КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: адаптация, коммуникативная компетентность, успешность, личностный ресурс, студент, педагогическая деятельность

Аннотация

Обоснование. Показана роль коммуникативной компетентности в адаптации студентов в учебно-профессиональных ситуациях и в реализации профессионального педагогического общения в будущем. Изучение индикаторов выраженности характеристик студентов и типичных стратегий взаимодействия дает возможность построить прогноз адаптации и успешности в профессиональных ситуациях в будущем, выделить ресурсы и риски развития коммуникативной компетентности и разрабатывать адресные программы психологического сопровождения развития компетентного стиля общения.

Цель – изучение особенностей общительности, эмпатии, стратегий повеления в конфликте и коммуникативного контроля студентов педагогического направления подготовки с разным уровнем адаптации.

Материалы и методы. Цель исследования реализовывалась посредством использования диагностического инструментария, направленного на выявление степени развития элементов коммуникативной компетентности, таких как: эмпатия, уровень общительности, коммуникативный самоконтроль, тип поведения в конфликтных ситуациях, применение метода портфолио и анализа академической успеваемости позволили выделить группы студентов с разным уровнем адаптации по объективным критериям «успешные» и «менее успешные».

Результаты. Доказано, что «успешные» и более адаптированные студенты обладают более выраженной эмпатией, демонстрируют общительность и высокий коммуникативный самоконтроль, склонны выбирать конструктивные стратегии поведения в конфликте: «сотрудничество» и «компромисс». Выявлено, что эмпатия коррелирует с уровнем общительности и со стратегией «сотрудничество», которая в свою очередь связана с самоконтролем в общении. Показаны риски адаптации «менее успешных студентов»: низкий уровень эмпатии, выбор неконструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, менее выраженная общительность, низкий коммуникативный самоконтроль.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Tatyana N. Shcherbakova, Донской государственный технический университет

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и консультативной психологии

Dinamutdin N. Misirov, Южный федеральный университет

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры технологии и профессионально-педагогического образования

Khava K. Tamaskhanova, Ингушский государственный университет

старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования

Литература

Список литературы

Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-27.

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Проблема вхождения в профессию и профессиональной преадаптации в высшем педагогическом образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN323.pdf

Дементий Л.И. Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 68-78.

Джига Н.Д. Взаимосвязь самоотношения студентов с мотивацией достижения успеха // Вестник Барановичского государственного университета. 2020. № 8. С. 78-83

Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 11-35. https://doi.org/10.17853/1994–5639-2020-3-11

Малышев И.В. Взаимосвязь адаптационных составляющих личности и проявлений эмоционального выгорания у учителей школ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN520

Омельченко Е.А. Становление компонентов культуры самовыражения студентов педагогического вуза как условие их профессиональной самореализации // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 78-83.

Опекина Т. П. Уровень самореализации личности как предиктор ее позитивного самоотношения субъективного счастья // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 4. С. 35–42. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2021.4.35-42

Панкратова И. А. Особенности взаимосвязи представлений об успехе и мотивации успешной деятельности у студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 7. С. 105-110.

Ремезов Д.Д., Колмыкова М.А. Проблемы коммуникативной компетентности современной студенческой молодежи // Экономика и социум. 2021. № 1-2(80). С. 364-368.

Трофимова Е.Л., Кузьмина Г.А. Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 54-75. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.54

Шевкун A.B. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 80-88.

Чернякевич Е. Ю. Психологические особенности бесконфликтной личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 32. С. 95–105. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.95

Gallois C., Ogay T., Giles H. Communicative adaptation theory: Looking back and looking forward // Gudykunst W.B. Theorizing About Intercultural Communication. Thousand Oaks, CA: Sage. 2005. P. 121-148.

Gisewhite R. A., Jeanfreau M. M., Holden C. L. A call for ecologically-based teacher-parent communication skills training in pre-service teacher education programmes // Educational Review. 2021. Vol. 73. №. 5. P. 597-616.

Hoff H. E. The evolution of intercultural communicative competence: Conceptualisations, critiques and consequences for 21st century classroom practice // Intercultural Communication Education. 2020. vol. 3. №. 2. pp. 55-74.

