 441 p.

Ilyin E.P. Psychology of will. SPb.: Peter Publ., 2009, 368 p.

Pakulina S. A. Psychological diagnostics of motivation of students' success achievement in higher education. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 2008, no. 88, pp. 23-32.

Professional suitability: subject-activity approach / Edited by V.A. Bodrov. Moscow: Institute of Psychology RAS Publ., 2004, 390 p.

Safin A. 12 lessons of Strategic Thinking for managing yourself and your life. SPb.: SUPER Publ., 2017, 84 p.

Decree of the President of the Russian Federation No. 875 of November 22, 2023 "On holding the Year of the Family in the Russian Federation". http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ol7h1jN3jzDnvgTCwVT2XTokT6lI4Org.pdf

Heckhausen H. Motivation and Activity [translated from English, 2nd ed.]. SPb.: Peter Publ.; M.: Sysl Publ., 2003, 860 p.

Shutieva E. Yu. Zaitseva T. V. The impact of sport on human life and health. Kontsept [Concept], 2017, no. 4 (April). https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sporta-na-zhizn-i-zdorovie-cheloveka/viewer

Deci E.L. Autonomy and competence as motivational factors in students with learning disabilities and emotional handicaps / E.L. Deci, R. Hodges, L. Pierson, J. Tomassone. Journal of Learning Disabilities, 1992, no. 25, pp. 457-471.

Rodermel T.A., Stepanova S.N. The Problems of Interference of the Mechanisms of the Personality Socialization and Universal Values. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 166, no. 7, pp. 204-208. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.511

Ryan R.M. A Motivational Analysis of Self-determination and Self-regulation in Education / R.M. Ryan, J.P. Connell, E.L. Deci. Research on Motivation in Education. V. 2: The Classroom Milieu / C. Ames, R. Ames (Eds.). New York: Academic Press, 1985, pp. 13-51.


Просмотров аннотации: 74
Загрузок PDF: 57
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Moskaleva, L., & Shevchenko, Y. (2024). ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ПРИНЯТИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 7-21. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-443
Раздел
Педагогические исследования