ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: Высшая народная школа, социальное самочувствие, третичная социализация, диалог поколений, добровольчество, непрерывное образование, неформальное образование взрослых, сетевое взаимодействие

Аннотация

Обоснование. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, которая получила высокую оценку экспертного сообщества при её опубликовании в 2016 году, близка к подведению итогов её реализации. Десятилетие, в ходе которого должны были появиться новые возможности для оздоровления, образования, трудоустройства, проявления социальной активности, творческой самореализации у представителей старшего поколения, завершается. Авторы не ставят задачи глобального анализа результатов этой Стратегии. Не вступают с полемику с её создателями. Они, принимая идеологию данного документа, расширяют перечень показателей для определения качества жизни пожилого человека. Реализуя в течении 15 лет свой добровольческий проект Высшую народную школу для людей третьего возраста, будучи погруженными в данную проблематику на научно-методическом уровне (статьи, монографии, учебное пособие для вузов «Андрагогика» в издательстве «ЮРАЙТ» и др.) и организационно-практическом уровне (деятельность Иркутской Высшей народной школы с 2009 года по настоящее время), они анализируют модель Высшей народной школы как интегративное образовательное пространство, способствующее активному долголетию представителей старшего поколения и созданию привлекательного образа старости в российском обществе, одним из ключевых критериев для определения качества работы Высшей народной школы авторы рассматривают социальное самочувствие её слушателей.

Цель – анализ структуры и специфики Высшей народной школы как образовательного пространства, способствующего улучшению социального самочувствия её слушателей-людей третьего возраста.

Материалы и методы. Главный метод исследования – научное наблюдение. Высшая народная школа создана авторами как экспериментальная модель образовательного процесса для людей третьего возраста. Осуществляется её планомерное развитие и изучение в естественных условиях городского социума. Активно применяются количественные и качественные методы диагностики результатов образовательной деятельности ВНШ, в том числе для оценки социального самочувствия слушателей. Количественные показатели использовались для выявления динамики изменений в социальном самочувствии слушателей Высшей народной школы. Качественные методы позволили оценить актуальное состояние социального самочувствия респондентов и получить обратную связь, содержащую информацию, не получившую отражения в количественных методах исследования. Статья базируется на комплексе источников: профессиональной рефлексии авторов, более 15 лет руководящих работой Иркутской Высшей народной школы, материалах научно-практических конференций, тематических сборников по проблематике работы народных школ в России и за рубежом. В статье приведены результаты количественных и качественных исследований социального самочувствия у слушателей Иркутской Высшей народной школы.

Результаты. Полагаем, что заслуживает внимания успешный опыт работы с представителями старшего поколения, получивший начало более четверти века назад, задолго до старта программы «Активное долголетие» и развивающийся сегодня не менее ярко. Речь идет о Высших народных школах для людей третьего возраста (ВНШ). В основе функционирования ВНШ, поскольку проект добровольческий изначально было и остается социальное партнерство. Авторам данной статьи хотелось бы рассмотреть еще одну важнейшую грань этого уникального социального-педагогического феномена-влияние народной школы на социальное самочувствие её слушателей. Новые знания, постоянный, по сути дружеский круг общения, совместная социально значимая деятельность формируют такую образовательную среду, в которой человек испытывает психологический комфорт, чувство защищенности и сопричастности большому коллективу, что чрезвычайно важно для пенсионеров. Далее в тексте будет представлена модель Высшей народной школы, подтвердившая свою эффективность годами успешной деятельности, высоким уровнем востребованности у своей целевой группы. Опираясь на опыт российских школ для людей третьего возраста, уверены, что Высшая народная школа должна стать значимым сегментом системы непрерывного образования России с государственной поддержкой.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Olga V. Gordina, Иркутский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт

Alexsandr I. Gordin, Иркутский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Педагогический институт

Литература

Список литературы

Асланова О.А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/2/s%D0%BEci%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/aslanova.pdf

Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 3-8.

Вершловский С.Г. Андрагогика: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2014. 148 с.

Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики. Коллективная монография / под ред. Литвиновой Н.П., Гординой О.В. Иркутск-Санкт-Петербург: ВСГАО, 2009. 240 с.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев: Ин-т социологии, 1997. 67 с.

Гордина О. В., Гордин А.И. Андрагогика: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2022. 259 с.

Калашникова О.А. Социальное самочувствие слушателей высшей народной школы: проблема изучения и педагогического анализа // В мире научных открытий. 2011. №5(17). С. 23-30.

