ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОГРАММАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ключевые слова: образование, развитие, педагог, студент, рефлексивные умения

Аннотация

Обоснование. В статье актуализирована проблема развития рефлексивных умений студентов будущих педагогов в процессе вузовской подготовки. Предметом анализа стали рефлексивные умения студентов, определяющие их педагогическую направленность в профессиональной деятельности.

Цель – определить динамику развития рефлексивных умений студентов, обучающихся на программах педагогической направленности, через рефлексивную деятельность в учебном процессе.

Материалы и методы. Методологической основой исследования стали: рефлексивный, компетентностный и системный подходы. В ходе исследования были использованы методы: сопоставительный анализ  педагогических фактов по теме исследования, тестирование, педагогический эксперимент, опрос. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью: анкеты «Представления о себе в коммуникации» (У. Стефансона); экспериментальной методики «Кооперативная рефлексия» (Т.Ф. Ушевой и др.); методики «Анализ деятельности» (С.Д. Неверович и др.) и опросника «Индивидуальная выраженность рефлексии» А.В. Карпова. В исследование было включено 73 студента педагогических направлений подготовки Иркутского государственного университета.

Результаты исследования показывают положительную динамику развития рефлексивных умений студентов, обучающихся по программам педагогической направленности. При организации учебного процесса, в основе которого лежит рефлексивная деятельность, на первых этапах происходит становление личностных рефлексивных умений. Далее уже на их основе развиваются интеллектуальные, коммуникативные и кооперативные рефлексивные умения. Сложнее всего запускается процесс развития кооперативных рефлексивных умений. При их формировании трудности вызывают согласование деятельностных позиций между студентами и определение их совместных действий в коллективной деятельности. Данная динамика развития рефлексивных умений не зависит от уровня обучения («бакалавриат» или «магистратура»). На каждом уровне профессиональной подготовки студентов траектория их развитии была одинаковой по четырем видам рефлексивных умений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Tatyana F. Usheva, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Литература

Список литературы

Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 38-41.

Барахович И.И., Шилова М.И. Готовность будущего педагога к профессиональным коммуникациям // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2(28). С. 37-40.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

Ильина Н.Ф., Адольф В.А. Инновационная деятельность в образовании: вопросы теории и практики: монография. Красноярск, 2019. 180 с.

Иванова С.В., Бокова Т.Н. Высшие «школы будущего» в постмодернистском ракурсе (на основе компаративистских исследований) // Педагогика. 2020. № 6. С. 35-47.

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 1 (45). Психология. С. 62-66.

Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2011. 260 с.

Фуряева Т.В. Высшее профессиональное социальное образование // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2012. № 2. С. 80-81.

Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. 1994. № 3-4. С. 76-121.

Nam J. Critical reflection on the ESL teacher’s subjectivity // Reflective Practice. 2017. Vol. 18. No. 1. P. 123-132.

Nangle D., Erdley C., Schwartz-Mette R. Social skills across the life span. London, San Diego: Academic Press. 2020. 368 p.

O’Neill T.A. Constructive controversy and reflexivity training promotes effective conflict profiles and team functioning in student learning teams // Academy of Management Learning & Education. 2017. Vol. 16. No. 2. P. 257-276.

Pogodaeva M.V., Mikhailova E.K., Usheva T.F. The use of Reflexive Ap-proach in Distance Education of Students at Teacher-training Institutions // ICDEL 2019: materials of the IV International Conference on Distance Education and Training. Shanghai, 2019. pp. 1-5.

Thorpe M. Encouraging students to reflect as part of the assignment process // Active Learning in Higher Education. 2000. Vol. 1. No. 1. P. 79-92.

References

Adol'f V.A. Becoming a professional competence. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2013, no. 5, pp. 38-41.

Barakhovich II, Shilova M.I. Readiness of the future teacher for professional communications. Vestnik KSPU im. V.P. Astaf'eva [Bulletin of the KSPU named after V.P. Astafiev], 2014, no. 2(28), pp. 37-40.

Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Key competencies as a result-oriented basis of the competence approach in education]. Moscow: Research Center for Problems of Quality of Specialist Training, 2004, 42 p.

Il'ina N.F., Adol'f V.A. Innovatsionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: voprosy teorii i praktiki [Innovation activity in education: issues of theory and practice]. Krasnoyarsk, 2019, 180 p.

Ivanova S.V., Bokova T.N. Higher “schools of the future” in the postmodernist perspective (based on comparativist research). Pedagogika [Pedagogy], 2020, no. 6, pp. 35-47.

Karpov A.V. Reflexivity as a psychic property and a technique for its diagnosis. Psychological journal [Psychological Journal], 2003, vol. 24, no. 5, pp. 45-57.

Piskunova E.V. Professional pedagogical reflection in the activity and training of the teacher. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. Psychology], 2005, no. 1(45), pp. 62-66.

Frolovskaya M.N The humanitarian basis of the professional culture of the teacher: monograph. Barnaul: Alt. State. University Publ., 2011, 260 p.

Furyaeva T.V. Higher professional social education. Sotsial'naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskiy zhurnal [Social pedagogy in Russia. Scientific and methodical journal], 2012, no. 2, pp. 80-81.

Shchedrovitsky G.P. Reflection in activity. Voprosy metodologii [Questions of methodology], 1994, no. 3-4, pp. 76-121.

Nam J. Critical reflection on the ESL teacher’s subjectivity. Reflective Practice, 2017, vol. 18, no. 1, pp. 123-132.

Nangle D., Erdley C., Schwartz-Mette R. Social skills across the life span. London, San Diego: Academic Press, 368 p.

O’Neill T. A. Constructive controversy and reflexivity training promotes effective conflict profiles and team functioning in student learning teams. Academy of Management Learning & Education, 2017, vol. 16, no. 2, pp. 257-276.

Pogodaeva M.V., Mikhailova E.K., Usheva T.F. The use of Reflexive Approach in Distance Education of Students at Teacher-training Institutions. ICDEL 2019: materials of the IV International Conference on Distance Education and Training. Shanghai, 2019, pp. 1-5.

Thorpe M. Encouraging students to reflect as part of the assignment process. Active Learning in Higher Education, 2000, vol. 1, no. 1, pp. 79-92.


Просмотров аннотации: 36
Загрузок PDF: 14
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Usheva, T. (2024). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРОГРАММАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 286-301. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-644
Раздел
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