УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Ключевые слова: обучение студентов, интеллект-карты, использование интеллект-карт, педагогическое образование

Аннотация

Обоснование. В условиях большого информационного потока, доступности информации часто возникает проблема, связанная с умением ее обработки, анализа, оптимального запоминания. Одним из таких средств являются интеллект-карты, которые в данном исследовании рассматривались как дидактические средства структурирования, упорядочивания, визуализации, систематизации, установления взаимосвязей.

Цель исследования: выявить условия формирования у студентов способности использовать интеллект-карты в педагогической деятельности.

Материалы и методы. Исследование имеет теоретико-эмпирический характер. Выделенные условия были внедрены в процесс обучения студентов в ходе опытно-экспериментальной работы. В составе способности использовать интеллект-карты в педагогической деятельности выделены: знания теоретического материала по интеллект-картам, требований к ним, возможностей и ограничений; умения составлять интеллект-карты, в том числе с использованием цифровых ресурсов; включать интеллект-карты в работу со школьниками. В исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов. Для проверки достоверности полученных результатов был использован Т-критерий Вилкоксона.

Результаты. Выделены условия формирования у студентов способности использовать интеллект-карты в педагогической деятельности: встраивание интеллект-карт в виде содержательной линии в дисциплины и практики; включение в учебный процесс работу с готовыми картами, проверку их правильности, дополнение и/или корректировку, разработку, использование карт в проектно-исследовательской работе педагога и обучающегося; включение заданий по работе с интеллект-картами в программу педагогической практики, с последующей их защитой. С помощью опытно-экспериментальной работы доказана эффективность выделенных условий формирования у студентов способности использовать интеллект-карты в педагогической деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Lidia G. Shestakova, Пермский государственный национальный исследовательский университет

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин

Marina V. Lapenok, Уральский государственный педагогический университет

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике

Литература

Список литературы

Астахова Л.Г. Интеллект-карты как средство формирования профессиональных знаний студентов // Вестник Калужского университета. 2021. № 4(53). С. 68-73. https://doi.org/10.54072/18192173_2021_4_68

Бужинская Н.В., Васева Е.С. Подготовка будущих учителей к разработке и применению ментальных карт для визуализации учебной информации // Наука и перспективы. 2020. № 4. С. 63-68.

Бьюзен Т. Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления / пер. с англ. Ю. Константиновой. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 208 с.

Горячкин Б.С., Наседкин И.А. Сравнительный анализ средств разработки ментальных карт // Наукосфера. 2021. № 5-2. С. 126-133.

Григорьева О.Н., Гарновская И.И. Интеллект-карты как технология визуализации информации и эффективный инструмент преподавателя // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2023. № 1(153). С. 33-37.

Дудковская И.А. Особенности использования ментальных карт при обучении студентов педагогических вузов // Мир педагогики и психологии. 2020. № 1(42). С. 62-67.

Келдибекова А.О., Кушбак Кызы Н. Ментальные карты в обучении математике, как метод развития критического мышления школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 7-1. С. 53-57. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-11366

Куликова В.В. Ментальная карта как метод обучения // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10, № 1(34). С. 29-32. https://doi.org/10.26140/KNZ4-2021-1001-0007

Назарова О.В., Назаров А.В. Интеллект-карты в современном образовательном процессе: преимущества, функции, принципы визуализации и инструменты проектирования // Преподаватель XXI век. 2023. № 4-1. С. 82-93. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-4-82-93

Новикова Е.О. Интеллект-карта как средство формирования метапредметных результатов на уроках математики в основной школе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2021. № 2. С. 196-204. https://doi.org/10.24412/2308-717X-2021-2-196-204

Умеров Э.А. Интеллект-карты: опыт использования в контексте цифрового образования // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2023. № 2(40). С. 65-71.

Шестакова Л.Г. Как повысить логическую культуру учащихся гуманитарных классов // Математика в школе. 1999. № 5. С. 90-93.

Ababkova M.Y., Pokrovskaia N.N., Leontyeva V.L., Arkannikova M.S. Mental Maps as a Creative Tool of Marketing Analysis in Education // Technology, Innovation and Creativity in Digital Society, St. Petersburg, October 26-27, 2021. Vol. 345. St. Petersburg: Springer Nature Switzerland. 2022. P. 297-309. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_25

Eppler M.J., Burkhard R.A. Visual Representations in Knowledge Management: Framework and Cases // Journal of Knowledge Management. 2007. Vol. 11. No. 4. P. 112-122.

González J.M.M., Pareja E.F.H., Gea E.M.V. Opiniones de estudiantes universitarios acerca de la utilización de mapas mentales en dinámicas de aprendizaje cooperative // Perfiles Educativos. 2016. Vol. 38. P. 136-151. URL: http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0185-26982016000300136 (date of application: 18.04.2024).

Mamontova M., Starichenko B., Novoselov S., Zlokazov K., Lapenok M. Electronic mind maps as a method for creation of multidimensional didactic tools // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2017. Vol. 75. P. 381-390. https://doi.org/10.1007/978-3-319-59451-4_38

Montero E.G., De la Morena Taboada M. Analizando el autoconcepto y la imagen: aplicación del mapa mental a la construcción de la marca personal // Opción: Revista de Ciencias Humanas y Sociales. 2015. Vol. 2. P. 396-424. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=5834763 (accessed 30.03.2024).

Muñoz-González J.M., Ontoria-Peña A., Molina-Rubio A. El mapa mental, un organizador gráfico como estrategia didáctica para la construcción del conocimiento // Magis. Revista Internacional de Investigación en Educación. 2011. Vol. 3, № 6. P. 343-361. https://doi.org/10.11144/Javeriana.m3-6.mmog

Núñez Lira, Novoa Castillo, Majo Marrufo, Salvatierra Melgar. Mental Maps as a Strategy in the Development of Successful Intelligence in High School Students // Propositos y Representaciones. 2019. Vol. 7, № 1. P. 59-82. https://doi.org/10.20511/pyr2019.v7n1.263.

