СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗАХ
Аннотация
Обоснование. Дидактический потенциал ИИ в сфере иноязычного преподавания остается недостаточно изученным и вызывает повышенный интерес в профессиональной среде в последние годы. Современные инструменты ИИ позволяют преподавателям настраивать учебный процесс, адаптируя материалы и методики под индивидуальные потребности каждого обучающегося. Динамическое оценивание, интегрированное в системы управления обучением, имеют возможность постоянно отслеживать прогресс обучающихся, что помогает преподавателям оперативно реагировать на изменения и корректировать стратегии обучения. Иммерсивные технологии, такие как виртуальная и дополненная реальность, создают живую и интерактивную языковую среду, в которую студенты могут погрузиться, чтобы практиковать язык в реальных жизненных ситуациях. Технологии синтеза речи позволяют преподавателям преобразовывать письменный текст в устную речь, что улучшает произношение и разговорные навыки учащихся.
Цель исследования – изучить использование инструментов искусственного интеллекта при преподавании иностранных языков в российских вузах и будущие тенденции в этой области.
Материалы и методы. Авторы проанализировали актуальные отечественные и зарубежные научные работы об интеграции инструментов ИИ в сферу иноязычного образования, провели исследование восприятия и оценок вышеуказанной технологии в российском преподавательском сообществе.
Результаты. Опрос 104 преподавателей российских вузов показал заинтересованность педагогов в освоении новых технологий и готовность развивать профессиональные навыки для успешного использования ИИ в образовательном процессе. В исследовании авторы анализируют текущее состояние данной сферы образовательных технологий, выявляют потенциальные риски и обсуждают перспективы развития. Наблюдается тенденция усиления влияния технологий ИИ на развитие инновационных подходов к обучению иностранным языкам в ближайшем будущем, которая может способствовать развитию более эффективного и доступного образования.
Скачивания
Литература
References
Avershina M.V. Artificial intelligence in modern education. Akademicheskaia publitsistika [Academic Journalism], 2021, no. 5. pp. 483-488.
Garkusha N.S., Gorodova Yu.S. Pedagogical opportunities of ChatGPT for the development of cognitive activity of students. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda [Professional Education and Labor Market], 2023, vol. 11, no. 1. pp. 6-23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001.
Dynamics of popularity of the query “Artificial Intelligence”. URL: https://trends.google.com/trends/explore?cat=174&date=today%205-y&geo=RU&q=%2Fm%2F0mkz&hl=ru (accessed July 12, 2024).
Artificial intelligence in education. URL: https://method.gsom.spbu.ru/ai-in-education (accessed May 27, 2024)
Semyonkina I.A., Pavlova T. A. The future of higher education formats from the perspective of the teaching community. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and Pedagogical Review], 2022, no. 4(44). pp. 91-106. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-91-106. EDN INMIYM.
Shobonov N.A., Bulaeva M.N., Zinovyeva S.A. Artificial intelligence in education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of Modern Pedagogical Education], 2023, no. 79 (4). pp. 288-290.
Artificial Intelligence and Education: A Brief Overview of Current Developments. URL: https://method.gsom.spbu.ru/white-book-ai#rec721568900 (accessed May 27, 2024)
Baum S. Online Education Live Up to Its Promise? A Look at The Evidence. Urban Institute. URL: https://www.urban.org/research/publication/does-online-education-live-its-promise-look-evidence (accessed May 27, 2024)
Beetham H., & Sharpe R. (eds.) Rethinking pedagogy for a digital age: Principles and practices of design. Routledge. New York, 2019, 316 p.
