ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: проектная деятельность студентов, требования ФГОС, студенческий научный клуб, спортивная терминология, терминологическая номинация, языковая метафора, иноязычные лексические заимствования

Аннотация

Обоснование. В статье описывается оригинальный подход к привлечению студентов неязыкового (спортивного) направления подготовки к научно-исследовательской работе на базе студенческого научного клуба (далее – СНК), созданного при кафедре иностранных языков. В ходе проектно-поисковой деятельности, студенты дополнительно развивают свою коммуникативную компетенцию и получают опыт организации научного поиска, что и является целью описываемого проекта. Работая с двуязычными спортивными терминологиями (термины вида спорта в русском и английском языках в их сопоставлении), студенты, действуя в рамках когнитивной лингвистики, проводят метафорическое моделирование и выясняют механизмы терминологической номинации в области выбранного вида спорта. Знакомство с лингвистическими исследованиями позволяет формировать у студентов понимание номинативных процессов, происходящих в русском языке под влиянием английского, а также способствует углублению познаний обучающихся в межкультурной коммуникации.

Цель. Цель исследованияинтегрировать теоретико-прикладные лингвистические знания в коммуникативную компетенцию студентов, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура», посредством вовлечения учащихся в работу студенческого научного клуба при кафедре иностранных языков.

Материалы и методы. В ходе реализации описываемого в статье студенческого исследовательского проекта применялись методы описания двуязычных терминологических глоссариев, метод метафорического моделирования, статистический анализ выявленных закономерностей. Была предпринята попытка комплексного изучения русскоязычных и англоязычных терминов фигурного катания в сопоставлении. Эмпирическая база опирается на исследования терминосистем и анализ социокультурных стереотипов.

Результаты. Результаты описываемой студенческой проектной деятельности имеют как практическую, так и воспитательную ценность. Формирование у студентов понимания природы языковой номинации в русском и английском языках в сравнении способствует расширению познаний обучающихся в области межкультурной коммуникации. Вовлечение студентов в проектно-поисковую работу имеет целью познакомить их с основами научных исследований, подготовить к дальнейшей исследовательской работе, повысить мотивацию к обучению и способствовать включению в научную деятельность в будущем по профилю выбранной профессии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Lyudmila A. Zhebrunova, Смоленский государственный университет спорта

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Список литературы

72 Научно-практическая конференция студентов и магистрантов ФГБОУ ВО «СГУС» // Официальный сайт Смоленского государственного университета спорта. URL: https://sgus.ru/nauka/konferentsii/2023/stud/index.php (дата обращения 18.06.2024).

Абрамова А.Г. Метафора и типология терминосистем // Язык и слово: сборник научных трудов. Чебоксары, 2021. С. 38-44.

Алефиренко Н.Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм. М.: Элпис, 2008. 271 с.

Апресян К.Г. Метафоризация терминов с компонентом цветообозначения в финансово-экономическом дискурсе (на материале англоязычной, русскоязычной и франкоязычной прессы) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Владикавказ, 2020. №4. С. 69-81.

Арутюнова Н.Д. Язык и Мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 895 с.

Горбунова М.А. Англоязычные термины сферы теологии: некоторые модели метафорического переноса // Материалы международной научно-практической конференции «Ценностные ориентации эпохи цифровизации: лингвопрагматический аспект». Тамбов, 2022. С. 101-107.

Жебрунова Л.А. Лингвокогнитивная модель фразеосемантического поля «Страхование» (на материале английского и русского языков): дисс. … к. филол. н. Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2009. 225 с.

Жебрунова Л.А. Метафора как модель терминообразования в рамках семантического поля «страхование» (на материале русского и английского языков) // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 2. Серия «Филологические науки». Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2010. С. 62-65.

