ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: правовое образование, педагогическая профилактика, деформация правосознания, виртуальная реальность, правовое воспитание, информационные технологии

Аннотация

Цель. Обосновать эффективность применения технологий виртуальной реальности в системе правового образования для педагогической профилактики и предотвращения деструктивных психосоматических деформаций правосознания обучающихся.

Материалы и методы. В настоящем исследовании применялся комплекс взаимодополняющих методологических стратегий, позволивший осуществить междисциплинарный синтез проблематики психосоматической деформации правового сознания личности.

Метод теоретического анализа и обобщения результатов предшествующих исследований в сферах правоведения, психологии и информационных технологий выступил основой концептуализации рассматриваемого феномена.

Применение системного подхода обеспечило комплексное рассмотрение проблемы с учетом взаимовлияния психологических, правовых и технологических детерминант деформации правосознания.

Метод моделирования позволил разработать теоретическую модель использования виртуальной реальности для профилактики искажений структуры правового сознания личности.

В разделе «Материалы и методы» анализируется концепция соматических прав как теоретико-методологическая база исследования проблемы психосоматической деформации правового сознания. Рассматриваются взгляды различных ученых на природу и классификацию соматических прав, применяется междисциплинарный подход, интегрирующий методологию правоведения, психологии и информационных технологий.

Результаты. В статье демонстрируются опасности психосоматической деформации правосознания для личностного и социального развития, обосновывается необходимость разработки новых стратегий педагогической профилактики с использованием возможностей виртуальной реальности, формулируются конкретные рекомендации по минимизации рисков деструктивной трансформации правосознания посредством технологий метавселенных.

В статье проводится анализ причин и специфики проявления психосоматических деформаций правового сознания с опорой на теорию соматических прав. Раскрывается сущность технологий виртуальной реальности применительно к задачам оптимизации правовой социализации личности. Формулируются методические рекомендации по использованию инструментов виртуальной реальности для профилактики деструктивных трансформаций правосознания индивида.

Область применения результатов. В разделе «Обсуждение» анализируются перспективы использования метавселенных для моделирования правовых ситуаций, формирования гуманистически ориентированного типа правосознания, реализации принципа соматических прав в виртуальной среде, и обосновывается потенциал VR–технологий для оптимизации процессов правовой социализации личности.

Комплексное применение технологий виртуальной реальности в системе правового образования позволит осуществлять эффективную педагогическую профилактику и коррекцию психосоматически обусловленных деформаций правового сознания обучающихся.

В заключении резюмируются основные выводы относительно возможностей применения метавселенных для профилактики и коррекции психосоматически обусловленных деформаций структуры правового сознания личности. Определяются перспективные направления дальнейших исследований в данной сфере.

Результаты настоящей работы могут быть применены как при подготовке преподавателей, так и непосредственно в рамках организации правового образования в образовательных организациях.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Oleg T. Slanov, Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова

соискатель кафедры педагогического образования

Литература

Список литературы

Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Право на физическую свободу // Государство и право. 2005. № 3. С. 21.

Верма Ш., Храм М. Педагогический потенциал применения метавселенной в обучении: развитие профессиональных компетенций учителей // Современное педагогическое образование. 2023. №6. С. 6-13.

Гуров О.Н., Конькова Т.А. Метавселенные для человека или человек для метавселенных // Искусственные общества. 2022. Т. 17. № 1.

Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско–правовом измерении: к постановке проблемы / В. И. Крусс // Государство и право. 2000. № 10. С. 43–50.

Лаврик М. А. К теории соматических прав человека / М. А. Лаврик // Сибирский юрид. вестн. 2005. № 3. С. 16–26

Конференция по искусственному интеллекту. Стенограмма. 12.11.2021. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67099

Мазаник Е. Н., Дементей О. А. Соматические права: теория и практика правового регулирования // Труд. Профсоюзы. Общество. 2018(4). C. 59–62.

Писаренко В. И., Носова О. И. Метареальность как новые условия разработки и реализации образовательного процесса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. №12/2. С. 76–83.

Семитко А.П. О приоритете прав и свобод человека как правовом принципе либерализма в российской зарубежной литературе // Науч. ежегодник Интафилософии и права Урал. отд–ния Рос. акад. наук. Екатеринбург, 2017. Том 17. Вып. 1, С. 83–105.

Сланов О.Т. Проблема классификации прав и свобод человека, гражданина, личности. Место соматических прав и свобод в системе и в теории права // Право и политика. 2008. № 7. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=50641

Сорина Г. В., Гуров Ф. Н. Метавселенная и проблемы современного образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. №3. С. 9-23.

Старовойтова О.Э. Юридический механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина в Российской Федерации: историко–правовой и теоретический анализ : дис. … д–ра юрид. наук : 12.00.01 / О.Э Старовойтова. СПб., 2006. 380 с.

