ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, осмысленность жизни, общая самоэффективность, показатели самоэффективности, старший школьный возраст

Аннотация

Введение. Статья посвящена актуальной в современной реальности проблеме: состояние у учащихся старших классов самоэффективности и смысложизненных ориентаций как факторов жизненных достижений, благополучия и успешности в выбранной сфере.

Цель: обобщить эмпирические результаты исследования взаимосвязи самоэффективности и СЖО старшеклассников, что позволит психологам учитывать выявленные факты в работе с учащимися, направленной на развитие у них самоэффективности в личностной и деятельностной сфере, основанной на реальной оценке смысла жизни, жизненных планов и ценностей.

Научная новизна представленных данных в подтверждении факта взаимосвязи между видами и компонентами самоэффективности, с одной стороны, и смысложизненными ориентациями личности, – с другой.

Методология и методы. Исследование проводилось на основе субъектно-деятельностного и гуманистического подходов с реализацией психодиагностических и теоретических методов (анализ, сравнение, обобщение), методов структурного и генетического анализа данных.

Результаты. Обоснована актуальность выявления и учета взаимосвязи самоэффективности и смысложизненных ориентаций в контексте эффективного взросления и становления личности старшеклассников; по трем методикам представлены эмпирические данные, их авторский анализ.

Область применения результатов: образование, развитие, психологическое консультирование, психокоррекция, психопрофилактика, социально-психологическое проектирование.

Заключение. Представленные результаты подтвердили, что между компонентами СЖО и самоэффективностью личности имеется прямая взаимосвязь: чем выше развиты смысложизненные ориентации, тем выше уровень самоэффективности общей, самоэффективности в предметной и межличностной сферах; чем выше самоэффективность личности, тем более зрелыми являются смысложизненные ориентации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Olga G. Kholodkova, Алтайский государственный педагогический университет

директор института психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Galina L. Parfenova, Алтайский государственный педагогический университет

доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Адлер А. Понять природу человека. Москва: Издательство АСТ, 2021. 320 с.

Берман Н. Д. Влияние самоэффективности на обучение студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 65-73.

Блинова Е. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор самоэффективности студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2023. №1. С. 30-34.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2019. 584 с.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. Москва: Смысл, 2000. 18 с.

Миронова О. И., Машкин К. А. Самоэффективность студентов во время экзаменационного стресса // Педагогика и психология образования. 2021. №3. С. 133-145.

Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 640 с.

Обласова, О. В., Черникова А. А. Психологические особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. №4 (53). С. 63-68.

Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Рабочая книга организационного психолога: учебное пособие. Воронеж, 2000. 299 с.

Роджерс К. Р. Клиент-центрированная терапия. Москва: Рефл-Бук, 1997. 318 с.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 512 с.

Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №1. С. 127-133

Скобликова Е. О. Самоэффективность: существенный мотив для обучения // Региональный вестник. 2020. №2 (41). С. 67-68.

Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 2017.368 с.

Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Москва: Просвещение, 1989. 448с.

Холодкова О. Г., Полякова М. Д. Ценностные ориентации и профессиональная направленность личности старших подростков // Педагогическое образование в России. 2022. №1. С. 165-172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-i-professionalnaya-napravlennost-lichnosti-starshih-podrostkov (дата обращения: 06.09.2023).

Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. Москва: Изд-во МСПИ, 2006. 768 с.

Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности // Иностранная психология. 1996. № 7.С. 71-77.

Appelbaum S., Hare A. Self-efficacy as a Mediator of Goal Setting and Performance // Journal of Managerial Psychology. 1996. Vol. 11. Iss. 3. Pр. 33–47.

Bandura A. Self-efficacy. In V. S. Ramachaudran (Ed.) // Encyclopedia of Human Behavior. 1994. Vol. 4. Pр. 71–81.

Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. No. 84 (2). Рp. 191-215.

Chan X.W., Kalliath T., Brough P. Work-family Enrichment and Satisfaction: the Mediating Role of Self-Efficacy and Work-life Balance // The International Journal of Human Resource Management. 2016. Vol. 27. Iss. 15. Pр. 1755–1776.

Development and Validation of a Measure of Cognitive and Behavioural Social Self-efficacy / R. Grieve, K. Witteveen, G.A. Tolan, B. Jacobson // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 59. Pр. 71–76.

Jerusalem M., Schwarzer R. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes // Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). Washington, DC : Hemisphere. 1992. Pр. 195–213.

Jung C. G. Editors Note. In Shamdasani, Sonu (ed.). The Black Books of C.G. Jung (1913–1932). Stiftung der Werke von C. G. Jung & W. W. Norton & Company, 2020. Vol. 1. 113 p.

Luszczynska A., Scholz U., Schwarzer R. The general self-efficacy scale: multicultural validation studies // The Journal of Psychology. September 2005. No. 139(5). Pp. 439-457. doi: 10.3200/JRLP.139.5.439-457.

Phillips J.M., Gully S.M. Role of Goal Orientation, Ability, Need for Achievement, and Locus of Control in the Self-efficacy and Goal-setting Process // Journal of Applied Psychology. 1997. Vol. 82. P. 792–802.