Жебрунова Л.А. Русский язык как объект особого внимания

при обучении студентов вуза // Сборник материалов 74-й научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «СГУС». Смоленск, 2024. С. 99-105. URL: https://sgus.ru/nauka/konferentsii/2024/pps/sb.pdf (дата обращения 18.06.2024)

Жебрунова Л.А. Устойчивый словесный комплекс и социокультурный стереотип: взаимосвязь понятий // Гуманитарный научный вестник. Смоленск, 2020. №2. С. 128–133. https://doi.org/10.5281/zenodo.3745540

Ивина Л.В. Лингвокогнитивные основы анализа отраслевых терминосистем (на примере англоязычной терминологии венчурного финансирования): учебно-методическое пособие. Москва: МГЛУ: Академический проспект, 2003. 305 с.

Концепция языковой политики Российской Федерации: проект от 16.07.2021 // Институт языкознания РАН. URL: https://iling-ran.ru/languages_of_russia/koncepcija_jazykovoj_politiki.pdf (дата обращения 22.12.2023).

Марабини А.Р. Когнитивный аспект номинации: к исследованию экономической фразеологической терминосистемы русского языка // Когнитивные исследования языка. Белгород, 2023. №3-1(54). С. 750-753.

Липилина Л.А. Когнитивные аспекты семантики метафорических инноваций: автореф. дис. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1998. 24 с.

Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. Московский психолого-социальный институт, 2006. 200 с.

Плотникова И.В. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / Плотникова И.В. Редько Л. А., Шевелева Е.А., Ефремова О.Н. // Современные проблемы науки и образования. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2021. № 2. С. 61–64. https://doi.org/10.17513/spno.30669

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.09.2017 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2020, 8.02.2021) // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201710180015 (дата обращения 7.06.2024).

Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Комкнига, 2006. 250 с.

Ройзензон Л.И. Фразеологизация как лингвистическое явление // Труды СамГУ им. А. Навои. Вып. 113. Самарканд: Новая серия, 1961. С. 101-117.

Телия В.Н. О феномене воспроизводимости языковых выражений // Язык. Сознание. Коммуникация: сб. науч. трудов. Вып. 30. М.: МАКС-Пресс, 2005. С. 4-42.

Фигурное катание: сайт «Тулуп.ру». URL: https://www.tulup.ru/index.html (дата обращения 10.02.2023).

Хижняк С.П. Когнитивная проблематика в общей теории термина / монография. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2020. 188 с.

Царанников С.В. Проектная деятельность в аспекте реализации требований ФГОС // Актуальные тренды в современном образовании: сборник научных трудов по итогам конференции. Саратов, 2022. С. 231–235.

Howarth P. Phraseology and Second Language Proficiency. Applied Linguistics. Leeds: University of Leeds, 1996, pp. 24-44. https://doi.org/10.1093/applin/19.1.24

Lakoff G. The contemporary Theory of Metaphor. Metaphor and Thought. Ed. A. Ortony. Cambridge: Cambridge University Press, 1992, 2nd ed., pp. 202-251. https://doi.org/10.1017/CBO9781139173865.013

Nattinger J., DeCarrico J. Lexical phrases and language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1992, 240 p. https://doi.org/10.2307/329018

References

72nd Student Research and Practical Conference of the Smolensk State University of Sports [72 Nauchno-prakticheskaya konferenciya studentov i magistrantov FGBOU VO «SGUS»]. https://sgus.ru/nauka/konferentsii/2023/stud/index.php (accessed 18 June 2024)]

Abramova A.G. Metaphor and typological studies of terminological systems. Yazyk i slovo [Language and word]. Collective papers. Cheboksary, 2021, pp. 38-44.

Alefirenko N.F. Phraseology in the Modern Linguistic Paradigm. Moscow, 2008, 271 p.

Apresyan K.G. Metaphorization of the colour terms in the financial and economic discourse (by the example of English, Russian and French mass media). Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki [Issues of philology and pedagogical linguistics]. Vladikavkaz, 2020, no. 4, pp. 69-81.

Arutyunova N.D. Language and the Human World. Moscow, 1999, 895 p.

Gorbunova M.A. English-language terms of theology: a few models of the metaphorical transfer. Cennostnye orientacii epohi cifrovizacii: lingvopragmaticheskij aspekt [Values of the digital epoch: linguo-pragmatic aspect]. Materials of the international conference. Tambov, 2022, pp. 101-107.

