СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация
Обоснование. Современные реформы в образовании всё чаще затрагивают вопросы здоровьесбережения педагогов и обучающихся. Здоровьесберегающая культура является неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя начальных классов и залогом его успешной педагогической деятельности. Сформированная здоровьесберегающая культура будущих учителей начальных классов будет способствовать сохранению и укреплению здоровья, как учителей, так и их учеников. Авторами выделены структурные компоненты здоровьесберегающей культуры, способствующие её формированию у будущих учителей начальных классов, а также установлены критерии, показатели и уровни сформированности здоровьесберегающей культуры, позволяющие диагностировать уровень сформированности здоровьесберегающей культуры у будущих учителей начальных классов.
Цель – раскрыть содержание понятия «здоровьесберегающая культура учителя начальных классов», выявить и теоретически обосновать структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности здоровьесберегающей культуры будущих учителей начальных классов.
Материалы и методы. Материалы исследования получены в процессе изучения и анализа научных публикаций, педагогической и методической литературы, посвященных вопросам здоровьесбережения. При подготовке статьи применялся описательный метод, с использованием элементов систематизации, позволяющий обобщить и систематизировать данные теоретического исследования, дать определение «здоровьесберегающая культура учителя начальных классов», выявить ее компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности.
Результаты. Установлены основные подходы к определению понятия «здоровьесберегающая культура»: педагогический, деятельностный, социологический. Выявлено отождествление понятий «здоровьесберегающая культура» и «культура здоровья». Здоровьесберегающая культура учителя начальных классов определена как ценностное отношение учителя к своему здоровью и здоровью учащихся, а также педагогическая деятельность, направленная на сбережение и приумножение здоровья. Выделены структурные компоненты здоровьесберегающей культуры будущих учителей начальных классов – мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный, которые представляют собой основу для формирования здоровьесберегающей культуры будущих учителей начальных классов. Разработана таблица соответствия критериев, показателей и уровней сформированности структурным компонентам здоровьесберегающей культуры будущих учителей начальных классов.
Скачивания
Литература
Список литературы
Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. 157 с.
Антонова Н.Л. Социально-экономические аспекты здоровьесбережения. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. 107 с.
Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С. 58-61.
Бобкова К.С., Сохранов-Преображенский В.В., Лыгина М.А. Технологии подготовки студентов в контексте развития опыта здоровьесбережения. Пенза: Изд-во ПГУ, 2022. 68 с.
Вершинина Н.А., Малафеева С.Н. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у педагогов начальных классов // Специальное образование. 2017. № 4. С. 43-54.
Водолажский В.А Сущность и специфика формирования культуры здоровья детей и подростков. URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/akt-problemi-skd/3/vodolazhskii.pdf
Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально педагогическом образовании. Оренбург: ОГУ, 2013. 175 с.
Звездина М.Л. «Культура здоровья» как предмет теоретических исследований в педагогической науке // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2013. Выпуск 2. С. 229-238.
Иванова Н.П., Загнойко Р.В., Шипулин А.В. Формирование индивидуальной здоровьесберегающей грамотности обучающихся на уроках физической культуры. Из опыта работы учителей физической культуры МАОУ Гимназия № 2 г. Южно-Сахалинска. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2019. 67 с.
Каменская Е.Н., Лысун А.В., Кулиш Ю.В. Культура здоровья студентов технического вуза // Физическая культура, спорт и здоровье молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (26 окт. 2018 г). Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. С. 40-43.
Кокаева И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2019. 147 с.
Костецкая Г.А., Резников М.А. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Санкт-Петербург: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного образования», 2019.
Лапушкина Т.Н. К вопросу о культуре здоровья педагога // Концепт. 2014. № S25. С. 1-5.
Латыговская О.В. Диагностика культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста // Штомесячны навукова-метадычны ілюстраваны часопіс. «Пралеска». 2017. № 05(309). С. 8-14.
Ле-ван Т.Н., Федоров В.А. Здоровьеформирующая деятельность педагога: научно-методический аспект. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 175 с.
