ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Аннотация
Обоснование. Учитель зачастую первым сталкивается с буллингом среди учеников и его вмешательство в большой степени может способствовать прекращению и преодолению травли. Идентификация, атрибуция и реакция учителя на буллинг в зависимости от его вида способствуют повышению эффективности решения ситуации буллинга.
Цель – выявление уровня сформированности профессиональной компетенции (по уровням «знать» и «уметь») школьных учителей в области профилактики и предупреждения буллинга по основным его видам в системе «ученик-ученик (группа учеников)» в школе.
Материалы и методы. Диагностика по декомпозированной на уровни антибуллинговой компетенции посредством тестирования и решения кейсов по видам буллинга проводилась с 86 учителями всех школ г. Набережные Челны, равномерно распределенными по возрасту, стажу, категории относительно генеральной совокупности городских учителей.
Результаты. Антибуллинговая компетенция педагогов диагностирована на низком и среднем уровнях, не превышая 60% от сформированности компетенции. Знания о буллинге и мерах реагирования на него у учителей сформированы лучше, чем соответствующие умения. Успешность антибуллинговых действий прямо пропорциональна уровням сформированности когнитивного и деятельностного компонентов антибуллинговой компетенции. Наиболее осведомлены и эффективны педагоги в вопросах предупреждения и профилактики физического и экономического буллинга в школьной среде, а наименее – при проявлениях психологического и кибербуллинга.
Финансирование. Исследование выполнено по проекту «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов по профилактике и преодолению буллинга в школе» (UERW-2024-0005, р/н 1023032900404-2-5.3.1;5.1.1) в рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) между Министерством просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет».
Скачивания
Литература
Список литературы
Аплеснин А.П. Биккинин И.А. О противодействии кибербуллингу в образовательных организациях // Наука Красноярья. 2020. Т. 9, № 3-4. С. 7-12. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2020-3-4-7-12
Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 6. С. 5-12.
Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. С. 55-68.
Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. C. 15-18.
Калинина Д.С. Социальная профилактика буллинга // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2024. Т. 7, № 1. С. 28-36.
Лазаренко А.А. Психологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателей высшей школы. Краснодар: Григорьева Л. К., 2013. 144 с.
Новикова М.А., Реан А.А., Коновалов И.А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования = Educational Studies Moscow. 2021. № 3. С. 62-90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-62-90
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.102013. URL: https://base.garant.ru/70535556/
Ульяновская Ю.С. Социальная профилактика буллинга в школьной подростковой среде // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3(23). С. 111-120.
Федотенко И.Л. Формирование психолого-педагогической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в инклюзивном пространстве // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21, № 3. С. 30-37. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210304
Чаткина С.Н. Становление психологической компетентности будущего учителя начальных классов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 22 с.
Fischer S.M., Bilz L. Chapter 29: Teachers bullying intervention competence: a German study on aspects of crucial competence for bullying interventions in schools // Handbook of school violence, bullying and safety. New York: Routledge, 2024. P. 403-416. https://doi.org/10.4337/9781035301362.00042
Gils F., Verschueren K., Demol K., Ten Bokkel I., Colpin H. Teachers' bullying‐related cognitions as predictors of their responses to bullying among students. British Journal of Educational Psychology. 2023. Vol. 93, Is. 2. P. 513-530. https://doi.org/10.1111/bjep.12574
Hulkin M., Irawan M.F., Noptario N., Zakaria A.R. Teachers' Efforts to Overcome Bullying Cases in the School Environment: Effective Steps to Curb Bullying Behavior // Educative: Jurnal Ilmiah Pendidikan, 2024. Vol. 2, No. 1. P. 41-47. https://doi.org/10.37985/educative.v2i1.374
Luca de L., Nocentini A., Menesini E. The Teacher’s Role in Preventing Bullying // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article 1830. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01830
Pérez-Jorge D., Rodríguez-Jiménez M. del C., González Contreras A.I., Ruiz J.R. Teachers’ beliefs about bullying, analysis to reorient teacher training // Humanities & Social Sciences Reviews. 2020. Vol. 8, No. 5. P. 294-306. https://doi.org/10.18510/hssr.2020.8527
Sainio M., Herkama S., Turunen T., Rönkkö M., Kontio M., Poskiparta E., Salmivalli K. Implementing a sustainable anti-bullying -mentation program: School profiles and predictors // Scandinavian Journal Psychology. 2020. Vol. 61, Is. 1. P. 132-142. https://doi.org/10.1111/sjop.12487
References
Aplesnin A.P. Bikkinin I.A. On countering cyberbullying in educational organizations. Nauka Krasnoyar'ya [Krasnoyarsk Science], 2020, vol. 9, no. 3-4, pp. 7-12. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2020-3-4-7-12
Baeva I.A., Laktionova E.B. Expert assessment of the state of the educational environment for comfort and safety. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2013, vol. 18, no. 6, pp. 5-12.