Blackwell C.K., Lauricella A.R., Wartella E., Robb M., & Schomburg R. Adoption and use of technology in early education: The interplay of extrinsic barriers and teacher attitudes. Computers & Education, 2013, vol. 69, pp. 310-319. https://psycnet.apa.org/doi/10.1016/j.compedu.2013.07.024
Cheung A.C.K., & Slavin R.E. The effectiveness of educational technology applications for enhancing mathematics achievement in K-12 classrooms: A meta-analysis. Educational Research Review, 2013, vol. 9, pp. 88-113. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2013.01.001
Chiu T.K.F., Meng H., Chai C.S., King I., Wong S., & Yeung Y. Creation and evaluation of a pre-tertiary Artificial Intelligence (AI) curriculum. IEEE Transactions on Education, 2022, vol. 65, no. 1, pp. 30-39. https://doi.org/10.1109/TE.2021.3085878
European Digital Competence Framework for Educators. URL: https://joint-research-centre.ec.europa.eu/digcompedu_en (accessed July 07, 2024)
Hockly N. Artificial Intelligence in English Language Teaching: The Good, the Bad and the Ugly. RELC Journal, 2023, vol. 54, no. 2, pp. 445-451. https://doi.org/10.1177/00336882231168504
IBM (n.d.). What is artificial intelligence (AI)? URL: https://www.ibm.com/topics/artificial-intelligence (accessed July 07, 2024)
Jones J. (n.d.). Online education. Gallup News. URL: https://news.gallup.com/poll/165434/online-education.aspx (accessed July 07, 2024)
Gudmundsdottir G.B., & Hatlevik O.E. Newly qualified teachers’ professional digital competence: Implications for teacher education. European. Journal of Teacher Education, 2018, vol. 41, no. 2, pp. 214-231. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1416085
Kaplan-Rakowski R., Grotewold K., Hartwick P., & Papin K. Generative AI and teachers’ perspectives on its implementation in education. Journal of Interactive Learning Research, 2023, vol. 34, no. 2, pp. 313-338. https://www.learntechlib.org/primary/p/222363/
King, M.R., chatGPT. A Conversation on artificial intelligence, chatbots, and plagiarism in higher education. Cellular and Molecular Bioengineering, 2023, vol. 16(1), pp. 1-2. https://doi.org/10.1007/s12195-022-00754-8
Makeleni S., Mutongoza B.H., & Linake M.A. Language education and artificial intelligence: An exploration of challenges confronting academics in global South universities. Journal of Culture and Values, 2023, vol. 6, no. 2, pp. 158-171. https://doi.org/10.46303/jcve.2023.14
Mishra P., & Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge. Teachers College Record, 2016, vol. 108, no. 6, pp. 1017-1054. https://doi.org/10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x
Moorhouse L.B., Yoe M., Wan Y. Generative AI tools and assessment: A guide for leading universities. Computers and Education Open, 20023, vol. 5(2). https://doi.org/10.1016/j.caeo.2023.100151
Smalley S. (n.d.). Rhetorical War Over Online Versus In-Person Instruction. Inside Higher ED. URL: https://www.insidehighered.com/news/2022/01/06/northeastern-chancellor-person-ed-gold-standard (accessed July 07, 2024).
Yalçin-Incik E., & Incik T. Generation Z students' views on technology in education: What they want what they get. Malaysian Online. Journal of Educational Technology, 2022, vol. 10, no. 2, pp. 109-124. https://doi.org/10.52380/mojet.2022.10.2.275
Yeo M. Academic integrity in the age of artificial intelligence (AI) authoring apps. TESOL Journal, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 709-710. https://doi.org/10.1002/tesj.716
Huang H. L., Hwang G. J., Chang C. Y. Learning to be a writer: A spherical video-based virtual reality approach to supporting descriptive article writing in high school Chinese courses. British Journal of Educational Technology, 2020, vol. 51, no. 4, pp. 1386-1405. https://doi.org/10.1111/bjet.12893
Список литературы
Авершина М.В. Искусственный интеллект в современном образовании // Академическая публицистика. 2021. № 5. С. 483-488.
Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6-23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001
Динамика популярности запроса "Искусственный интеллект". URL: https://trends.google.com/trends/explore?cat=174&date=today%205-y&geo=RU&q=%2Fm%2F0mkz&hl=ru (дата обращения: 12.07.2024).
Искусственный интеллект в образовании. URL: https://method.gsom.spbu.ru/ai-in-education (дата обращения: 27.05.2024)
Семёнкина И.А., Павлова Т.А. Будущее форматов высшего образования с позиций преподавательского сообщества // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 4(44). С. 91-106. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-91-106
Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79(4). С. 288-290.
Artificial Intelligence and Education: A Brief Overview of Current Developments. URL: https://method.gsom.spbu.ru/white-book-ai#rec721568900 (дата обращения: 12.07.2024).
Baum S. Does Online Education Live Up to Its Promise? A Look at The Evidence. Urban Institute. URL: https://www.urban.org/research/publication/does-online-education-live-its-promise-look-evidence (дата обращения: 12.04.2024).