Литвинова Н.П. Тенденции и перспективы развития Высших народных школ //Человек и образование. 2010. № 4. С. 15-19.

Литвинова Н.П. Обучающиеся регионы в контексте становления культуры обучения на протяжении всей жизни // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 3. С. 179-185.

Лонструп Б. Учим взрослых с любовью. / Пер. с англ. А. Гастевой. Псков: ALLA, «Adult Learning for Local Action», 1996. 131 с.

Корсгаард О. Борьба за просвещение. Образование взрослых в Дании. Опыт пяти столетий. / Пер. с датс. Е. Огарева, Г. Ключарева. Москва: РНИСиНП. 2000. 71 с.

Медведев Н.П. Социальное самочувствие личности: вопросы содержания, измерения и оценки // Социальное самочувствие населения в современной России: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов на Дону, 2010. С. 134-137.

Сайт ВНШ // Высшая народная школа в моей жизни. http://union-of-the-restless.ru/vysshaya-narodnaya-shkola-v-moej-zhizni (дата обращения 18.08.2024).

Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Правительство российской федерации. Распоряжение от 5 февраля 2016 г. № 164-р. Москва. 47 с. https://docs.cntd.ru/document/420334631

Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ., под ред. В.А. Ядова. Москва: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, NY: Anchor Books, 1991. 240 p.

Korsgaard O. Højskoler for folket: 1844. Aarhus: Universitetsforlag. 100 Danish stories, 2023. Vol. 70. 100 p.

References

Aslanova O.A. Social well-being: measuring instruments, indicators and social criteria. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2012. no. 2. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/2/s%D0%BEci%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/aslanova.pdf

Vershlovsky S.G. Adult as a subject of education. Pedagogika [Pedagogy], 2003, no. 8, pp. 3-8.

Vershlovsky S.G. Andragogy: an educational and methodical manual. Saint Petersburg: SPb APPO Publ., 2014, 148 p.

Higher folk schools in the educational space of modern Russia: issues of theory and practice. Collective monograph / ed. Litvinova N.P., Gordina O.V. Irkutsk-St. Petersburg: VSGAO Publ., 2009, 240 p.

Golovakha E.I., Panina N.V. Integral index of social well-being (IISS): design and application of a sociological test in mass surveys. Kiev: Institute of Sociology Publ., 1997, 67 p.

Gordina O. V., Gordin A.I. Andragogy: textbook for universities. Moscow: Yurayt Publ., 2022. 259 p.

Kalashnikova O.A. Social well-being of students of the higher folk school: the problem of studying and pedagogical analysis. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2011, no. 5(17), pp. 23-30.

Litvinova N.P. Trends and prospects of development of higher national schools. Chelovek i obrazovaniye [Man and education], 2010, no. 4, pp. 15-19.

Litvinova N.P. Learning regions in the context of the formation of a culture of lifelong learning. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy [Public health and disease prevention], 2014, no. 3, pp. 179-185.

Lonstrup B. We teach adults with love / Translated from English A. Gasteva. Pskov: ALLA, Adult Learning for Local Action Publ., 1996, 131 p.

Korsgaard O. Struggle for enlightenment. Adult education in Denmark. The experience of five centuries. / Translated from the dates of E. Ogareva, G. Klyuchareva. Moscow: RNISiNP Publ., 2000, 71 p.

Medvedev N.P. Social well-being of the individual: issues of content, measurement and evaluation. Sotsial′noye samochuvstviye naseleniya v sovremennoy Rossii: Tezisy dokladov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Social well-being of the population in modern Russia: Abstracts of the All-Russian Scientific and Practical Conference], 2010, pp. 134-137.

High Folk School in My Life. http://union-of-the-restless.ru/vysshaya-narodnaya-shkola-v-moej-zhizni

Strategy of actions in the interests of older citizens in the Russian Federation until 2025. The Government of the Russian Federation. Order dated February 5, 2016 No. 164-R. Moscow, 47 p. https://docs.cntd.ru/document/420334631

Shtompka P. Sociology of social change / Translated from English, edited by V.A. Yadov. Moscow: Aspect Press Publ., 1996, 416 p.

Berger P., Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City, NY: Anchor Books Publ., 1991, 240 p.

Korsgaard O. Højskoler for folket: 1844. Aarhus: Universitetsforlag Publ., 100 Danish stories, 2023, vol. 70, 100 p.


Просмотров аннотации: 27
Загрузок PDF: 15
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Gordina, O., & Gordin, A. (2024). ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 406-429. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-649
Раздел
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