ПСИХОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СМЫСЛОЖИЗННЕНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ И ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
Обоснование. Исследование биографии и психобиографии позволяет раскрыть особенности и закономерности жизненного пути, на практике оказать психологическую помощь человеку в поисках себя, своего жизненного пути, в оптимальной самореализации. Особенно это актуально, когда в современном быстро меняющемся мире человеку приходится в течение жизни менять место жительства, профессию, привычки, адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам.
Цель – выявить различия и особенности связи между показателями психобиографических характеристик и смысложизненных ориентаций у студентов русской и татарской национальностей.
Материалы и методы. Каузометрия, оценивание пятилетних интервалов, тест жизнестойкости, тест смысложизненных ориентаций. Выборку исследования составили студенты русской и татарской национальностей, обучающиеся в Набережночелнинском государственном педагогическом университете. Выборки сбалансированы по половому диморфизму и представленности из городской и сельской местности.
Результаты. Выявлены различия в психобиографических характеристиках между студентами русской и татарской национальностей. Студенты русской национальности собираются прожить меньше, чувствуют себя старше своего хронологического возраста. Студенты татарской национальности видят трудности в жизнепостроении, у них больше мотивирующих факторов для жизни, чем у студентов русской национальности. В смысложизненных ориентациях и в жизнестойкости различий не обнаружено. У студентов русской национальности существует большая интегрированность психобиографических характеристик со смысложизненными ориентациями, чем у студентов татарской национальности. Результаты корреляционного анализ подтверждают обоснованность измерения субъективной продуктивности жизни критерием "степень насыщенности значимыми событиями" и ценностную концепцию жизненных событий и жизненных сценариев.
Скачивания
Литература
Список литературы
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленинградский университета, 1968. 339 с.
Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: дис. … канд. псх. наук. Москва, 1994. 210 с.
Ахмеров Р.А. Ценностная концепция событий и жизненных сценариев // Родовые корни и история края в духовных традициях татарского народа: сборник статей и тезисов V Международного научно-практического семинара, посвященного 30-летнему юбилею мечети-медресе "Ак мечеть", 10 декабря 2022. Набережные Челны: Ак мечеть, 2022. С. 17-23.
Вишняков А.И., Карымова О.С., Трифонова Е.А. Особенности ценностной сферы студентов русской и татарской этнической принадлежности (на примере Оренбургского государственного университета) // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-10. С. 2248-2252. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37392
Головаха Е.И. Критерии продуктивности жизни // Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1985. С. 256-265.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Москва: Смысл, 2008. 267 с.
Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Москва: Смысл, 2022. 303 с.
Люкманов Д.Р. Кросс-культурные особенности русских и татарских студентов // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2019. № 12(39). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/Dec19_3/KROSS-KULTURNYE%20OSOBENNOSTI%20RUSSKIH%20I%20TATARSKIH%20STUDENTOV.pdf
Никитин И.Ю. Психобиография: некоторые размышления о кризисе жанра // Журнал клинического и прикладного психоанализа. 2023. Том IV. № 1. С. 158-172. URL: https://psychoanalysis-journal.hse.ru/article/view/17101/15746
Фахрутдинова Л.Р. Особенности переживаний русских и татар на примере многонационального региона Татарстана // Филология и культура. 2013. № 1(31). С. 303-309.
Кирилов К.Н. Сравнително проучване на резултати от каузометричен анализ и въпросника за времева перспектива ZTPI // Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 2(8). С. 35-39. https://doi.org/10.34671/SCH.BSR.2020.0402.0009
Кирилов К.Н. Причинно-целеви анализ на психологическото време в средна зряла възраст. Автореферат., Болгария, Пловдив: Пловдивский университет "Паисий Хилендарски", 2021. 45 с. URL: https://procedures.uni-plovdiv.bg/procedureinfo.php?pid=2331
Denissen J.J.A, Luhmann M., Chung J.M., Bleidorn W. Transactions between life events and personality traits across the adult lifespan // Journal of Personality and Social Psychology. 2019. Vol. 116(4). P. 612-633.
Kondrashev A.V, Kronik A.A. Psycho-biographical analysis with APL // ACM SIGAPL APL Quote Quad. 1991. Vol. 21, no. 4. P. 244-249.
Kronik A.A. How Young Are You?: Understanding Psychological Age, Time, Causometry, to Create Meaningful, Harmonious, Productive Lives. Washington, DC: New Academia Publishing. 2018. 133 p.
Kronik A.A., Akhmerov R.A., Speckhard А. Trauma and Disaster as Life Disrupters: A Model of Computer-Assisted Psychotherapy Applied to Adolescent Victims of the Chernobyl Disaster // Professional Psychology: Research and Practice. 1999. Vol. 30, no. 6. P. 586-599.
Lodi-Smith J., Roberts B.W. Social investment and personality: A meta-analysis of the relationship of personality traits to investment in work, family, religion, and volunteerism // Personality and Social Psychology Review. 2007. Vol. 11. P. 68-86. https://doi.org/10.1177/1088868306294590
Lüdtke O., Roberts B.W., Trautwein U., Nagy G. A random walk down university avenue: life paths, life events, and personality trait change at the transition to university life // Journal of personality and social psychology. 2011. Vol. 101, no. 3. P. 620-637. http://dx.doi.org/10.1037/a0023743
Roberts B.W., Walton K.E., Viechtbauer W. Patterns of mean-level change in personality traits across the life course: A meta- analysis of longitudinal studies // Psychological Bulletin. 2006. Vol. 132. P. 1-25. https://doi.org/10.1037/0033-2909.132.1.1
References
Ananyev B.G. Man as an object of knowledge. Leningrad: Leningrad University Publ., 1968, 339 p.
