АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О КОМАНДНОЙ РАБОТЕ И КОМАНДНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Аннотация
Обоснование. Необходимость формирования командных навыков у студентов медицинских вузов обусловлена их важностью для успешного выполнения профессиональных обязанностей в условиях совместной деятельности. Однако, несмотря на высокую значимость командной работы, современные студенты недостаточно подготовлены к командному взаимодействию.
Цель – проанализировать представления студентов медицинских вузов о командной работе и предложить методики, способствующие развитию командных навыков.
Материалы и методы. Исследование проходило в три этапа. Всего было опрошено три фокус-группы, каждая состояла из 14 студентов 4 курса специальности «Лечебное дело» КрасГМУ. Обсуждения записывались на аудио, а затем были транскрибированы для последующего анализа. Для обработки данных использовался метод тематического анализа. На основе обсуждений в фокус-группах нами были составлены тестовые задания. В опросе приняли участие 102 студента 4 курса специальности «Лечебное дело», из которых 42 – это участники фокус-группы, а 60 – студенты из медицинских вузов России.
В практической части исследования применен метод фокус-групп, использован анализ психолого-педагогических материалов, метод обработки экспериментальных данных.
Результаты. Обнаружено противоречие между требованиями к выпускникам медицинских вузов в части наличия знаний, умений и навыков командной работы и уровнем ориентированности будущих врачей на командное взаимодействие. 21,43% студентов медицинского вуза верно понимают содержание командной работы и только 7% знают все принципы командного взаимодействия; 90% обучающихся путают командную работу с групповой. При этом, обучающиеся медицинских вузов имеют верное представление об основных характеристиках командной работы в различных ситуациях взаимодействия. Необходимость внедрения принципов командной работы в процесс обучения в медицинском вузе привело к разработке практико-ориентированных учебных занятий с элементами тренинговой работы. Разработаны критерии ориентированности обучающихся медицинского вуза на взаимодействие при выполнении командных учебных заданий: эмоциональный интеллект, умение сплотиться, эффективное общение в команде, проявление коллективного творчества.
Скачивания
Литература
Список литературы
Беляева А.В., Аксененко И. А. Цифровая платформа как педагогическая технология формирования готовности к профессиональной деятельности студентов медицинского вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 1. С. 28-44.
Блохин Б.М., Гаврютина И.В., Овчаренко Е.Ю. Работа в команде в условиях медицины критических состояний // Вопросы практической педиатрии. 2013. Т. 8, № 1. С. 67-70.
Братухин А.Г., Братухина Е.А., Ражина Н.Ю. Развитие профессионально важных качеств врачей скорой медицинской помощи как условие их успешной профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2. С. 111-115.
Дятлов Д.С., Шепелевич А.Н. Исследование коммуникативной способности студентов первого курса медицинского университета // Студенческий вестник. 2021. № 8-2(153). С. 28-29.
Князева Е.Г. Формирование у студентов высшего медицинского образования компетентности в области командной работы // Глобальный научный потенциал. 2021. № 12(129). С. 193-195.
Корнилова О.А., Логунова О.В. Анализ и оценка профессионально-важных качеств будущего врача // Мир человека: Материалы ежегодной Межвузовской научно-практической конференции, Красноярск, 28–29 апреля 2022 года. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решетнева. 2022. Том 1. С. 15-21.
Настявин И.М. Идеи индивидуализма и их отражение в сознании современной студенческой молодежи // Управление устойчивым развитием. 2021. № 4(35). С. 67-78.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. N 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013
Суханов Е.Л., Вальков В.Б., Мамаев Е.А., Прокудин А.М. Готовность студентов медицинского вуза к будущей профессиональной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1(215). С. 480-485.
Церковский А.Л., Петрович С.А., Гапова О.И. О компетентности личности как структурном компоненте конкурентоспособности студента-медика // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 73-ой научной сессии ВГМУ, Витебск, Республика Беларусь, 29–30 января 2018 года. Витебск: Витебский государственный медицинский университет. 2018. С. 621-625.
Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 71-81.
Baker D. P., Gustafson S., Beaubien J., Salas E., Barach P. Medical teamwork and patient safety: the evidence-based relation. literature review. Miami, USA. Agency for Healthcare Research and Quality, 2005. 234 p.