Стивенсон Н. Лавина. URL: https://www.litres.ru/book/nil–stivenson/lavina–31740115/

Федоренко С.П. Метавселенная и право на образование: теоретико–правовой аспект // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 1. С. 60-66.

Beaudoin M., Hudon A., Giguere C.E., Potvin S., Dumais A. Prediction of quality of life in schizophrenia using machine learning models on data from Clinical Antipsychotic Trials of Intervention Effectiveness (CATIE) schizophrenia trial. NPJ Schizophr. 2022, 8, p. 29.

Cerasa A., Gaggioli A., Marino F. et al. The promise of the metaverse in mental health: the new era of MEDverse. Heliyon, 2022, vol. 8, e1176. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e1176

Díaz J., Saldaña C., & Avila C. Виртуальный мир как ресурс для гибридного образования // Международный журнал новых технологий в обучении (iJet), 2020, vol. 15(15), pp. 94–109.

Garavaglia L., Gulich D., Defeo M.M., Mailland J.T., Irurzun I.M. The effect of age on heart rate variability of healthy subjects // PLoS ONE, 2021, vol. 16.

Newson J.J., Pastukh V., Thiagarajan T.C. Poor separation of symptom profiles by DSM–5 disorder criteria // Front. Psychiatry, 2021, vol. 12, pp. 775–762.

Provenzano L., Porciello G., Ciccarone S., Lenggenhager B. Characterizing body image distortion and bodily self–plasticity in anorexia nervosa via visuo–tactile stimulation in virtual reality // J. Clin. Med., 2019, vol. 9 (1), pp. 98, https://doi.org/10.3390/jcm9010098

Reyno S. M., Simmons M., & Kinley J. A meta–analytic study examining the relationship between alexithymia and dissociation in psychiatric and nonclinical populations // Research in Psychotherapy: Psychopathology, Process and Outcome, 2020, vol. 23(1), pp. 99–107. https://doi.org/10.4081/ripppo.2020.439

Shankman S.A., Mittal V.A., Walther S. An examination of psychomotor disturbance in current and remitted MDD: An RDoC study // J. Psychiatry Brain Sci., 2020, 5.

Tschugguel Walter. A Transitive Perspective on the Relief of Psychosomatic Symptoms // Frontiers in Psychology, vol. 13, 2022, article 821566. Published online October 14, 2022. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9616690/

Yu C. K. –C. Pathological narcissism, dream experiences, and personality dynamics // Dreaming, 2018, vol. 28(4), pp. 322–336. https://doi.org/10.1037/drm0000087

Zeigler–Hill V., & Wallace M. T. Racial differences in narcissistic tendencies // Journal of Research in Personality, 2011, vol. 45(5), pp. 456–467. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2011.06.001

The Future of Us: Interview with a Cyborg. https://medium.com/startup-grind/a-talk-with-cyborg-activists-neil-harbisson-and-moon-ribas-790845008629

References

Avdeenkova M. P., Dmitriev Yu. A. Pravo na fizicheskuyu svobodu [The right to physical freedom]. Gosudarstvo i pravo [State and law], 2005, no. 3, p. 21.

Verma Sh., Xram M. Pedagogicheskij potencial primeneniya metavselennoj v obuchenii: razvitie professional`ny`x kompetencij uchitelej [Pedagogical potential of using the metaverse in teaching: development of professional competencies of teachers]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education], 2023, no. 6, pp. 6-13.

Gurov O.N., Kon`kova T.A. Metavselenny`e dlya cheloveka ili chelovek dlya metavselenny`x [Metaverses for humans or humans for metauniverses]. Iskusstvenny`e obshhestva [Artificial societies], 2022, vol. 17, no. 1.

Kruss V. I. Lichnostny`e («somaticheskie») prava cheloveka v konstitucionnom i filosofsko–pravovom izmerenii: k postanovke problemy` [Personal («somatic») human rights in the constitutional and philosophical-legal dimensions: towards the formulation of the problem]. Gosudarstvo i pravo [State and law], 2000, no. 10, pp. 43–50.

Lavrik M. A. K teorii somaticheskix prav cheloveka [On the theory of somatic human rights] Sibirskij yurid. Vestn [Legal bulletin of Siberian], 2005, no. 3, pp. 16–26.

Konferenciya po iskusstvennomu intellektu [Conference on artificial intelligence]. Stenogramma. 12.11.2021. http://kremlin.ru/events/president/news/67099

Mazanik E. N., Dementej O. A. Somaticheskie prava: teoriya i praktika pravovogo regulirovaniya [Somatic rights: theory and practice of legal regulation]. Trud. Profsoyuzy`. Obshhestvo [Work. Unions. Society], 2018(4), pp. 59–62.

