ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Обоснование. В статье обсуждаются преимущества электронного образования в университетской среде. Востребованность электронного обучения обуславливается формированием интеллектуального и творческого потенциала личности для созидательной деятельности в профессиональной сфере.
Цель. Целью данного исследования является представление опыта внедрения электронного учебного курса «Foreign Language in Education» для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.
Материалы и методы. В статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению в учебный в процесс вуза электронного учебного курса «Foreign Language in Education» для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Авторами представлена динамика изменения уровней сформированности личностно-профессиональной иноязычной компетенции будущих педагогов на различных этапах эксперимента. Данное исследование потребовало использование комплекса взаимодополняющих методов исследования: теоретических – изучение и анализ педагогической и научно-методической литературы; ФГОС ВО; обобщение, сравнение; эмпирических – изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента.
Результаты. Педагогический эксперимент проводился в несколько этапов: мотивационно-ознакомительный, коммуникативно-продуктивный, профессионально-рефлексивный. В эксперименте приняли участие 270 студентов второго курса Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета. Наблюдается положительная динамика изменения уровней сформированности компонентов личностно-профессиональной иноязычной компетенции у студентов на различных этапах эксперимента. Результаты, полученные в ходе эксперимента, демонстрируют значительное повышение уровня сформированности личностно-профессиональной иноязычной компетенции у будущих педагогов экспериментальной группы.
Скачивания
Литература
References
Almazova N.I. Kognitivnye aspekty formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze [Cognitive aspects of intercultural competence formation in a foreign language teaching in a Non-Linguistic University]. PhD dissertation. St. Petersburg, 2003, 446 p.
Belyaeva A.S. Obuchenie inoyazychnomu professional'no orientirovannomu rechevomu obshcheniyu s uchetom specifiki fizkul'turnyh vuzov [Teaching professionally oriented foreign language communication considering the specifics of physical education institutions]. PhD dissertation. St. Petersburg, 1997, 356 p.
Galskova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam [The modern methodology of teaching a foreign language]: study guide for teaching staff. Moscow: Joint Stock Company Prosveshchenie Publ., 2007, 192 p.
Gartsov A.D. Elektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovacionnogo yazykovogo obrazovani [Electronic linguodidactics in the system of innovative language education]. PhD dissertation. Moscow, 2009, 398 p.
Geikhman L.K. Interaktivnoe obuchenie obshcheniyu (Obshchepedagogicheskij podhod) [Interactive Communication Learning (General Pedagogical Approach)]. PhD dissertation. Ekaterinburg, 2003, 426 p.
Grom E.N. Soderzhanie i formy kontrolya urovnya sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii u uchashchihsya 10-11 klassov shkol s uglublennym izucheniem inostrannogo yazyka [Content and forms of control of the level of foreign language communicative competence formation of 10-11th grade students with advanced foreign language study]. PhD dissertation. Moscow, 1999, 315 с.
Dvulichanskaya N.N. Organizational and pedagogical conditions for improving professional competences of students in the continuous natural science educational system. Nauka i obrazovanie: nauchnoe izdanie MGTU im. N.E. Baumana [Scientific edition of Bauman MSTU Science & Education], 2011, no. 3, p. 2.
Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya [Educational Psychology]: Textbook for universities. Moscow: Publishing Corporation «Logos», 2010, 447 p.
Konnova Z.I. Razvitie professional'noj inoyazychnoj kompetencii budushchego specialista pri mnogourovnevom obuchenii v sovremennom vuze [Development of professional foreign language competence of a futurespecialist in multilevel education in a modern university]. PhD dissertation. Tula, 2003, 355 p.
Lyakhovitsky M.V. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov [The methodology of teaching foreign languages]: textbook for university students. Moscow:Vysshaya Shkola Publ., 1981, 159 p.
Mirontseva S.S. Formirovanie inoyazychnoj professional'no-orientirovannoj kompetencii budushchih menedzherov s ispol'zovaniem elektronnyh obrazovatel'nyh resursov [Formation of a foreign language professionally oriented competence of future managers using electronic educational resources]. PhD dissertation. Grozny, 2019, 212 p.
Obraztsov P.I., Ivanova O.Yu. Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakul'tetah vuzov [Professionally Oriented Foreign Language Teaching at Non-Linguistic Faculties of Universities]: Studies Manual. Orel: OSU, 2005, 158 p.
Passov E.I., Kuzovleva N.E. Urok inostrannogo yazyka [English Lesson]: National Book for English Teaching staff. Rostov-on-Don: Feniks Publ.; Moscow: Glossa-Press, 2010, 640 p.
