РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ-НАВИГАТОРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, педагог-навигатор, потенциал выбора и самоопределения, база данных, комплексная система поддержки

Аннотация

Обоснование. Более года в России на федеральном уровне во всех общеобразовательных школах страны реализуется программа профориентационного минимума обучающихся, в которой ключевая роль отведена фигуре педагога-навигатора. Многолетний опыт профориентационной работы автора статьи с различной целевой аудиторией в соединении с современной научно-обоснованной концепцией развития личностного потенциала вылился в реализацию идеи системной поддержки педагогов-навигаторов.

Цель – анализ пилотной версии рекомендаций для педагогов-навигаторов.

Материалы и методы. В качестве методологической основы выбраны принципы системного подхода: целостность, структурность, иерархичность, множественность, что согласуется с современным пониманием профориентации, как системного процесса. Проведено эмпирическое исследование путем опроса случайных респондентов в формате заочного анкетирования. Статья базируется на комплексе источников, представленных нормативными правовыми актами и теоретическими исследованиями проблемы в научных источниках и психолого-педагогической практике, а также материалами опроса.

Результаты. Представители образовательной сферы зачастую не осведомлены о современных научных концепциях профессионального самоопределения обучающихся. Выявлен запрос профессионального сообщества на предлагаемый ресурс. В базе данных автор объединил ключевые концепции развития профориентации, профессионального самоопределения, карьерной навигации, личностного потенциала и потенциала выбора и самоопределения. Автор проанализировать обратную связь двух больших сегментов целевой аудитории: консультантов по профориентации (33%) и педагогов-навигаторов (67%). База данных является ресурсом профессионального развития педагогов-навигаторов, и автор планирует усиливать этот компонент. У целевой аудитории есть запрос на предлагаемые решения (инструкции, типовые сценарии) и нет готовности к самостоятельным разработкам, которые, на наш взгляд, обеспечены самим форматом базы данных.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Svetlana F. Tuktamysheva, Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-политических дисциплин

Литература

Список литературы

Блинов В.И. Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Образовательная профориентация: учебное пособие для вузов. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 336 с.

Богдановская И. М., Киселев П. Б. Методика исследования ценностных ориентаций молодых людей в контексте профессиональных сфер информационного общества // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 32-41.

Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации (письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России руководителям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования №05-848 от 20.03.2023). URL: https://43edu.ru/upload/iblock/7d6/oobyqxe6eqgd202cgh6ydxs8pxat3i63/Metodicheskie-rekomendatsii-po-professionalnoy-orientatsii.pdf

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.

Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2002. С. 56-65.

Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. Москва: Смысл, 2006. С. 85-105.

Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37.

Леонтьев Д.А. Три мишени: личностный потенциал – зачем, что и как? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 10-16.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Личностный потенциал как объект психодиагностики // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 4-7.

Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2011. 680 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва: Академия, 2007. 501с.

Рекомендации консультантам по профориентации для развития потенциала выбора и самоопределения подростков. URL: https://sway.cloud.microsoft/zQXEVZzlFz9QMNbi?ref=Link&loc=play

Рыжов Б.Н. Системная психология. Москва: Издательские Технологии, 2017. 356 с.

Туктамышева С.Ф. Актуальность развития личностного потенциала в профориентации и карьерной навигации // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2023. № 4. С. 39-51.

Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие / Иоффе А.Н., Бычкова Л.В. Москва: Смысл, 2021. 280 с.

Современная профориентация: синтез воспитания и самоопределения: Сборник научных трудов / Авторы-составители: В.М. Жураковский, В.Г. Мартынов, А.А. Туманов. Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2023. 230 с.

Фам А.Х., Меньщикова (Эпельман) А.А. Экзистенциально-деятельностный взгляд на проблему качества выбора // VII Всерос. научно-практич. конф. по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева, А.Х. Фам. Москва: Смысл, 2019. С. 103-107.