Лепихина Т.Л., Шарапова А.А. Здоровьесберегающая культура как конкурентное преимущество фирмы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 6 (121). С. 77-83.
Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога как профессиональный феномен // Высшее образование сегодня. 2009. № 4. С. 91-31.
Рушакова Е.А. Педагогические условия формирования культуры здоровья педагогов в условиях ДОО // Образование и наука в современных условиях. Чебоксары. № 2 (3), 2015. С. 123-126.
Скумин В.А. Культура Здоровья – фундаментальная наука о человеке. Новочебоксарск: ТЕРОС, 1995. 132 с.
Тихомирова Л.Ф., Макеева Т.В. Здоровьесберегающая педагогика: учебник для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 251 с.
Третьякова Н.В. Теоретические аспекты управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях: монография. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. 128 с.
Трещева О.Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. д-ра пед. наук. Омск, 2003. 52 с.
Трещева О.Л., Карпеев А.Г., Криживецкая О.В., Терещенко А.А. Характеристика культуры здоровья личности с позиции системного подхода // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 154-157.
Хатлякова С.К., Бричева Ф.К. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО (обобщение опыта). Майкоп: АРИПК, 2022. 41 с.
Чедов К.В. К вопросу о сущности культуры здоровья обучающихся // Инновации в образовании. 2018. № 2. С. 139-144.
Шебеко В.Н., Латыговская О.В. Научно-теоретические основы культуры здоровья личности в системе педагогического знания // XVI Международные научные чтения (памяти Шувалова И.И.): Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва: ЕФИР, 2017. С. 132-137.
Burkhonova M.K., Umirova, N.M. Pedagogical conditions of formation of healthy lifestyle skills in future primary education teachers // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2023. Is. 11, No. 3. P. 43-48.
Bonwell C.C., Sutherland T.E. Sutherland. The Active Learning Continuum: Choosing Activities to Engage Students in the Classroom // New directions for teaching and learning. 1996. No. 67. P. 3-16.
Myer D.G. Social psychology. New York, Publ. McGraw-Hill. Jean Twenge. Is.11th. 742 p.
Barrett-Lennard G.T. Carl Rogers′ Helping System: Journey & Substance. Publ. SAGE, 1998. 432 p.
Frankl V.E. Yes To Life In Spite of Everything. Publ. Penguin Books Ltd. 2020. 160 p.
References
Abaskalova N.P., Zverkova A.Y. Health-saving pedagogical technologies. Novosibirsk: NSPU Publ., 2012, 157 p.
Antonova N.L. Socio-economic aspects of health saving. Yekaterinburg: Ural Publishing House. unita, 2023, 107 p.
Akhverdova O.A., Magin V.A. On the study of the phenomenon of "health culture" in the field of professional physical education. Theory and practice of physical culture, 2002, no. 9, pp. 58-61.
Bobkova K.S., Sokhranov-Preobrazhensky V.V., Lygina M.A. Technologies of student training in the context of the development of health-saving experience. Penza: Publishing House of PSU, 2022,68 p.
Vershinina N.A., Malafeeva S.N. Formation of a culture of health and a healthy lifestyle among primary school teachers. Spetsial'noe obrazovanie [Special education], 2017, no. 4, pp. 43-54.
Vodolazhsky V.A. The essence and specificity of the formation of a culture of health of children and adolescents. URL: https://tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/akt-problemi-skd/3/vodolazhskii.pdf
Garaeva E.A. Health-saving technologies in professional pedagogical education. Orenburg: OSU, 2013, 175 p.
Zvezdina M.L. "Culture of health" as a subject of theoretical research in pedagogical science Vestnik TvGU. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» [Vestnik TvSU. Series «Pedagogy and Psychology»], 2013, is. 2, pp. 229-238.
Ivanova N.P., Zagnoiko R.V., Shipulin A.V. Formation of individual health-saving literacy of students in physical education lessons. From the experience of physical education teachers of the MAOU Gymnasium No. 2 in Yuzhno-Sakhalinsk. Yuzhno-Sakhalinsk: IROSO Publ., 2019, 67 p.