Vishnevskaya V.I., Butovskaya M.L. The phenomenon of school bullying: aggressors and victims in the Russian school. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic review], 2010, no. 2. pp. 55-68.
Kon I. S. What is bullying and how to deal with it. Sem'ya i shkola [Family and school], 2006, no. 11, pp. 15-18.
Kalinina D.S. Social prevention of bullying. International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology, 2024, vol. 7, no. 1, pp. 28-36.
Lazarenko A.A. Psychological competence as a determinant of professional success of higher school teachers. Krasnodar: Grigorieva L. K., 2013, 144 p.
Novikova M.A., Rean A.A., Konovalov I.A. Bullying in Russian schools: experience in diagnosing prevalence, gender and age characteristics and connection with the school climate. Educational Studies Moscow, 2021, no. 3, pp. 62-90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-62-90
"On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation no. 544n dated 2013 October, 18. URL: https://base.garant.ru/70535556/
Ulianovskaya Yu.S. Social prevention of bullying in the school adolescent environment. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern studies of social issues], 2015, no. 3(23), pp. 111-120.
Fedotenko I.L. Formation of psychological and pedagogical readiness of future teachers for professional activity in an inclusive space. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of practical psychology of education], 2024, vol. 21, no. 3, pp. 30-37. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210304
Chatkina S.N. Formation of psychological competence of a future primary school teacher: abstract. ... cand. psychological sciences. Tambov, 2009, 22 p.
Fischer S.M., Bilz L. Chapter 29: Teachers bullying intervention competence: a German study on aspects of crucial competence for bullying interventions in schools. In: Handbook of school violence, bullying and safety. New York: Routledge, 2024, pp. 403-416. https://doi.org/10.4337/9781035301362.00042
Gils F., Verschueren K., Demol K., Ten Bokkel I., Colpin H. Teachers' bullying‐related cognitions as predictors of their responses to bullying among students. British Journal of Educational Psychology, 2023, vol. 93, is. 2, pp. 513-530. https://doi.org/10.1111/bjep.12574
Hulkin M., Irawan M.F., Noptario N., Zakaria A.R. Teachers' Efforts to Overcome Bullying Cases in the School Environment: Effective Steps to Curb Bullying Behavior. Educative: Jurnal Ilmiah Pendidikan, 2024, vol. 2, no. 1, pp. 41-47. https://doi.org/10.37985/educative.v2i1.374
Luca de L., Nocentini A., Menesini E. The Teacher’s Role in Preventing Bullying. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10, article 1830. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01830
Pérez-Jorge D., Rodríguez-Jiménez M. del C., González Contreras A.I., Ruiz J.R. Teachers’ beliefs about bullying, analysis to reorient teacher training. Humanities & Social Sciences Reviews, 2020, vol. 8, no. 5, pp. 294-306. https://doi.org/10.18510/hssr.2020.8527
Sainio M., Herkama S., Turunen T., Rönkkö M., Kontio M., Poskiparta E., Salmivalli K. Implementing a sustainable anti-bullying -mentation program: School profiles and predictors. Scandinavian Journal Psychology, 2020, vol. 61, is. 1, pp. 132-142. https://doi.org/10.1111/sjop.12487
Просмотров аннотации: 33 Загрузок PDF: 19
Copyright (c) 2024 Nailya G. Khakimova, Marina М. Gumerova, Timur A. Magsumov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.