Boyce C., Czajkowski M., Hanley N. Personality and economic choices // Journal of Environmental Economics and Management. 2019. Vol. 94. P. 82-100. https://doi.org/10.1016/j.jeem.2018.12.004

Csikszentmihalyi M., Rathunde K. The Development of the Person: An Experiential Perspective on the Ontogenesis of Psychological Complexity // Applications of Flow in Human Development and Education / Csikszentmihalyi M. (Ed.). Springer. Dordrecht, 2014. P. 7-79. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9094-9_2

Deci E.L., Ryan R.M. Optimizing students’ motivation in the era of testing and pressure: A self-determination theory perspective // Building autonomous learners: Research and practical perspectives using self-determination theory / Wang J., Liu C.W., Ryan R.M. (Eds.). Singapore. Springer, 2016. P. 9-29. https://doi.org/10.1007/978-981-287-630-0_2

Digital Human® - psychodiagnostic methodology for career guidance of adolescents and adults. URL: https://icareer.ru/digital-human?ysclid=m184c8a8bw98840847

Epelman A., Fam A.K. Phenomenological features of high-quality choices // European proceedings of Social and Behavioral Sciences. 2020. Vol. 91: PRRAEPGDA 2020. Cyprus: European Publisher, 2020. Ch. 14. P. 105-115. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.14

Kiselev P., Matsuta A., Feshchenko A., Bogdanovskaya I., Kiselev B. Predicting verbal reasoning from virtual community membership in a sample of Russian young adults // Heliyon. 2022. Vol. 8, Is. 6. P. e09664. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09664

Kuhl J. A functional-design approach to motivation and self-regulation: The dynamics of personality systems and interactions // Handbook of self-regulation / Boekaerts M., Pintrich P. R., Zeidner M. (Eds.). Academic Press, 2000. P. 111–169. https://doi.org/10.1016/B978- 012109890-2/50034-2

Maddi S.R. Creating meaning through making decisions. In Wong P.T.P., Fry P.S. (Eds.), The human quest for meaning: A handbook of psychological research and clinical applications. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998. P. 3-26. https://psycnet.apa.org/record/1998-06124- 001

Pleskac T.J., Yu S., Hopwood C., Liu T. Mechanisms of deliberation during preferential choice: Perspectives from computational modeling and individual differences // Decision. 2019. Vol. 6(1). P. 77-107. https://doi.org/10.1037/dec0000092

References

Blinov V.I. Rodichev N.F., Sergeev I.S. Educational career guidance: a textbook for universities. St. Petersburg: Lan' Publ., 2023, 336 p.

Bogdanovskaya I.M., Kiselev P.B. Methodology for the study of value orientations of young people in the context of professional spheres of information society. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya [Theoretical and experimental psychology], 2020, vol. 13, no. 1, pp. 32-41.

Methodological recommendations on the implementation of the vocational guidance minimum in general education organizations of the Russian Federation (letter from the Department of State Policy in the field of secondary vocational Education and Vocational Training of the Ministry of Education of the Russian Federation to the heads of executive authorities engaged in public administration in the field of education No.05-848 dated 03/20/2023). URL: https://43edu.ru/upload/iblock/7d6/oobyqxe6eqgd202cgh6ydxs8pxat3i63/Metodicheskie-rekomendatsii-po-professionalnoy-orientatsii.pdf

Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: Textbook a student's manual. higher. studies. institutions. Moscow: Akademiya Publ., 2010, 304 p.

Leontiev D.A. Personal potential as the basis of self-determination. Scientific notes of the Department of General Psychology of Lomonosov Moscow State University. Is. 1 Moscow: Smysl Publ., 2002, pp. 56-65.

Leontiev D.A. Personal potential as a potential of self-regulation. Scientific notes of the Department of General Psychology of Lomonosov Moscow State University. Is. 2. Moscow: Smysl Publ., 2006, pp. 85-105.

Leontiev D.A. Self-regulation, resources and personal potential. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2016, no. 62, pp. 18-37.

Leontiev, D.A. Three targets: personal potential – why, what and how? Obrazovatel'naya politika [Educational policy], 2019, no. 3(79), pp. 10-16.

Leontiev D.A., Osin E.N. Personal potential as an object of psychodiagnostics. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychology diagnostics], 2007, no. 1, pp. 4-7.