Kamenskaya E.N., Lysun A.V., Kulish Yu.V. Culture of health of students of a technical university Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e molodezhi: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (26 okt. 2018 g.) [Physical Education, Sports and Health of Youth: Proc. of the All-Russian Scientific and Practical Conf. (October 26, 2018)]. Perm: Perm State National Research University, 2018, pp. 40-43.
Kokaeva I.Y. Health-saving technologies in primary school. Vladikavkaz: Publishing House of SOGU, 2019, 147 p.
Kostetskaya G.A., Reznikov M.A. The use of health-saving technologies in the educational process. St. Petersburg: St. Petersburg Academy of Postgraduate Education, 2019.
Lapushkina T.N. On the question of the teacher's health culture. Kontsept [Concept], 2014, no. S25, pp. 1-5.
Latygovskaya O.V. Diagnostics of the health culture of children of younger preschool age. Shtomesyachny navukova-metadychny іlyustravany chasopіs. «Praleska» [Monthly scientific and methodical illustrated magazine. «Snowdrop»], 2017, no. 05(309), pp. 8-14.
Le van T.N., Fedorov V.A. Health-forming activity of a teacher: scientific and methodological aspect. Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State Prof.-Ped. university, 2017, 175 p.
Lepikhina T.L., Sharapova A.A. Health-saving culture as a competitive advantage of the company. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin)], 2012, is. 6(121). pp. 77-83.
Malyarchuk N.N. Teacher's health culture as a professional phenomenon. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2009, no. 4. pp. 91-31.
Rushakova E.A. Pedagogical conditions for the formation of a health culture of teachers in the conditions of preschool education. Obrazovanie i nauka v sovremennykh uloviyakh [Education and Science in Modern Conditions], 2015, no. 2(3), pp. 123-126.
Skumin V.A. Health Culture – the fundamental science of man. Novocheboksarsk: TEROS, 1995, 132 p.
Tikhomirova L.F., Makeeva T.V. Health-saving pedagogy: textbook for academic undergraduate studies. Moscow: Yurait Publishing House, 2018, 251 p.
Tretyakova N.V. Theoretical aspects of quality management of health-saving activities in educational institutions. Yekaterinburg: Russian State Prof.-Ped. Univ., 2013. 128 p.
Treshcheva O.L. Theory of the formation of a culture of personal health in the educational system of physical education. Abstract of Dr dissertation. Omsk, 2003, 52 p.
Treshcheva O.L., Karpeev A.G., Krizhivetskaya O.V., Tereshchenko A.A. Characteristics of the culture of personal health from the perspective of a systematic approach. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2014, no. 1(125), pp. 154-157.
Khatlyakova S.K., Bricheva F.K. The use of health-saving technologies in primary school in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard (generalization of experience). Maykop: ARIPK, 2022, 41 p.
Chedov K.V. On the issue of the essence of the health culture of students. Innovations in education, 2018, no. 2, pp. 139-144.
Shebeko V.N., Latygovskaya O.V. Scientific and theoretical foundations of the culture of personal health in the system of pedagogical knowledge. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences [European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences], 2023, is. 11, no. 3, pp. 43-48.
Burkhonova M.K., Umirova, N.M. Pedagogical conditions of formation of healthy lifestyle skills in future primary education teachers. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 2023, is. 11, no. 3, pp. 43-48.
Bonwell C.C., Sutherland T.E. The Active Learning Continuum: Choosing Activities to Engage Students in the Classroom. New directions for teaching and learning, 1996, no. 67, pp. 3-16.
Myer D.G. Social psychology. New York, Publ. McGraw-Hill. Jean Twenge. Is.11th. 742 p.
Barrett-Lennard G.T. Carl Rogers′ Helping System: Journey & Substance. Publ. SAGE, 1998, 432 p.
Frankl V.E. Yes To Life In Spite of Everything. Publ. Penguin Books Ltd. 2020, 160 p.
Просмотров аннотации: 48 Загрузок PDF: 9
Copyright (c) 2024 Natalya L. Sosnickaya, Yulia N. Shmanaeva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.