РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, профессиональное взаимодействие, коммуникативные технологии, иноязычная компетенция, интеграция профильных дисциплин

Аннотация

Обоснование. Своевременность данной работы вызвана запросами современного общества, связанными с различными изменениями в разных сферах общества, в большей степени в промышленной, социальной и экономической, что заставляет по-новому взглянуть на языковую подготовку будущих специалистов. В современных реалиях четко прослеживается необходимость в междисциплинарном тандеме, чтобы корректно сформировать речевые умения, знания в профессиональной сфере и дать возможность в будущем реализовать их на практике в профессиональной деятельности, что, в свою очередь, представляет собой реальную сложную задачу для преподавателей и методистов. К сожалению, традиционные методы не всегда способны решить дилеммы современного общества, в то время как инновационные походы способны справиться с поставленной задачей. В представленной работе для решения создавшейся проблемы применяется предметно-языковое интегрированное обучение (ПЯИО).

Основная цель – представить этапы интеграции языковой и профильной дисциплин и продемонстрировать результаты применения ПЯИО в образовательном процессе в вузе.

Методы исследования: общенаучные (обзор и анализ теоретических материалов, синтез и дедукция) и частно-научные (тестирование, наблюдение и анкетирование).

Результаты. В работе уточняются такие дефиниции, как “профессиональное взаимодействие”, “предметно-языковое интегрированное обучение”, “коммуникативные технологии”, продемонстрированы и подвергнуты анализу результаты применения ПЯИО на занятиях по иностранному языку для обучающихся 1 курса экономического факультета, а также предложены выводы о проделанной работе.

Заключение. Использование комплекса упражнений, созданного на основе ПЯИО, способствует формированию языкового профессионального взаимодействия в вузе и делает этот процесс более эффективным. Более того, считается целесообразным разработать курс для специальности «Экономическая безопасность» с применением ПЯИО, а также внедрить цифровые технологии и онлайн-платформы для поддержки ПЯИО.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Lionella N. Lubozheva, Челябинский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка

Литература

Список литературы

Батурина Н.В., Рукавишников С.Ю., Батунова И.В. Использование приемов, методов и моделей системы CLIL в процессе обучения английскому языку студентов бакалавриата // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10-1(64). С. 9-13.

Бырдина О.Г., Долженко С.Г. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых факультетов посредством технологии активного говорения // Science for Education Today. 2024. Т. 14, № 2. С. 78-99.

Захарова О.О. Использование основ CLIL в обучении английскому языку будущих инженеров в цифровой образовательной среде // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021.Т. 6, № 4. С. 680-687.

Кожевникова О.В. Интегрированное обучение специализированным предметам на иностранном языке как фактор включения студентов в международную академическую мобильность // Вестник ТвГу. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4. С. 102-111.

Кочергина О.А. Коммуникативные педагогические технологии: теория и практика. Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т им. А.П. Чехова, 2013. 224 с.

Миронова И.Н. Определение содержания понятия «предметно-языковое интегрированное обучение // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 3. С. 13-17.

«О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. // КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/ (дата обращения: 19.06.2024)

Попова Н.В., Коган Н.П., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского ун-та. Серия Гуманитарные науки. 2018. № 173. С. 29-42.

«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2023 года»: Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р. // КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 19.06.2024)

Скрипникова Т.И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам: учебно-метод. пос. Владивосток: Дальневосточный фед. ун-т, 2017. 137 с.

Танцура Т.А. Применение case-study для развития профессиональной иноязычной компетенции студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 261-263.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/ (дата обращения: 19.06.2024)

Bently K. The TKT Course CLIL Module. Cambridge University Press, 2010, 124 р.

Coyle D., Hood P., Marsh D. Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2010, 312 p.

Gawlik-Kobylinska M., Lewinska M. Content Language Integrated Learning in Polish Higher Military Education // Connections: The Quarterly Journal, 2014, no. 13.3, pp. 105-115.

Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension – Actions, Trends and Foresight Potential. Cambridge University Press, 2002, 552 p.

Marsh D. The Emergence of CLIL in Europe 1958–2002. Studia Linguistics ar Literaria Septentrionalia. University of Oulu, 2002, pp. 205-225.

References

Baturina N.V., Rukavishnikov S.Ju., Batunova I.V. The use of CLIL techniques, methods and models in the process of teaching English to undergraduate students. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal], 2017, no. 10-1 (64), pp. 9-13.

Byrdina O.G., Dolzhenko S.G. Model of formation of foreign-language communicative competence in students of language faculties through active speaking technology. Science for Education Today, 2024, vol. 14, no. 2, pp. 78-99.

Zaharova O.O. Using the basics of CLIL in teaching English to future engineers in a digital educational environment. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of Theory and Practice], 2021, vol. 6, no. 4, pp. 680-683.

Kozhevnikova O.V. Integrated training in specialized subjects in a foreign language as a factor in the inclusion of students in international academic mobility. Vestnik TvGu. Serija: Pedagogika i psihologija [Vestnik TvSu. Series: Pedagogy and Psychology], 2012, no. 4, pp. 102-111.

Kochergina O. A. Communicative pedagogical technologies: theory and practice: a textbook for universities. Taganrog: Taganrog University Publ., 2013, 224 p.

Mironova I.N. Definition of the content of the concept of "subject-language integrated learning. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific Works of the Moscow University for the Humanities], 2020, no. 3, pp. 13-17.

"On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation": Ukaz Prezidenta RF, 2016, no. 642. Konsul'tantPljus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/ (accessed July 19, 2024).

Popova N.V., Kogan N.P., Vdovina E.K. Subject-language integrated learning (CLIL) as a methodology for updating interdisciplinary relations in a technical university. Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Humanities Series], 2018, no. 173, pp. 29-42.

"Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2023": Rasporjazhenie Pravitel'stva RF, 2023, no. 2816-r. Konsul'tantPljus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (accessed July 19, 2024).

Skripnikova T.I. Theoretical foundations of the methodology of teaching foreign languages: a textbook for universities.: Dal'nevostochnyj Federal University Publ., 2017, 137 p.

Tancura T.A. Application of case-study for the development of professional foreign language competence of university students. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education], 2019, no. 2(75), pp. 261-263.

On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education (bachelor's level). KonsultantPljus. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/ (accessed June 22, 2024).

Bently K. The TKT Course CLIL Module. Cambridge University Press, 2010, 124 p.

Coyle D., Hood P., Marsh D. Content and Language Integrated Learning. Cambridge. Cambridge University Press, 2010, 312 p.

Gawlik-Kobylinska M., Lewinska M. Content Language Integrated Learning in Polish Higher Military Education. Connections. The Quarterly Journal, 2014, no. 13.3, pp. 105-115.

Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension – Actions, Trends and Foresight Potential. Cambridge University Press, 2002, 552 p.

Marsh D. The Emergence of CLIL in Europe 1958–2002. Studia Linguistics ar Literaria Septentrionalia. University of Oulu, 2002, pp. 205-225.


Просмотров аннотации: 30
Загрузок PDF: 7
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Lubozheva, L. (2024). РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 519-533. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-655
Раздел
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