ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Ключевые слова: ценностные ориентации, эмоциональный интеллект, подростковый возраст, терминальные ценности, инструментальные ценности

Аннотация

Обоснование. Формирование ценностей в подростковом возрасте является одной из приоритетных задач школьного обучения и воспитания, так как именно ценности определяют отношения человека с социумом. В ходе коммуникации и взаимодействия с окружающим миром у подростков формируются личностные особенности, в том числе эмоциональный интеллект, восприятие подростками ценностей и смыслов.

Цель – изучить особенности ценностных ориентаций у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта.

Материалы и методы. В ходе изучения ценностных ориентаций подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 подростков в возрасте 14-15 лет школ города Набережные Челны.

Диагностический инструментарий исследования включал использование следующих методик: «Диагностика ценностных ориентаций подростков» (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), опросник «Эмоциональный интеллект» (Д.В. Люсин). Математическая обработка результатов осуществлялась методом t-критерий Стьюдента.

Результаты. Дети подросткового возраста учатся понимать собственные эмоции, но пока еще с трудом распознают эмоциональные состояния других людей, чаще это происходит по внешней экспрессии, проявляя при этом сниженную чуткость к душевному состоянию других людей. Они плохо контролируют свои эмоции и не умеют управлять эмоциями окружающих сверстников и неспособны управлять внешними экспрессивными проявлениями своих эмоций и сдерживать мимику, жесты. У подростков проявляются ценности «познание», «я-ценность», «другой-ценность», для подростков не так значима общественно полезная деятельность, и они не считают ответственность ценным качеством.

В категории «терминальные ценности» для подростков важнее иметь верных друзей, здоровье, свободу и материальное благополучие. Меньше всего подростков интересует счастье в семейной жизни, счастье других и наличие общественного признания. В категории «инструментальные ценности» важнее для подростков радоваться жизни, приносить пользу в общем деле, быть воспитанным и образованным. Меньше всего подростки обращают внимание на ответственность, высокие запросы, и широту взглядов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Yulia N. Anisimova, Набережночелнинский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и специального дефектологического образования

Rezida R. Khusnutdinova, Набережночелнинский государственный педагогический университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и специального дефектологического образования

Galina N. Kameneva, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

Литература

Список литературы

Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н. Связь эмоционального интеллекта и выгорания у субъектов современного мегаполиса // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № 6(41). С. 129-132.

Барисо Д. EQ. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами [пер. с англ. А. Н. Гардт]. Москва: Эксмо, 2021.240 с.

Бегзод Х.Х. Общая характеристика подросткового возраста и становление самосознания в подростковый период // Academic research in educational sciences. 2021. №CSPI conference 1. С. 1102-1109.

Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию. Санкт-Петербург, 2013. 158 с.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / [пер. с англ. А. П. Исаевой]. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.

Ибодуллаева И. Эмоциональный и социальный интеллект в подростковом возрасте // ORIENSS. 2022. №SpecialIssue 23. С. 909-916.

Казначеева Н.Б., Синельникова Е.С. Эмоциональный интеллект и ценностные ориентации как психологические факторы удовлетворенности жизнью у студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. № 6(208). С. 467-470.

Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. Москва: МГППУ, 2021. 104 с.

Линн А. Сила эмоционального интеллекта. Как его развивать для работы и жизни [пер. с англ. Э. Каировой, Е. Кротовой]. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 320 с.

Магсумов Т.А., Хуснутдинова Р.Р., Рахматуллина Л.В. Современные подростковые субкультуры городской и сельской местности // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 4-2. С. 404-410.

Пирожкова В.О. Социальный и эмоциональный интеллект как ресурсы преодоления стресса субъектами командной и индивидуальной деятельности: автореф.дисс. ... канд. псих. наук. Краснодар, 2021. 25 с.

Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 351 с.

Хэссон Д. Развитие эмоционального интеллекта: подсказки, советы, техники [пер. с англ.]. Москва: Альпина Паблишер, 2021.127 с.

Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. №5.С. 267-284.

Шабанов С. Алешин А. Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях,Москва:Манн, Иванов и Фербер, 2022. 288 с.

