ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКЦИОННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Аннотация
Обоснование. Цифровизация образования актуализировала в вузовском обучении лекционным гуманитарным дисциплинам необходимость поиска новых методических решений, адекватных организационным условиям смешанного обучения, которые способствовали бы достижению высоких образовательных результатов в практике гуманитарной подготовки студентов инженерных специальностей.
Цель. Разработать методику эффективного обучения лекционной дисциплине «Деловая коммуникация на русском языке» с использованием цифровых образовательных ресурсов как средства обеспечения самостоятельной теоретической и практической работы студентов, контроля результатов их учебной деятельности.
Материалы и методы. В статье представлен опыт работы – результат теоретического анализа научной и методической литературы и обобщения собственной педагогической практики. Использовалось сравнение результатов анализа педагогической документации, результатов обучения групп по традиционной форме и с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Результаты. Разработана актуальная для технических вузов методика обучения лекционной дисциплине «Деловая коммуникация на русском языке» в условиях перевода практической работы студентов на цифровые образовательные ресурсы. Она обеспечивает эффективное формирование коммуникативной компетенции с позиций информационного и лингвистического подходов. Лекционный формат обучения реализует идею «погружения», что достигается: 1) представлением содержания дисциплины как системы модулей, сформированных на основе «сжатия» информации в ориентированные графы, отражающие логический и ценностный аспекты обучения; 2) использованием цифровых средств визуализации смысловых акцентов лекции; 3) диалогизацией обучения. Самостоятельная работа студентов реализует практический формат обучения, предполагает параллельное с аудиторными занятиями прохождение электронного курса на цифровой образовательной площадке университета: выполнение теоретических и практических заданий, ориентированных на актуализацию и обогащение коммуникативного опыта обучающихся. Модульный контроль проводится в форме тестирования. Оценка балльно-рейтинговая; итоговая – накопительная, с допуском к исправлению текущего результата.
Скачивания
Литература
Список литературы
Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Бочкина Н.А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 137-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-137-175
Дунаенко Е.В. Концентрированное обучение гуманитарным предметам в профессиональном образовании. Монография. Казань: КГЭУ, 2011. 132 с.
Ибрагимов Г.И., Гайнутдинов Р.Г. Лекция в вузе: теория, история, практика. Монография. Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. 196 с.
Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Ленинград: Изд-во ЛГУ. 1991. 384 с.
Лукоянова Ю.К., Ячина Н.П. Формирование речевой культуры будущих специалистов // Филология и культура. Philology and Culture. 2023. № 2(72). С. 222-228. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-222-228
Макаренко Ю.В., Сивцева А.С., Браславская Е.А. Особенности коммуникативной компетентности будущих специалистов социономического профиля // Russian Journal of Education and Psychology. 2024, Т. 15, № 2. С. 42-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-495
Макарова Е.А. Интеграция цифровых образовательных ресурсов в смешанное обучение иностранному языку студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN122.pdf (дата обращения: 29.08.24)
Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань: ТГЖИ, 1993. 88 с.
Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. Москва: Педагогика, 1974. 192 с.
Abuhassna H., Alnawajha S. Instructional Design Made Easy! Instructional Design Models, Categories, Frameworks, Educational Context, and Recommendations for Future Work // Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2023. Vol. 13, Is. 4. P. 715–735. https://doi.org/10.3390/ejihpe13040054
Abuhassna H., Al-Rahmi W.M., Yahya N. Development of a new model on utilizing online learning platforms to improve students’ academic achievements and satisfaction // International Journal of Educational Technology in High Education. 2020. No. 17. P. 38. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00216-z
Bliuc A.M., Goodyear P., Ellis R.A. Research focus and methodological choices in studies into students' experiences of blended learning in higher education // The Internet and Higher Education. 2007. Vol. 10, No. 4. P. 231-244. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2007.08.001
Oproiu G.C. A study about using e-learning platform (Moodle) in university teaching process // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 426-432. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.140
Salmon G. E-moderating: The key to teaching and learning online (3rd ed.). New York, NY, Routledge, 2011, 288 p.
References
Abramova N.S., Gladkova M.N., Vaganova O.I. Features of the development of assessment materials in the context of the implementation of the competence-based approach. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2017, no. 57-1, pp. 3-9.
Bordovskaya N.V., Koshkina E.A., Bochkina N.A. Obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennoy vysshey shkole (analiz otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniy i praktik). Obrazovanie i nauka [Education and science], 2020, vol. 22, no. 6, pp. 137-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-137-175
Dunaenko E.V. Concentrated teaching of humanitarian subjects in professional education. Monograph. Kazan: KGEU, 2011, 132 p.
Ibragimov G.I., Gaynutdinov R.G. Lecture in higher education: theory, history, practice. Monograph. Kazan: Shkola Publ., 2017, 196 p.
Kagan M.S. System approach and humanitarian knowledge. Leningrad: LGU Publ. 1991, 384 p.
Lukoyanova Yu.K., Yachina N.P. Formation of speech culture of future specialists. Filologiya i kul'tura [Philology and Culture], 2023, no. 2(72), pp. 222-228. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-222-228
Makarenko Yu.V., Sivtseva A.S., Braslavskaya E.A. Features of communicative competence of future specialists of socionomic profile. Russian Journal of Education and Psychology, 2024, vol. 15, no. 2, pp. 42-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-495
Makarova E.A. Integration of digital educational resources in blended learning of foreign language of university students. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [The world of science. Pedagogy and psychology], 2022, vol. 10, no. 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN122.pdf
Makhmutov M.I., Ibragimov G.I., Choshanov M.A. Pedagogical technologies of development of students' thinking. Kazan: TGZhI, 1993, 88 p.
Sokhor A.M. Logical structure of educational material. Questions of didactic analysis. Moscow: Pedagogika, 1974, 192 p.
Abuhassna H., Alnawajha S. Instructional Design Made Easy! Instructional Design Models, Categories, Frameworks, Educational Context, and Recommendations for Future Work. Journal of Investigation in Health, Psychology and Education, 2023, vol. 13, is. 4, pp. 715-735. https://doi.org/10.3390/ejihpe13040054
Abuhassna H., Al-Rahmi W.M., Yahya N. Development of a new model on utilizing online learning platforms to improve students’ academic achievements and satisfaction. Inernational Journal of Educational Technology in High Education, 2020, no. 17, p. 38. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00216-z
Bliuc A.M., Goodyear P., Ellis R.A. Research focus and methodological choices in studies into students' experiences of blended learning in higher education. The Internet and Higher Education, 2007, vol. 10, no. 4, pp. 231-244. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2007.08.001
Oproiu G.C. A study about using e-learning platform (Moodle) in university teaching process. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 180, pp. 426-432. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.140
Salmon G. E-moderating: The key to teaching and learning online, (3rd ed.). New York, NY, Routledge, 2011, 288 p.
Просмотров аннотации: 42 Загрузок PDF: 14
Copyright (c) 2024 Elena V. Dunayenko, Irina P. Nazarova, Tatyana A. Burtceva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.