Zhebrunova L.A. Cognitive linguistic Model of the Phraseosemantic Field ‘Insurance’ on the Material of the Russian and English Languages. PhD Diss. Smolensk, 2009, 225 p.

Zhebrunova L.A. Metaphor as a model of term formation within the semantic field "insurance" (based on the material of the Russian and English languages). Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. Seriya «Filologicheskie nauki» [Kant University Bulletin. Series "Philological Sciences"], Is. 2. Kaliningrad, 2010, pp. 62-65.

Zhebrunova L.A. The Russian language as the issue of special attention at the higher educational institutions. Materials of the 73d Research and Practical Conf. of the Teaching Staff, Smolensk State University of Sports, 2022. https://sgus.ru/nauka/konferentsii/2024/pps/sb.pdf (accessed 18 June 2024)

Zhebrunova L.A. Stable verbal complex and socio-cultural stereotype: interrelation of concepts. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik [Humanitarian scientific bulletin]. Smolensk, 2020, no. 2, pp. 128-133.

Ivina L.V. Cognitive linguistic analysis of the terminological systems by the example of the venture funding lexical system. Moscow, 2003, pp. 305.

The concept of the language policy of the Russian Federation. Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences. https://iling-ran.ru/languages_of_russia/koncepcija_jazykovoj_politiki.pdf (accessed 12 Dec.2023)

Marabini A.R. Cognitive aspect of nomination: on the studies of the economic phraseological terminological system of the Russian language. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive linguistic studies]. Belgorod, 2023, no. 3-1(54), pp. 750-753.

Lipilina L.A. Cognitive aspects of the semantics of the metaphorical innovations. Abstract of Phd Diss. Moscow, MGU, 1998, 24 p.

Pan'kin A.B. Formation of an ethno-cultural personality. Moscow, 2006, 200 p.

Plotnikova I.V. Project activity work as a constituent part of the research work in the institution of higher education / I.V. Plotnikova et al. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. Tomsk, 2021, no. 2, pp. 61-64.

Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 19 September 2017 No. 940 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education – Bachelor's degree in the Field of Training 49.03.01 Physical Culture" (with amendments and additions dated 26 November 2020, 8 February 2021). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201710180015 (accessed 18 June 2024)

Prohorov YU.E. National socio-cultural stereotypes of speech communication and their role in teaching the Russian language to foreigners. Moscow, 2006, 250 p.

Rojzenzon L.I. Phraseologisation as a Linguistic Phenomenon. Trudy SamGU im. A. Navoi. [Collected Papers of the Samarkand State University named after A. Navoi]. Vol. 113. Samarkand, 1961, pp. 101-117.

Teliya V.N. On the Phenomenon of the Replicating of the Language Compounds. Yazyk. Soznanie. Kommunikatsiya [Language. Consciousness. Communication]. Collected Papers. Vol. 30. Moscow, 2005, pp. 4-42.

Figure skating: Tulup.ru. https://www.tulup.ru/index.html (accessed 10 February 2023)

Hizhnyak S.P. Cognitive aspects of the general terminological theory. 2-nd edition. Saratov, 2020, 188 p.

Tsarannikov S.V. Project activity in the context of the Federal State Educational Standard (FGOS). Aktualnye trendy v sovremennom obrazovanii [Acute trends in modern education] Proc. of the conference. Saratov, 2022, pp. 231–235.

Howarth P. Phraseology and Second Language Proficiency. Applied Linguistics. Leeds: University of Leeds, 1996, pp. 24-44.

Lakoff G. The contemporary Theory of Metaphor. Metaphor and Thought. Ed. A. Ortony. Cambridge: Cambridge University Press, 1992, 2nd ed., pp. 202-251.

Nattinger J., DeCarrico J. Lexical phrases and language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1992, 240 p.


Просмотров аннотации: 13
Загрузок PDF: 2
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Zhebrunova, L. (2024). ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 555-572. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-558
Раздел
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