Professional'nyj standart «Pedagogicheskaya deyatel'nost' po realizacii programm osnovnogo i srednego obshchego obrazovaniya» [Professional standard « Pedagogical activities for the implementation of basic and secondary general education programs». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-trudovyh-funkcij/index.php?ELEMENT_ID=56364&CODE=56364 (accessed August 10, 2024).
Pustovalova Zh.S. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti studentov neyazykovyh vuzov v processe professional'no-orientirovannogo obucheniya [Formation of foreign language communicative competences of students of non-language higher education institutions in the process of vocation-oriented training]. PhD dissertation. Ul'yanovsk, 2013, 219 p.
Sakharova N.S. Razvitie inoyazychnoj kompetencii studentov universitet [Development of foreign language competence of university students]. PhD dissertation. Orenburg, 2004, 401 p.
Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) [The Federal State Educational Standard of Higher Education for Bachelor’s degree programmes]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (accessed August 10, 2024).
Khutorskoy A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu? [Methodology of Personality-Oriented Learning. How to Teach Everyone Differently]: A Manual for Teaching staff. Moscow: Izdatel’stvo VLADOS-PRESS, 2005, 383 p.
Chernitsova Yu.P. The readiness of university students to use e-learning resources in the process of foreign language teaching. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal «Koncept»], 2021, no. 6, pp. 79-92.
Elektronnyj uchebnyj kurs «Inostrannyj yazyk v obrazovanii» [Electronic training course «Foreign language in Education»]. URL: https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=7630 (accessed 10 August, 2024).
Aivazidi M., Michalakelis C. Exploring Primary School Teachers’ Intention to Use E-Learning Tools during the COVID-19 Pandemic. Education Sciences, 2021, no. 11, p. 695. https://doi.org/10.3390/educsci11110695
Andrews R. Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts. Journal for Educational Research Online, 2011, vol. 3, no. 1, pp. 104-121. https://doi.org/10.25656/01:4684
Babić S. E-learning environment compared to traditional classroom. 2011 Proceedings of the 34th International Convention MIPRO, Opatija, Croatia, 2011. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/5967259 (accessed 20 September, 2024).
Sangrà A., Vlachopoulos D., Cabrera N. Building an inclusive definition of e-learning: an approach to the conceptual framework. The International Review of Research in Open and Distributed Learning, 2012, vol. 13(2), pp. 145-159.
Список литературы
Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2003. 446 с.
Беляева А.С. Обучение иноязычному профессионально ориентированному речевому общению с учетом специфики физкультурных вузов: Дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. 356 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Москва: Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2007. 192 с.
Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009. 398 с.
Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (Общепедагогический подход): Дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003. 426 с.
Гром Е.Н. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранного языка: Дис. … канд. пед. наук. Москва, 1999. 315 с.
Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественно-научного образования // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2011. № 3. С. 2.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. 3-е изд., пересмотр. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2010. 447 с.
Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Тула, 2003. 355 с.
Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. Москва: Высш. школа, 1981. 159 с.
Миронцева С.С. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: Дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2019. 212 с.
Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2005. 114 с.
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; Москва: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
Профессиональный стандарт «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-trudovyh-funkcij/index.php?ELEMENT_ID=56364&CODE=56364 (дата обращения: 10.08.2024).
Пустовалова Ж.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе профессионально-ориентированного обучения: Дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2013. 219 с.
Сахарова Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университет: Дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2004. 401 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 10.08.2024).
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
Черницова Ю.П. Исследование готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2021. № 6. С. 79-92.
Электронный учебный курс «Иностранный язык в образовании». URL: https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=7630 (дата обращения: 10.08.2024).
Aivazidi M., Michalakelis C. Exploring primary school teachers’ intention to use e-learning tools during the covid-19 pandemic // Education Sciences. 2021. No. 11. P. 695. https://doi.org/10.3390/educsci11110695
Andrews R. Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts // Journal for Educational Research Online. 2011. Vol. 3(1). P. 104-121. https://doi.org/10.25656/01:4684
Babić S. E-learning environment compared to traditional classroom // 2011 Proceedings of the 34th International Convention MIPRO, Opatija, Croatia. 2011. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/5967259 (дата обращения: 20.09.2024).
Sangrà A., Vlachopoulos D., Cabrera N. Building an inclusive definition of e-learning: an approach to the conceptual framework // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2012. Vol. 13(2). P. 145-159.
Просмотров аннотации: 29 Загрузок PDF: 12
Copyright (c) 2024 Svetlana S. Mirontseva, Valeria A. Baiko, Yuliya P. Spirina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.