Castellano M. S., Contreras-McKay I., Neyem A., Farfán E., Inzunza O., N. E. Ottone, M. del Sol, C. Alario-Hoyos, M. S. Alvarado, R. S. Tubbs Empowering human anatomy education through gamification and artificial intelligence: An innovative approach to knowledge appropriation // Clinical Anatomy. 2024. № 37(1). P. 12-24.
Reeves S., Lewin S., Espin S., Zwarenstein M. Interprofessional Teamwork for Health and Social Care URL: https://www.overdrive.com/media/662568/interprofessional-teamwork-for-health-and-social-care
Urh M., Vukovic G., Jereb E., Pintar R. The model for introduction of gamification into e-learning in higher education. Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. № 197. P. 388-397. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.154
References
Belyaeva A. V., Aksenenko I. A. Digital platform as a pedagogical technology of formation of readiness for professional activity of students of medical university. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2022, no. 1, pp. 28-44.
Blokhin B. M., Gavryutina I. V., Ovcharenko E. Yu. Teamwork in critical care medicine. Voprosy prakticheskoy pediatrii [Questions of practical pediatrics], 2013, vol. 8, no. 1, pp. 67-70.
Bratukhin A. G., Bratukhina E. A., Razhina N. Yu. Development of professionally important qualities of emergency medicine doctors as a condition for their successful professional activity. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies], 2021, no. 2, pp. 111-115.
Dyatlov D. S., Shepelevich A. N. Study of communicative ability of the first-year students of the medical university. Studencheskiy vestnik [Student Bulletin], 2021, no. 8-2(153), pp. 28-29.
Knyazeva E. G. Formation of teamwork competence in students of higher medical education. Global'nyy nauchnyy potentsial [Global scientific potential], 2021, no. 12(129), pp. 193-195.
Kornilova O. A., Logunova O. V. Analysis and evaluation of professionally important qualities of the future doctor. The World of Man: Proceedings of the annual Interuniversity Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, April 28-29, 2022, vol. 1, pp. 15-21.
Nastyavin I. M. Ideas of individualism and their reflection in the consciousness of modern student youth. Upravlenie ustoychivym razvitiem [Management of sustainable development], 2021, no. 4(35), pp. 67-78.
Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation from August 12, 2020 N 988 “On approval of the federal state educational standard of higher education - specialty 31.05.01 Medicine”. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013
Sukhanov E. L., Val'kov V. B., Mamaev E. A., Prokudin A. M. Readiness of medical university students for future professional activity. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2023, no. 1(215), pp. 480-485.
Tserkovskiy A. L., Petrovich S. A., Gapova O. I. [et al.] On the competence of personality as a structural component of competitiveness of a medical student. Vitebskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet. Vitebsk, 2018, pp. 621-625.
Yas'ko B. A. Expert analysis of professionally important qualities of a doctor. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 2004, vol. 25, no. 3, pp. 71-81.
Baker D. P., Gustafson S., Beaubien J., Salas E., Barach P. Medical teamwork and patient safety: the evidence-based relation. literature review. Miami (USA), 2005, 234 p.
Castellano M. S., Contreras-McKay I., Neyem A., Farfán E., Inzunza O., Ottone N. E., del Sol M., Alario-Hoyos C., Alvarado M. S., Tubbs R. S. Empowering human anatomy education through gamification and artificial intelligence: An innovative approach to knowledge appropriation. Clinical Anatomy, 2024, no. 37(1), pp. 12-24.
Reeves S., Lewin S., Espin S., Zwarenstein M. Interprofessional teamwork for health and social Care URL: https://www.overdrive.com/media/662568/interprofessional-teamwork-for-health-and-social-care
Urh M., Vukovic G., Jereb E., Pintar R. The model for introduction of gamification into e-learning in higher education. Procedia. Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 197, pp. 388-397. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.154
Просмотров аннотации: 52 Загрузок PDF: 30
Copyright (c) 2024 Anna V. Belyaeva, Marina G. Yanova, Aleksey Yu. Senchenko, Galina V. Senchenko
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.