Pisarenko V. I., Nosova O. I. Metareal`nost` kak novy`e usloviya razrabotki i realizacii obrazovatel`nogo processa [Metareality as new conditions for the development and implementation of the educational process]. Sovremennaya nauka: aktual`ny`e problemy` teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarny`e nauki [Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities], 2022, no. 12/2, pp. 76–83.

Semitko A.P. O prioritete prav i svobod chelovekakak pravovom principe liberalizma v rossijskoji zarubezhnoj literature [On the priority of human rights and freedoms as a legal principle of liberalism in Russian foreign literature]. Nauch. ezhegodnik Intafilosofii i prava [Scientific yearbook of Intaphilosophy and law]. Ural. otd–niya Ros. akad. nauk.Ekaterinburg, 2017, vol. 17, no. 1, pp. 83–105.

Slanov O.T. Problema klassifikacii prav i svobod cheloveka, grazhdanina, lichnosti. Mesto somaticheskix prav i svobod v sisteme i v teorii prava [The problem of classifying the rights and freedoms of a person, a citizen, an individual. The place of somatic rights and freedoms in the system and in the theory of law]. Pravo i politika [Law and politics], 2008, no. 7. https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=50641

Sorina G. V., Gurov F. N. Metavselennaya i problemy` sovremennogo obrazovaniya [Metaverse and problems of modern education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of Moscow University. Series 20. Teacher education], 2022, no. 3, pp. 9-23.

Starovojtova O.E. Yuridicheskij mexanizm realizacii i zashhity` somaticheskix prav cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii: istoriko–pravovoj i teoreticheskij analiz [Legal mechanism for the implementation and protection of somatic rights of man and citizen in the Russian Federation: historical, legal and theoretical analysis]. SPb., 2006, p. 380.

Stivenson N. Lavina [Avalanche]. https://www.litres.ru/book/nil–stivenson/lavina–31740115/

Fedorenko S.P. Metavselennaya i pravo na obrazovanie: teoretiko–pravovoj aspect [Metaverse and the right to education: theoretical and legal aspect]. Severo–Kavkazskij yuridicheskij vestnik [North of Caucasian legal bulletin], 2022, no. 1, pp. 60-66.

Beaudoin M., Hudon A., Giguere C.E., Potvin, S., Dumais A. Prediction of quality of life in schizophrenia using machine learning models on data from Clinical Antipsychotic Trials of Intervention Effectiveness (CATIE) schizophrenia trial. NPJ Schizophr, 2022, 8, p. 29.

Cerasa A., Gaggioli A., Marino F. et al. The promise of the metaverse in mental health: the new era of MEDverse. Heliyon, 2022, 8, e1176. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e1176

Díaz J., Saldaña C., & Avila C. iJet, 2020, vol. 15(15), pp. 94–109.

Garavaglia L., Gulich D., Defeo M.M., Mailland J.T., Irurzun I.M. The effect of age on heart rate variability of healthy subjects. PLoS ONE, 2021, vol. 16.

Newson J.J., Pastukh V., Thiagarajan T.C. Poor separation of symptom profiles by DSM–5 disorder criteria. Front. Psychiatry, 2021, vol. 12, pp. 775–762.

Provenzano L., Porciello G., Ciccarone S., Lenggenhager B. Characterizing body image distortion and bodily self–plasticity in anorexia nervosa via visuo–tactile stimulation in virtual reality. J. Clin. Med., 2019, vol. 9 (1), pp. 98, https://doi.org/10.3390/jcm9010098

Reyno S. M., Simmons M., & Kinley J. A meta–analytic study examining the relationship between alexithymia and dissociation in psychiatric and nonclinical populations. Research in Psychotherapy: Psychopathology, Process and Outcome, 2020, vol. 23(1), pp. 99–107. https://doi.org/10.4081/ripppo.2020.439

Shankman S.A., Mittal V.A., Walther S. An examination of psychomotor disturbance in current and remitted MDD: An RDoC study. J. Psychiatry Brain Sci., 2020, 5.

Tschugguel Walter. A Transitive Perspective on the Relief of Psychosomatic Symptoms. Frontiers in Psychology, vol. 13, 2022, article 821566. Published online October 14, 2022. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9616690/

Yu C. K. –C. Pathological narcissism, dream experiences, and personality dynamics. Dreaming, 2018, vol. 28(4), pp. 322–336. https://doi.org/10.1037/drm0000087

Zeigler–Hill V., & Wallace M. T. Racial differences in narcissistic tendencies. Journal of Research in Personality, 2011, vol. 45(5), pp. 456–467. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2011.06.001

The Future of Us: Interview with a Cyborg. https://medium.com/startup-grind/a-talk-with-cyborg-activists-neil-harbisson-and-moon-ribas-790845008629


Просмотров аннотации: 39
Загрузок PDF: 25
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Slanov, O. (2023). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 127-150. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-127-150
Раздел
Педагогические исследования