Ciarrochi J.V., Chan A.Y., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct // Personality and Individual Differences. 2000.Vol. 28(3). P. 539-561.

Jolić Marjanović Z. The Role of Strategic Emotional Intelligence in Predicting Adolescents’ Academic Achievement: Possible Interplays with Verbal Intelligence and Personality // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021.Vol. 18, № 24. P. 13166.

MacCann C. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2020. Vol. 146, № 2. P. 150.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models ofemotional intelligence // Handbook of human intelligence (2nd ed.) / R.J. Sternberg(ed.). New York: Cambridge University Press, 2000.P. 396-422.

Petrides K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 29. P. 313-320.

References

AnisimovaYu. N., Kameneva G. N. Relation of emotional intelligence and burnout in subjects of modern megapolis. Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Naberezhnye Chelny State Pedagogical University], 2022, no. 6 (41), pp. 129-132.

Bariso D. EQ. Emotional Intelligence in Practice. How to Manage Your Emotions and Not Let Them Manage You [translated from English by A. N. Gardt]. Moscow: Eksmo Publ., 2021, 240 p.

Begzod H.H. General characteristics of adolescence and the formation of self-awareness during adolescence. Academic research in educational sciences, 2021, no. CSPI conference 1, pp. 1102-1109.

Garskova G.G. Introduction of the concept of “emotional intelligence” into psychological theory. St. Petersburg, 2013, 158 p.

Goleman D. Emotional Intelligence: Why It May Matter More Than IQ. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2013, 560 p.

Ibodullaeva I. Emotional and social intelligence in adolescence. ORIENSS, 2022, no. special is. 23, pp. 909-916.

Kaznacheeva N.B., Sinelnikova E.S. Emotional intelligence and value orientations as psychological factors of life satisfaction among students. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University], 2022, no. 6 (208), pp. 467-470.

Kochetova Yu.A. Emotional intelligence of older adolescents: monograph. Moscow: MGPPU Publ, 2021б 104 p.

Lynn A. The Power of Emotional Intelligence: How to Develop It for Work and Life. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2019, 320 p.

Magsumov T.A., Khusnutdinova R.R., Rakhmatullina L.V. Modern adolescent subcultures of urban and rural area. Russian Journal of Education and Psychology, 2021,vol. 12, no. 4-2, pp. 404-410.

Pirozhkova V.O. Social and emotional intelligence as resources for overcoming stress by subjects of team and individual activities: author's abstract. diss. ... candidate of psychological sciences. Krasnodar, 2021, 25 p.

Social and emotional intelligence: From processes to measurements / Edited by D. V. Lyusin, D. V. Ushakov. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2009, 351 p.

Hasson D. Developing Emotional Intelligence: Tips, Advice, Techniques [translated from English]. Moscow: Alpina Publisher Publ., 2021, 127 p.

Chernikova E.G., Ptashko T.G., Sokolova N.A. Social and psychological characteristics of a modern teenager. Vestnik YUUrGGPU [Bulletin of SUrSHPU], 2018, no. 5, pp. 267-284.

Shabanov S. Aleshin A. Emotional Intelligence in Complex Communications. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2022, 288 p.

Ciarrochi J.V., Chan A.Y., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct. Personality and Individual Differences, 2000, vol. 28(3), pp. 539-561.

Jolić Marjanović Z. The Role of Strategic Emotional Intelligence in Predicting Adolescents’ Academic Achievement: Possible Interplays with Verbal Intelligence and Personality. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, no. 24, p. 13166.

MacCann C. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 2020, vol. 146, no. 2, p. 150.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence. Handbook of human intelligence (2nd ed.) / R.J. Sternberg(ed.). New York: Cambridge University Press, 2000, pp. 396-422.

Petrides K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence. Personality and Individual Differences, 2000, vol. 29, pp. 313-320.


Просмотров аннотации: 84
Загрузок PDF: 19
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Anisimova, Y., Khusnutdinova, R., & Kameneva, G. (2024). ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 645-664. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-661
Раздел
ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ДЕТЕЙ