ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: компетентностный подход, электронное обучение, педагогический эксперимент, личностно-профессиональная иноязычная компетенция, профессиональная иноязычная подготовка

Аннотация

Обоснование. В статье обсуждаются преимущества электронного образования в университетской среде. Востребованность электронного обучения обуславливается формированием интеллектуального и творческого потенциала личности для созидательной деятельности в профессиональной сфере.

Цель. Целью данного исследования является представление опыта внедрения электронного учебного курса «Foreign Language in Education» для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

Материалы и методы. В статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению в учебный в процесс вуза электронного учебного курса «Foreign Language in Education» для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Авторами представлена динамика изменения уровней сформированности личностно-профессиональной иноязычной компетенции будущих педагогов на различных этапах эксперимента. Данное исследование потребовало использование комплекса взаимодополняющих методов исследования: теоретических – изучение и анализ педагогической и научно-методической литературы; ФГОС ВО; обобщение, сравнение; эмпирических – изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента.

Результаты. Педагогический эксперимент проводился в несколько этапов: мотивационно-ознакомительный, коммуникативно-продуктивный, профессионально-рефлексивный. В эксперименте приняли участие 270 студентов второго курса Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета. Наблюдается положительная динамика изменения уровней сформированности компонентов личностно-профессиональной иноязычной компетенции у студентов на различных этапах эксперимента. Результаты, полученные в ходе эксперимента, демонстрируют значительное повышение уровня сформированности личностно-профессиональной иноязычной компетенции у будущих педагогов экспериментальной группы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana S. Mirontseva, Севастопольский государственный университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук, доцент

Valeria A. Baiko, Севастопольский государственный университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат филологических наук

Yuliya P. Spirina, Севастопольский государственный университет

ассистент кафедры «Иностранные языки»

Литература

References

Almazova N.I. Kognitivnye aspekty formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Cognitive aspects of intercultural competence formation in a foreign language teaching in a Non-Linguistic University]. PhD dissertation. St. Petersburg, 2003, 446 p.

Belyaeva A.S. Obuchenie inoyazychnomu professional'no orientirovannomu rechevomu obshcheniyu s uchetom specifiki fizkul'turnyh vuzov [Teaching professionally oriented foreign language communication considering the specifics of physical education institutions]. PhD dissertation. St. Petersburg, 1997, 356 p.

Galskova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam [The modern methodology of teaching a foreign language]: study guide for teaching staff. Moscow: Joint Stock Company Prosveshchenie Publ., 2007, 192 p.

Gartsov A.D. Elektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovacionnogo yazykovogo obrazovani [Electronic linguodidactics in the system of innovative language education]. PhD dissertation. Moscow, 2009, 398 p.

Geikhman L.K. Interaktivnoe obuchenie obshcheniyu (Obshchepedagogicheskij podhod) [Interactive Communication Learning (General Pedagogical Approach)]. PhD dissertation. Ekaterinburg, 2003, 426 p.

Grom E.N. Soderzhanie i formy kontrolya urovnya sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii u uchashchihsya 10-11 klassov shkol s uglublennym izucheniem inostrannogo yazyka [Content and forms of control of the level of foreign language communicative competence formation of 10-11th grade students with advanced foreign language study]. PhD dissertation. Moscow, 1999, 315 с.

Dvulichanskaya N.N. Organizational and pedagogical conditions for improving professional competences of students in the continuous natural science educational system. Nauka i obrazovanie: nauchnoe izdanie MGTU im. N.E. Baumana [Scientific edition of Bauman MSTU Science & Education], 2011, no. 3, p. 2.

Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Educational Psychology]: Textbook for universities. Moscow: Publishing Corporation «Logos», 2010, 447 p.

Konnova Z.I. Razvitie professional'noj inoyazychnoj kompetencii budushchego specialista pri mnogourovnevom obuchenii v sovremennom vuze [Development of professional foreign language competence of a futurespecialist in multilevel education in a modern university]. PhD dissertation. Tula, 2003, 355 p.

Lyakhovitsky M.V. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov [The methodology of teaching foreign languages]: textbook for university students. Moscow:Vysshaya Shkola Publ., 1981, 159 p.

Mirontseva S.S. Formirovanie inoyazychnoj professional'no-orientirovannoj kompetencii budushchih menedzherov s ispol'zovaniem elektronnyh obrazovatel'nyh resursov [Formation of a foreign language professionally oriented competence of future managers using electronic educational resources]. PhD dissertation. Grozny, 2019, 212 p.

Obraztsov P.I., Ivanova O.Yu. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakul'tetah vuzov [Professionally Oriented Foreign Language Teaching at Non-Linguistic Faculties of Universities]: Studies Manual. Orel: OSU, 2005, 158 p.

Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogo yazyka [English Lesson]: National Book for English Teaching staff. Rostov-on-Don: Feniks Publ.; Moscow: Glossa-Press, 2010, 640 p.

Professional'nyj standart «Pedagogicheskaya deyatel'nost' po realizacii programm osnovnogo i srednego obshchego obrazovaniya» [Professional standard « Pedagogical activities for the implementation of basic and secondary general education programs». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-trudovyh-funkcij/index.php?ELEMENT_ID=56364&CODE=56364 (accessed August 10, 2024).

Pustovalova Zh.S. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti studentov neyazykovyh vuzov v processe professional'no-orientirovannogo obucheniya [Formation of foreign language communicative competences of students of non-language higher education institutions in the process of vocation-oriented training]. PhD dissertation. Ul'yanovsk, 2013, 219 p.

Sakharova N.S. Razvitie inoyazychnoj kompetencii studentov universitet [Development of foreign language competence of university students]. PhD dissertation. Orenburg, 2004, 401 p.

Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) [The Federal State Educational Standard of Higher Education for Bachelor’s degree programmes]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (accessed August 10, 2024).

Khutorskoy A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu? [Methodology of Personality-Oriented Learning. How to Teach Everyone Differently]: A Manual for Teaching staff. Moscow: Izdatel’stvo VLADOS-PRESS, 2005, 383 p.

Chernitsova Yu.P. The readiness of university students to use e-learning resources in the process of foreign language teaching. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal «Koncept»], 2021, no. 6, pp. 79-92.

Elektronnyj uchebnyj kurs «Inostrannyj yazyk v obrazovanii» [Electronic training course «Foreign language in Education»]. URL: https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=7630 (accessed 10 August, 2024).

Aivazidi M., Michalakelis C. Exploring Primary School Teachers’ Intention to Use E-Learning Tools during the COVID-19 Pandemic. Education Sciences, 2021, no. 11, p. 695. https://doi.org/10.3390/educsci11110695

Andrews R. Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts. Journal for Educational Research Online, 2011, vol. 3, no. 1, pp. 104-121. https://doi.org/10.25656/01:4684

Babić S. E-learning environment compared to traditional classroom. 2011 Proceedings of the 34th International Convention MIPRO, Opatija, Croatia, 2011. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/5967259 (accessed 20 September, 2024).

Sangrà A., Vlachopoulos D., Cabrera N. Building an inclusive definition of e-learning: an approach to the conceptual framework. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 2012, vol. 13(2), pp. 145-159.

Список литературы

Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2003. 446 с.

Беляева А.С. Обучение иноязычному профессионально ориентированному речевому общению с учетом специфики физкультурных вузов: Дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. 356 с.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2007. 192 с.

Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009. 398 с.

Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (Общепедагогический подход): Дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003. 426 с.

Гром Е.Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: Дис. … канд. пед. наук. Москва, 1999. 315 с.

Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественно-научного образования // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011. № 3. С. 2.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. 3-е изд., пересмотр. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2010. 447 с.

Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2003. 355 с.

Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. Москва: Высш. школа, 1981. 159 с.

Миронцева С.С. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: Дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2019. 212 с.

Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2005. 114 с.

Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; Москва: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.

Профессиональный стандарт «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-trudovyh-funkcij/index.php?ELEMENT_ID=56364&CODE=56364 (дата обращения: 10.08.2024).

Пустовалова Ж.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе профессионально-ориентированного обучения: Дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2013. 219 с.

Сахарова Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университет: Дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2004. 401 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 10.08.2024).

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

Черницова Ю.П. Исследование готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2021. № 6. С. 79-92.

Электронный учебный курс «Иностранный язык в образовании». URL: https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=7630 (дата обращения: 10.08.2024).

Aivazidi M., Michalakelis C. Exploring primary school teachers’ intention to use e-learning tools during the covid-19 pandemic // Education Sciences. 2021. No. 11. P. 695. https://doi.org/10.3390/educsci11110695

Andrews R. Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts // Journal for Educational Research Online. 2011. Vol. 3(1). P. 104-121. https://doi.org/10.25656/01:4684

Babić S. E-learning environment compared to traditional classroom // 2011 Proceedings of the 34th International Convention MIPRO, Opatija, Croatia. 2011. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/5967259 (дата обращения: 20.09.2024).

Sangrà A., Vlachopoulos D., Cabrera N. Building an inclusive definition of e-learning: an approach to the conceptual framework // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2012. Vol. 13(2). P. 145-159.


Просмотров аннотации: 29
Загрузок PDF: 12
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Mirontseva, S., Baiko, V., & Spirina, Y. (2024). ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 573-595. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-657
Раздел
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