Muhammad A.A., Roziah M.R., Mohd A.M., Muhd K.O. Competencies of vocational teacher: A personnel measurement framework // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2017. Vol. 7. P. 147-164.

Xie F., Derakhshan A.A Сonceptual review of positive teacher interpersonal communication behaviors in the instructional context // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 12. P. 708490.

References

Asmolov A. G., Shechter E. D., Chernorizov A. M. Preadaptation to uncertainty as a navigation strategy for developing systems: routes of evolution. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 2017, no. 4, pp. 3-27.

Gorina E. N., Grinina E. S., Rudzinskaya T. F. he problem of entering the profession and professional pre-adaptation in higher pedagogical education. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2023, vol. 11, no. 3, URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN323.pdf

Dementiy L. I. Subjectivity as a factor in personal development at the stage of self-realization. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2020, vol. 26, no. 2, pp. 68–78.

Dzhiga N. D. The relationship between students' self-esteem and motivation to achieve success. Vestnik Baranovichskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baranovichi State University], 2020, no. 8, pp. 78–83.

Zinchenko Yu. P., Dorozhkin E. M., Zeer E. F. Psychological and pedagogical foundations for forecasting the future of professional education: development vectors. Obrazovaniye i nauka [Education and Science], 2020, vol. 22, no. 3, pp. 11–35. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11

Malyshev I. V. The relationship between the adaptive components of personality and manifestations of emotional burnout in school teachers. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [The World of Science. Pedagogy and Psychology], 2020, no. 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN520

Omelchenko E. A. Formation of the components of the culture of self-expression of students of a pedagogical university as a condition for their professional self-realization. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2017, no. 1, pp. 78-83.

Opekina T. P. The level of self-realization of an individual as a predictor of her positive self-attitude of subjective happiness. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya [Bulletin of Omsk University. Series: Psychology], 2021, no. 4, pp. 35-42. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2021.4.35-42

Pankratova I. A. Features of the relationship between ideas about success and motivation for successful activity among students. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki [Bulletin of the Southern Federal University. Pedagogical Sciences], 2018, no. 7, pp. 105–110.

Remezov D. D., Kolmykova M. A. Problems of communicative competence of modern student youth. Psychological safety of the teacher's personality in conditions of uncertainty. Ekonomika i sotsium [Economy and Society], 2021, no. 1-2 (80), pp. 364-368.

Trofimova E. L., Kuzmina, G. A. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya [Bulletin of Irkutsk State University. Psychology Series], 2022, vol. 39, pp. 54-75. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.54

Shevkun A. V. Communicative competence as a means of social adaptation of first-year students. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2007, no. 3, pp. 80-88.

Chernyakevich E. Yu. Psychological characteristics of a conflict-free personality. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya [Bulletin of the Irkutsk State University. Series Psychology], 2020, vol. 32, pp. 95-105. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.32.95

Gallois C., Ogay T., Giles H. Communicative adaptation theory: Looking back and looking forward. In: Gudykunst W.B. Theorizing About Intercultural Communication. Thousand Oaks, CA: Sage, 2005, pp. 121-148.

Gisewhite R. A., Jeanfreau M. M., Holden C. L. A call for ecologically-based teacher-parent communication skills training in pre-service teacher education programmes. Educational Review, 2021, vol. 73, no. 5, pp. 597-616.

Hoff H. E. The evolution of intercultural communicative competence: Conceptualisations, critiques and consequences for 21st century classroom practice. Intercultural Communication Education, 2020. vol. 3, no. 2. pp. 55-74.

Muhammad A.A., Roziah M.R., Mohd A.M., Muhd K.O. Competencies of vocational teacher: A personnel measurement framework. International Journal of Academic Research in Business and Social Science, 2017, vol. 7, pp. 147-164.

Xie F., Derakhshan A.A Conceptual review of positive teacher interpersonal communication behaviors in the instructional context. Frontiers in psychology, 2021, vol. 12, p. 708490.


Просмотров аннотации: 33
Загрузок PDF: 9
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Shcherbakova, T., Misirov, D., & Tamaskhanova, K. (2024). КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 365-386. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-647
Раздел
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