Akhmerov R.A. Biographical crises of personality. Abstract of PhD dissertation. Moscow, 1994, 210 p.
Akhmerov R.A. The value concept of events and life scenarios. Rodovye korni i istoriya kraya v duhovnyh tradiciyah tatarskogo naroda: sbornik statej i tezisov V Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara, posvyashchennogo 30-letnemu yubileyu mecheti-medrese "Ak mechet" [Ancestral roots and history of the region in the spiritual traditions of the Tatar people: a collection of articles and abstracts of the V International scientific and practical seminar dedicated to the 30th anniversary of the mosque-madrasah "The White Mosque"], December 10, 2022. Naberezhnye Chelny: The White Mosque, 2022, pp. 17-23.
Vishnyakov A.I., Karymova O.S., Trifonova E.A. Features of the value sphere of students of Russian and Tatar ethnicity (on the example of Orenburg State University). Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2015, no. 2-10, pp. 2248-2252. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37392
Golovakha E.I. Criteria of productivity of life. Zhizn' kak tvorchestvo: Social'no-psihologicheskij analiz [Life as creativity: Socio-psychological analysis], Kiev: Scientific thought, 1985, pp. 256-265.
Golovakha E.I., Kronik A.A. Psychological time of personality. Moscow: Sense Publ., 2008, 267 p.
Kronik A.A., Akhmerov R.A. Causometry: methods of self-knowledge, psychodiagnostics and psychotherapy in the psychology of the life path. Moscow: The meaning Publ., 2022, 303 p.
Lyukmanov D.R. Cross-cultural features of Russian and Tatar students. Nauchno-prakticheskij elektronnyj zhurnal Alleya Nauki [Scientific and practical electronic journal Science Alley], 2019, no. 12 (39). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/Dec19_3/KROSS-KULTURNYE%20OSOBENNOSTI%20RUSSKIH%20I%20TATARSKIH%20STUDENTOV.pdf
Nikitin I.Y. Psychobiography: some reflections on the crisis of the genre. Zhurnal klinicheskogo i prikladnogo psihoanaliza [Journal of Clinical and Applied Psychoanalysis], 2023, vol. IV, no. 1, pp. 158-172. URL: https://psychoanalysis-journal.hse.ru/article/view/17101/15746
Fakhrutdinova L.R. Peculiarities of the experiences of Russians and Tatars on the example of the multinational region of Tatarstan. Filologiya i kul'tura [Philology and culture. Philology and Culture], 2013, no. 1(31), pp. 303-309.
Kirilov K.N. Comparative study of the results of causometric analysis and the questionnaire for the temporal perspective of the world. Balkansko nauchno obozrenie [Balkan scientific review], 2020, vol. 4, no. 2(8), pp. 35-39. https://doi.org/10.34671/SCH.BSR.2020.0402.0009
Kirilov K.N. Causal-targeted analysis of psychological time in middle adulthood. Abstract of PhD dissertation. Bulgaria, Plovdiv, 2021. 45 p. URL: https://procedures.uni-plovdiv.bg/procedureinfo.php?pid=2331
Denissen J.J.A, Luhmann M., Chung J.M., Bleidorn W. Transactions between life events and personality traits across the adult lifespan. Journal of Personality and Social Psychology, 2019, vol. 116(4), pp. 612-633.
Kondrashev A.V, Kronik A.A. Psycho-biographical analysis with APL. ACM SIGAPL APL Quote Quad, 1991, vol. 21, no. 4, pp. 244-249.
Kronik A.A. How Young Are You?: Understanding Psychological Age, Time, Causometry, to Create Meaningful, Harmonious, Productive Lives. Washington, DC: New Academia Publishing Publ., 2018. 133 p.
Kronik A.A., Akhmerov R.A., Speckhard А. Trauma and Disaster as Life Disrupters: A Model of Computer-Assisted Psychotherapy Applied to Adolescent Victims of the Chernobyl Disaster. Professional Psychology: Research and Practice, 1999, vol. 30, no. 6, pp. 586-599.
Lodi-Smith J., Roberts B.W. Social investment and personality: A meta-analysis of the relationship of personality traits to investment in work, family, religion, and volunteerism. Personality and Social Psychology Review, 2007, vol. 11, pp. 68-86. https://doi.org/10.1177/1088868306294590
Lüdtke O., Roberts B.W., Trautwein U., Nagy G. A random walk down university avenue: life paths, life events, and personality trait change at the transition to university life. Journal of personality and social psychology, 2011, vol. 101, no. 3, pp. 620-637. http://dx.doi.org/10.1037/a0023743
Roberts B.W., Walton K.E., Viechtbauer W. Patterns of mean-level change in personality traits across the life course: A meta- analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, 2006, vol. 132, pp. 1-25. https://doi.org/10.1037/0033-2909.132.1.1
Просмотров аннотации: 37 Загрузок PDF: 10
Copyright (c) 2024 Rashad A. Akhmerov, Nailya G. Khakimova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.