Beetham H., & Sharpe R. (eds.) Rethinking pedagogy for a digital age: Principles and practices of design. Routledge. New York. 2019, 316 p.
Blackwell C.K., Lauricella A.R., Wartella E., Robb M., & Schomburg R. Adoption and use of technology in early education: The interplay of extrinsic barriers and teacher attitudes // Computers & Education, 2013, vol. 69, pp. 310-319. https://psycnet.apa.org/doi/10.1016/j.compedu.2013.07.024
Cheung A.C.K., & Slavin R.E. The effectiveness of educational technology applications for enhancing mathematics achievement in K-12 classrooms: A meta-analysis // Educational Research Review, 2013, vol. 9, pp. 88-113. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2013.01.001
Chiu T.K.F., Meng H., Chai C.S., King I., Wong S., & Yeung Y. Creation and evaluation of a pre-tertiary Artificial Intelligence (AI) curriculum // IEEE Transactions on Education, 2022, vol. 65, no. 1, pp. 30-39. https://doi.org/10.1109/TE.2021.3085878
European Digital Competence Framework for Educators. URL: https://joint-research-centre.ec.europa.eu/digcompedu_en (дата обращения: 12.07.2024).
Hockly N. Artificial Intelligence in English Language Teaching: The Good, the Bad and the Ugly // RELC Journal, 2023, vol. 54, no. 2, pp. 445-451. https://doi.org/10.1177/00336882231168504
IBM (n.d.). What is artificial intelligence (AI)? URL: https://www.ibm.com/topics/artificial-intelligence (дата обращения: 12.07.2024).
Jones J. (n.d.). Online education // Gallup News. URL: https://news.gallup.com/poll/165434/online-education.aspx (дата обращения: 12.07.2024).
Gudmundsdottir G.B., & Hatlevik O.E. Newly qualified teachers’ professional digital competence: Implications for teacher education. European // Journal of Teacher Education, 2018, vol. 41, no. 2, pp. 214-231. https://doi.org/10.1080/02619768.2017.1416085
Kaplan-Rakowski R., Grotewold K., Hartwick P., & Papin K. Generative AI and teachers’ perspectives on its implementation in education // Journal of Interactive Learning Research, 2023, vol. 34, no. 2, pp. 313-338. https://www.learntechlib.org/primary/p/222363/
King M.R., chatGPT. A Conversation on artificial intelligence, chatbots, and plagiarism in higher education // Cellular and Molecular Bioengineering, 2023, vol. 16(1), pp. 1-2. https://doi.org/10.1007/s12195-022-00754-8
Makeleni S., Mutongoza B.H. & Linake M.A. Language education and artificial intelligence: An exploration of challenges confronting academics in global South universities // Journal of Culture and Values, 2023, vol. 6, no. 2, pp. 158-171. https://doi.org/10.46303/jcve.2023.14
Mishra P., & Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge // Teachers College Record, 2016, vol. 108, no. 6, pp. 1017-1054. https://doi.org/10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x
Moorhouse L.B., Yoe M., Wan Y. Generative AI tools and assessment: A guide for leading universities // Computers and Education Open, 2023, vol. 5(2). https://doi.org/10.1016/j.caeo.2023.100151
Smalley S. (n.d.). Rhetorical War Over Online Versus In-Person Instruction // Inside Higher ED. URL: https://www.insidehighered.com/news/2022/01/06/northeastern-chancellor-person-ed-gold-standard (дата обращения: 12.07.2024).
Yalçin-Incik E., & Incik T. Generation Z students' views on technology in education: What they want what they get. Malaysian Online // Journal of Educational Technology, 2022, vol. 10, no. 2, pp. 109-124. https://doi.org/10.52380/mojet.2022.10.2.275
Yeo M. Academic integrity in the age of artificial intelligence (AI) authoring apps // TESOL Journal, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 709-710. https://doi.org/10.1002/tesj.716
Huang H. L., Hwang G. J., Chang C. Y. Learning to be a writer: A spherical video-based virtual reality approach to supporting descriptive article writing in high school Chinese courses // British Journal of Educational Technology, 2020, vol. 51, no. 4, pp. 1386-1405. https://doi.org/10.1111/bjet.12893
Просмотров аннотации: 48 Загрузок PDF: 24
Copyright (c) 2024 Irina A. Semyonkina, Tatyana A. Pavlova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.