Personal potential: structure and diagnosis. Edited by D.A. Leontiev. Moscow: Smysl Publ., 2011, 680 p.

Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice. Moscow: Akademiya Publ., 2007, 501 р.

Recommendations to career guidance counselors for developing the potential of choice and self-determination of adolescents. URL: https://sway.cloud.microsoft/zQXEVZzlFz9QMNbi?ref=Link&loc=play

Ryzhov B.N. Systemic psychology. Second edition. Moscow: Izdatel'skie Tekhnologii Publ., 2017, 356 p.

Tuktamysheva S.F. The relevance of personal potential development in career guidance and career navigation. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika effektivnogo administrirovaniya. [Quality management of education: theory and practice of effective administration], 2023, no. 4, pp. 39-51.

Development of personal potential in the classroom. Textbook. Ioffe A.N., Bychkova L. Moscow: Smysl Publ., 2021, 280 p.

Modern career guidance: synthesis of education and self-determination: A collection of scientific papers. Authors-compilers: V.M. Zhurakovsky, V.G. Martynov, A.A. Tumanov. Moscow: RGU, 2023, 230 p.

Pham A.H., Menshchikova (Epelman) A.A. Existential-activity view on the problem of the quality of choice. VII All-Russian scientific and practical conference on existential psychology: Materials of messages / Under the general editorship of D.A. Leontiev, A.H. Pham. Moscow: Smysl Publ., 2019, pp. 103-107.

Boyce C., Czajkowski M., Hanley N. Personality and economic choices. Journal of Environmental Economics and Management, 2019, vol. 94, pp. 82-100. https://doi.org/10.1016/j.jeem.2018.12.004

Csikszentmihalyi M., Rathunde K. The Development of the Person: An Experiential Perspective on the Ontogenesis of Psychological Complexity. In Csikszentmihalyi M. (Ed.) Applications of Flow in Human Development and Education. Springer. Dordrecht, 2014, pp. 7-79. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9094-9_2

Deci E.L., Ryan R.M. Optimizing students’ motivation in the era of testing and pressure: A self-determination theory perspective. In Wang J., Liu C.W., Ryan R.M. (Eds.) Building autonomous learners: Research and practical perspectives using self-determination theory. Singapore. Springer, 2016, pp. 9-29. https://doi.org/10.1007/978-981-287-630-0_2

Digital Human® - psychodiagnostic methodology for career guidance of adolescents and adults. URL: https://icareer.ru/digital-human?ysclid=m184c8a8bw98840847

Epelman A., Fam A. K. Phenomenological features of high-quality choices, in: European proceedings of Social and Behavioral Sciences, 2020, vol. 91: PRRAEPGDA 2020. Cyprus: European Publisher, 2020. Ch. 14. pp. 105-115. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.14

Kiselev P., Matsuta V., Feshchenko A., Bogdanovskaya I., Kiselev B. Predicting verbal reasoning from virtual community membership in a sample of Russian young adults. Heliyon, 2022, vol. 8, is. 6, pp. e09664. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09664

Kuhl J. A functional-design approach to motivation and self-regulation: The dynamics of personality systems and interactions. In Boekaerts M., Pintrich P.R., Zeidner M. (Eds.) Handbook of self-regulation. Academic Press, 2000, pp. 111-169. https://doi.org/10.1016/B978- 012109890-2/50034-2

Maddi S.R. Creating meaning through making decisions. In Wong P.T.P., Fry P.S. (Eds.) The human quest for meaning: A handbook of psychological research and clinical applications. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998, pp. 3-26. URL: https://psycnet.apa.org/record/1998-06124-001

Pleskac T.J., Yu S., Hopwood C., Liu T. Mechanisms of deliberation during preferential choice: Perspectives from computational modeling and individual differences. Decision, 2019, vol. 6(1), pp. 77-107. https://doi.org/10.1037/dec0000092


Просмотров аннотации: 29
Загрузок PDF: 9
Опубликован
2024-11-15
Как цитировать
Tuktamysheva, S. (2024). РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ-НАВИГАТОРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 744-765. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-665
Раздел
ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ДЕТЕЙ