ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКЦИОННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, лекция, модуль содержания, «сжатие» учебной информации, диалогический метод, самостоятельная работа студентов, цифровые образовательные ресурсы, тест

Аннотация

Обоснование. Цифровизация образования актуализировала в вузовском обучении лекционным гуманитарным дисциплинам необходимость поиска новых методических решений, адекватных организационным условиям смешанного обучения, которые способствовали бы достижению высоких образовательных результатов в практике гуманитарной подготовки студентов инженерных специальностей.

Цель. Разработать методику эффективного обучения лекционной дисциплине «Деловая коммуникация на русском языке» с использованием цифровых образовательных ресурсов как средства обеспечения самостоятельной теоретической и практической работы студентов, контроля результатов их учебной деятельности.

Материалы и методы. В статье представлен опыт работы – результат теоретического анализа научной и методической литературы и обобщения собственной педагогической практики. Использовалось сравнение результатов анализа педагогической документации, результатов обучения групп по традиционной форме и с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Результаты. Разработана актуальная для технических вузов методика обучения лекционной дисциплине «Деловая коммуникация на русском языке» в условиях перевода практической работы студентов на цифровые образовательные ресурсы. Она обеспечивает эффективное формирование коммуникативной компетенции с позиций информационного и лингвистического подходов. Лекционный формат обучения реализует идею «погружения», что достигается: 1) представлением содержания дисциплины как системы модулей, сформированных на основе «сжатия» информации в ориентированные графы, отражающие логический и ценностный аспекты обучения; 2) использованием цифровых средств визуализации смысловых акцентов лекции; 3) диалогизацией обучения. Самостоятельная работа студентов реализует практический формат обучения, предполагает параллельное с аудиторными занятиями прохождение электронного курса на цифровой образовательной площадке университета: выполнение теоретических и практических заданий, ориентированных на актуализацию и обогащение коммуникативного опыта обучающихся. Модульный контроль проводится в форме тестирования. Оценка балльно-рейтинговая; итоговая – накопительная, с допуском к исправлению текущего результата.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena V. Dunayenko, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, русского и русского как иностранного

Irina P. Nazarova, Казанский государственный энергетический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Tatyana A. Burtceva, Казанский (Приволжский) федеральный университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного

Литература

Список литературы

Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Бочкина Н.А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 137-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-137-175

Дунаенко Е.В. Концентрированное обучение гуманитарным предметам в профессиональном образовании. Монография. Казань: КГЭУ, 2011. 132 с.

Ибрагимов Г.И., Гайнутдинов Р.Г. Лекция в вузе: теория, история, практика. Монография. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. 196 с.

Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Ленинград: Изд-во ЛГУ. 1991. 384 с.

Лукоянова Ю.К., Ячина Н.П. Формирование речевой культуры будущих специалистов // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. № 2(72). С. 222-228. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-222-228

Макаренко Ю.В., Сивцева А.С., Браславская Е.А. Особенности коммуникативной компетентности будущих специалистов социономического профиля // Russian Journal of Education and Psychology. 2024, Т. 15, № 2. С. 42-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-495

Макарова Е.А. Интеграция цифровых образовательных ресурсов в смешанное обучение иностранному языку студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN122.pdf (дата обращения: 29.08.24)

Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. 88 с.

Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. Москва: Педагогика, 1974. 192 с.

Abuhassna H., Alnawajha S. Instructional Design Made Easy! Instructional Design Models, Categories, Frameworks, Educational Context, and Recommendations for Future Work // Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2023. Vol. 13, Is. 4. P. 715–735. https://doi.org/10.3390/ejihpe13040054

Abuhassna H., Al-Rahmi W.M., Yahya N. Development of a new model on utilizing online learning platforms to improve students’ academic achievements and satisfaction // International Journal of Educational Technology in High Education. 2020. No. 17. P. 38. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00216-z

Bliuc A.M., Goodyear P., Ellis R.A. Research focus and methodological choices in studies into students' experiences of blended learning in higher education // The Internet and Higher Education. 2007. Vol. 10, No. 4. P. 231-244. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2007.08.001

Oproiu G.C. A study about using e-learning platform (Moodle) in university teaching process // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 426-432. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.140

Salmon G. E-moderating: The key to teaching and learning online (3rd ed.). New York, NY, Routledge, 2011, 288 p.

References

Abramova N.S., Gladkova M.N., Vaganova O.I. Features of the development of assessment materials in the context of the implementation of the competence-based approach. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2017, no. 57-1, pp. 3-9.

Bordovskaya N.V., Koshkina E.A., Bochkina N.A. Obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennoy vysshey shkole (analiz otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniy i praktik). Obrazovanie i nauka [Education and science], 2020, vol. 22, no. 6, pp. 137-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-137-175

Dunaenko E.V. Concentrated teaching of humanitarian subjects in professional education. Monograph. Kazan: KGEU, 2011, 132 p.

Ibragimov G.I., Gaynutdinov R.G. Lecture in higher education: theory, history, practice. Monograph. Kazan: Shkola Publ., 2017, 196 p.

Kagan M.S. System approach and humanitarian knowledge. Leningrad: LGU Publ. 1991, 384 p.

Lukoyanova Yu.K., Yachina N.P. Formation of speech culture of future specialists. Filologiya i kul'tura [Philology and Culture], 2023, no. 2(72), pp. 222-228. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-222-228

Makarenko Yu.V., Sivtseva A.S., Braslavskaya E.A. Features of communicative competence of future specialists of socionomic profile. Russian Journal of Education and Psychology, 2024, vol. 15, no. 2, pp. 42-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-495

Makarova E.A. Integration of digital educational resources in blended learning of foreign language of university students. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [The world of science. Pedagogy and psychology], 2022, vol. 10, no. 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN122.pdf

Makhmutov M.I., Ibragimov G.I., Choshanov M.A. Pedagogical technologies of development of students' thinking. Kazan: TGZhI, 1993, 88 p.

Sokhor A.M. Logical structure of educational material. Questions of didactic analysis. Moscow: Pedagogika, 1974, 192 p.

Abuhassna H., Alnawajha S. Instructional Design Made Easy! Instructional Design Models, Categories, Frameworks, Educational Context, and Recommendations for Future Work. Journal of Investigation in Health, Psychology and Education, 2023, vol. 13, is. 4, pp. 715-735. https://doi.org/10.3390/ejihpe13040054

Abuhassna H., Al-Rahmi W.M., Yahya N. Development of a new model on utilizing online learning platforms to improve students’ academic achievements and satisfaction. Inernational Journal of Educational Technology in High Education, 2020, no. 17, p. 38. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00216-z

Bliuc A.M., Goodyear P., Ellis R.A. Research focus and methodological choices in studies into students' experiences of blended learning in higher education. The Internet and Higher Education, 2007, vol. 10, no. 4, pp. 231-244. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2007.08.001

Oproiu G.C. A study about using e-learning platform (Moodle) in university teaching process. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 180, pp. 426-432. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.140

Salmon G. E-moderating: The key to teaching and learning online, (3rd ed.). New York, NY, Routledge, 2011, 288 p.


Просмотров аннотации: 25
Загрузок PDF: 5
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Dunayenko, E., Nazarova, I., & Burtceva, T. (2024). ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКЦИОННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 466-484. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-653
Раздел
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