References

Adler A. Ponyat’ prirodu cheloveka [Understand human nature]. Moskva: Izdatel’stvo AST, 2021, 320 p.

Berman N. D. Vliyanie samoeffektivnosti na obuchenie studentov [The influence of self-efficacy on student learning]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, № 2, pp. 65-73.

Blinova E. E. Psikhologicheskaya bezopasnost’ obrazovatel’noy sredy kak faktor samoeffektivnosti studentov [Psychological safety of the educational environment as a factor in students’ self-efficacy]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, 2023, №1, pp. 30-34.

Leont’ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real’nosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moskva: Smysl, 2019, 584 p.

Leont’ev D. A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy [Test of life’s meaning orientations]. 2-e izd. Moskva: Smysl, 2000, 18 p.

Mironova O. I., Mashkin K. A. Samoeffektivnost’ studentov vo vremya ekzamenatsionnogo stressa [Students’ self-efficacy during exam stress]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2021, №3, pp. 133-145.

Mukhina V. S. Fenomenologiya razvitiya i bytiya lichnosti: Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Phenomenology of personality development and existence: Selected psychological works]. Voronezh: NPO «MODEK», 1999, 640 p.

Oblasova, O. V., Chernikova A. A. Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya tsennostnykh orientatsiy starsheklassnikov [Psychological features of the formation of value orientations of high school students]. Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2022, №4 (53), pp. 63-68.

Ognev A. S., Goncharov Yu. N. Rabochaya kniga organizatsionnogo psikhologa: uchebnoe posobie [The Organizational Psychologist’s Workbook: A Study Guide]. Voronezh, 2000, 299 p.

Rodzhers K. R. Klient-tsentrirovannaya terapiya [Client-centered therapy]. Moskva: Refl-Buk, 1997, 318 p.

Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. Saint-Petersburg: Piter, 2003, 512 p.

Sergeev R. V. Molodezh’ i studenchestvo kak sotsial’nye gruppy i ob”ekt sotsiologicheskogo analiza [Youth and students as social groups and an object of sociological analysis]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul’turologiya, 2010, №1, pp. 127-133

Skoblikova E. O. Samoeffektivnost’: sushchestvennyy motiv dlya obucheniya [Self-Efficacy: An Essential Motive for Learning]. Regional’nyy vestnik, 2020, №2 (41), pp. 67-68.

Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man in search of meaning]. Moskva: Progress, 2017, 368 p.

Freyd 3. Po tu storonu printsipa udovol’stviya [Beyond the pleasure principle]. Moskva: Prosveshchenie, 1989, 448 p.

Kholodkova O. G., Polyakova M. D. Tsennostnye orientatsii i professional’naya napravlennost’ lichnosti starshikh [Value orientations and professional orientation of the personality of elders]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2022, № 1, pp. 165-172.

Chudnovskiy V. E. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni: Izbrannye Trudy [Formation of personality and the problem of the meaning of life: Selected works]. Moskva: Izd-vo MSPI, 2006, 768 p.

Shvartser, R., Erusalem, M., Romek, V. G. Russkaya versiya shkaly obshchey samoeffektivnosti [Russian version of the general self-efficacy scale]. Inostrannaya psikhologiya, 1996, № 7, pp. 71-77.

Appelbaum S., Hare A. Self-efficacy as a Mediator of Goal Setting and Performance. Journal of Managerial Psychology, 1996, vol. 11, iss. 3, pp. 33–47.

Bandura A. Self-efficacy . In V. S. Ramachaudran (Ed.). Encyclopedia of Human Behavior, 1994, vol. 4, pp. 71–81.

Bandura, A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 1977, no. 84 (2), pp. 191-215.

Chan X.W., Kalliath T., Brough P. Work-family Enrichment and Satisfaction: the Mediating Role of Self-Efficacy and Work-life Balance. The International Journal of Human Resource Management, 2016, vol. 27, iss. 15, pp. 1755–1776.

Development and Validation of a Measure of Cognitive and Behavioural Social Self-efficacy / R. Grieve, K. Witteveen, G.A. Tolan, B. Jacobson. Personality and Individual Differences, 2014, vol. 59, pp. 71–76.

Jerusalem M., Schwarzer R. Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes. Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). Washington, DC : Hemisphere, 1992, pp. 195–213.

Jung C. G. Editors Note. In Shamdasani, Sonu (ed.). The Black Books of C.G. Jung (1913–1932). Stiftung der Werke von C. G. Jung & W. W. Norton & Company, 2020, vol. 1, 113 p.

Luszczynska A., Scholz U., Schwarzer R. The general self-efficacy scale: multicultural validation studies. The Journal of Psychology, September 2005, no. 139(5), pp. 439-457.

Phillips J.M., Gully S.M. Role of Goal Orientation, Ability, Need for Achievement, and Locus of Control in the Self-efficacy and Goal-setting Process. Journal of Applied Psychology. 1997. Vol. 82.P. 792–802.


Просмотров аннотации: 68
Загрузок PDF: 51
Опубликован
2023-10-31
Как цитировать
Kholodkova, O., & Parfenova, G. (2023). ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ И САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(5), 151-176. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-151-176
Раздел
Психологические исследования