Samarescu N. Mind maps in electronic and classical format in mathematics teaching // 16th International Scientific Conference on eLearning and Software for Education. Bucharest, 2020. Vol. 1. P. 584-588. https://doi.org/10.12753/2066-026X-20-076

References

Astakhova L.G. Mind maps as a means of developing professional knowledge of students. Vestnik Kaluzhskogo universiteta [Bulletin of Kaluga University], 2021, no. 4(53), pp. 68-73. https://doi.org/10.54072/18192173_2021_4_68

Buzhinskaya N.V., Vaseva Ye.S. Preparing future teachers for the development and use of mental maps for visualizing educational information. Nauka i perspektivy [Science and prospects], 2020, no. 4, pp. 63-68.

B'yuzen T. Mind maps: a complete guide to a powerful thinking tool. Transl. from Engl. Yu. Konstantinova. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2019, 208 p.

Goryachkin B.S., Nasedkin I.A. Comparative analysis of tools for developing mental maps. Naukosfera [Scienceosphere], 2021, no. 5-2, pp. 126-133.

Grigor'yeva O.N., Garnovskaya I.I. Mind maps as a technology for visualizing information and an effective teaching tool. Vysheyshaya shkola: navukova-metadychny í publítsystychny chasopís [Higher school: scientific-methodological and journalistic magazine], 2023, no. 1(153), pp. 33-37.

Dudkovskaya I.A. Features of the use of mental maps in teaching students of pedagogical universities. Mir pedagogiki i psikhologii [The world of pedagogy and psychology], 2020, no. 1(42), pp. 62-67.

Keldibekova A.O., Kushbak Kyzy N. Mental maps in teaching mathematics as a method for developing critical thinking in schoolchildren. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Sciences], 2019, no. 7-1, pp. 53-57. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-11366

Kulikova V.V. Mental map as a teaching method. Karel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2021, vol. 10, no. 1(34), pp. 29-32. https://doi.org/10.26140/KNZ4-2021-1001-0007

Nazarova O.V., Nazarov A.V. Mind maps in the modern educational process: advantages, functions, principles of visualization and design tools. Prepodavatel' XXI vek [21st century teacher], 2023, no. 4-1, pp. 82-93. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-4-82-93

Novikova Ye.O. Mind map as a means of developing meta-subject results in mathematics lessons in primary school. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Serija № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series no. 1. Psychological and pedagogical sciences], 2021, no. 2, pp. 196-204. https://doi.org/10.24412/2308-717X-2021-2-196-204

Umerov E.A. Mind maps: experience of use in the context of digital education. Informatsionno-komp'yuternyye tekhnologii v ekonomike, obrazovanii i sotsial'noy sfere [Information and computer technologies in economics, education and social sphere], 2023, no. 2(40), pp. 65-71.

Shestakova L.G. How to improve the logical culture of students in humanities classes. Matematika v shkole [Mathematics at school], 1999, no. 5, pp. 90-93.

Ababkova M.Y., Pokrovskaia N.N., Leontyeva V.L., Arkannikova M.S. Mental Maps as a Creative Tool of Marketing Analysis in Education. Technology, Innovation and Creativity in Digital Society, St. Petersburg, October 26-27, 2021, vol. 345. St. Petersburg: Springer Nature Switzerland, 2022, pp. 297-309. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_25

Eppler M.J., Burkhard R.A. Visual Representations in Knowledge Management: Framework and Cases. Journal of Knowledge Management, 2007, vol. 11, no. 4, pp. 112-122.

González J.M.M., Pareja E.F.H., Gea E.M.V. Opinions of university students about the use of mental maps in cooperative learning dynamics. Perfiles Educativos [Educational Profiles], 2016, vol. 38, pp. 136-151. URL: http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0185-26982016000300136 (accessed 18.04.2024).

Mamontova M., Starichenko B., Novoselov S., Zlokazov K., Lapenok M. Electronic mind maps as a method for creation of multidimensional didactic tools. Smart Innovation, Systems and Technologies, 2017, vol. 75, pp. 381-390. https://doi.org/10.1007/978-3-319-59451-4_38

Montero E.G., De la Morena Taboada M. Analyzing self-concept and image: application of the mental map to the construction of the personal brand. Opción: Revista de Ciencias Humanas y Sociales [Option: Journal of Human and Social Sciences, 2015, vol. 2, pp. 396-424. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=5834763 (accessed 30.03.2024).

Muñoz-González J.M., Ontoria-Peña A., Molina-Rubio A. The mind map, a graphic organizer as a didactic strategy for the construction of knowledge. Magis. Revista Internacional de Investigación en Educación [Magis. International Journal of Research in Education], 2011, vol. 3, no. 6, pp. 343–361. https://doi.org/10.11144/Javeriana.m3-6.mmog

Núñez Lira, Novoa Castillo, Majo Marrufo, Salvatierra Melgar. Mental Maps as a Strategy in the Development of Successful Intelligence in High School Students. Propositos y Representaciones [Purposes and Representations], 2019, vol. 7, no. 1, pp. 59-82. https://doi.org/10.20511/pyr2019.v7n1.263

Samarescu N. Mind maps in electronic and classical format in mathematics teaching. 16th International Scientific Conference on eLearning and Software for Education. Bucharest, 2020, vol. 1, pp. 584-588. https://doi.org/10.12753/2066-026X-20-076


Просмотров аннотации: 44
Загрузок PDF: 12
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Shestakova, L., & Lapenok, M. (2024). УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 340-364. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-646
Раздел
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