СОЗДАНИЕ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ ТЕХНОПАРКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

  • Svetlana V. Aranova Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-0801-9115
  • Lyudmila K. Borovik Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0009-0002-3398-6278
  • Elena A. Iglina Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Nadezhda V. Primchuk Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-1817-1978
Ключевые слова: ресурсы технопарка, квазипрофессиональная среда, профессиональная подготовка, педагогический вуз, педагогическое образование

Аннотация

Обоснование. Анализ исследований, посвященных деятельности технопарков, выявляет тенденцию повышения их значимости для формирования общепрофессиональных компетенций студентов в инфраструктуре педагогических вузов. В настоящее время педагогические вузы располагают базовыми условиями, позволяющими создавать квазипрофессиональную среду, сообразную технологически насыщенной среде современной школы. Вместе с тем ряд социокультурных факторов предопределяет необходимость подготовки студента к решению усложняющихся педагогических задач в контексте изменяющейся образовательной среды и расширяющихся взаимодействий.

Цель – выработка путей усовершенствования базовых условий, имеющихся в педагогическом вузе, для создания квазипрофессиональной технологически насыщенной образовательной среды с учетом современных влияний.

Материалы и методы. Были изучены различные материалы подразделений РГПУ им. А.И. Герцена по использованию ресурсов технопарка в профессиональной подготовке студентов разных профилей. Целевую выборку исследования составили 22 научно-педагогических работника и 162 студента. В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ, анализ локального педагогического опыта, включенное педагогическое наблюдение, опрос.

Результаты. Выделены компоненты квазипрофессиональной среды и выведены базовые условия создания ее в педагогическом вузе путем наполнения компонентов сообразно характеристикам технологически насыщенной образовательной среды современной школы. Выявлены проблемы организационного, методического, мотивационно-смыслового характера, препятствующие созданию квазипрофессиональной среды в педагогическом вузе. Предложено решение по усовершенствованию условий создания такой среды путем уровневой ее структуризации; внедрения в образовательный процесс заданий с использованием ресурсов технопарка; выработки установок общекультурного и общечеловеческого плана, определяющих особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в квазипрофессиональной среде.

Финансирование. Исследование выполняется за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 31 ВГ).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana V. Aranova, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования института педагогики

Lyudmila K. Borovik, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования института педагогики

Elena A. Iglina, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат педагогических наук, доцент кафедры графики и скульптуры института художественного образования

Nadezhda V. Primchuk, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования института педагогики

Литература

Список литературы

Андрейчук А.В., Харитонов М.Г. Особенности организации педагогических условий для развития технического творчества детей на площадке технопарка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020. № 2(107). C. 104-114. https://doi.org/10.37972/chgpu.2020.107.2.014

Бакулина Е.А., М. Н. Семиков, Т. А. Иванова. Формирование цифровых навыков студентов специальности «Информационные системы и программирование» в условиях технопарка универсальных педагогических компетенций // Перспективы науки. 2023. № 11(170). С. 305-307.

Божко Н.Н., Шубина А.С. Опыт включения преподавателей педагогического университета в реализацию сетевых научно-образовательных проектов с использованием ресурсов технопарка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10(173). С. 56-64.

Ванюшина Н.А. Использование ресурсов технопарка в практике преподавания русского языка как иностранного // Филология: от теории к практике: Материалы II Международной научно-практической конференции, Каракалпакстан, Нукус, 12–13 мая 2023 года / Министерство высшего образования, науки и инновации Республики Узбекистан, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза. Каракалпакстан; Нукус: Издательство «ILIMPAZ». 2023. С. 3-4.

Вотинцев А.В. Событийная компетентность педагогических работ-ников образовательных технопарков // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. С. 41. https://doi.org/10.17513/spno.32694

Гайпова Р., Турдыбекова З., Байрамова А. Использование инновационных технологий в преподавании географии // Экономика и социум. 2023. № 12-1(115). С. 1037-1041.

Гончарова О.В., Тютюнникова Е. Б. Методика проектно-исследовательского обучения биологии на площадках технопарка // Научная мысль: перспективы развития: материалы XII Международной научно-практической конференции, Армавир, 03 апреля 2023 года. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет. 2023. С. 123-128.

Горбунов Н.А., Чудинский Р. М. Роль и место технопарка универ-сальных компетенций и педагогического технопарка «Кванториум» в подготовке будущего учителя информатики // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции: Сборник трудов конференции, Воронеж, 30 марта 2022 года. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. С. 70-76.

Евдокимова В.Е., Перфильева А.В. Применение оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при работе с учащимися школ в системе дополнительного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 5. С. 25-29. https://doi.org/10.17513/srps.2446

Евдокимова В.Е., Устинова Н.Н. Технопарк универсальных педагогических компетенций как современное профессионально ориентированное развивающее пространство // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32130

Заяц М.Л. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в школьном «Кванториуме» // Научные высказывания. 2024. № 12(59). С. 44-46. URL: https://nvjournal.ru/article/Organizatsija_proektnoj_i_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchaschihsja_v_shkolnom_Kvantoriume

Круподёрова К.Р., Гордеева Е.А., Пичужкина Д.Ю. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 235-238.

Куцева Е.А. Цифровые образовательные ресурсы в школьном историческом образовании // Поволжский педагогический вестник. 2020. № 3(28). С. 113-121.

Лазутова Л.А. Формирование универсальных компетенций у будущих учителей иностранных языков в условиях педагогического технопарка // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12. № 2. С. 281-285. https://doi.org/10.55355/snv2023122314

Лапчик Е.С. Онлайн-курс «Технопарк ОМГПУ: методика применения» в формате массового открытого онлайн-курса // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. С. 26. https://doi.org/10.17513/spno.32514

Ларина Л.Н. Непрерывная образовательная модель инженерно-технического обучения школьников в формате «школа – кванториум – вуз – предприятие» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4(32). С. 37-47.

Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Формирование универсальных педагогических компетенций средствами современных технопарков (на примере социальных УПК) // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. ч. 1. С. 75–87.

Милинский А.Ю. Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций как средство профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4(206). С. 247-251. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p247-251

Епанешников В.В. Реализация квазипрофессиональной образовательной среды в профессиональной подготовке учителя школы // Казанский педагогический журнал. 2016. №4. С.76-79.

Пузийчук С.В., Рождественская Н.В., Тихонова А.М., Зинченко М.В. Эволюция технопарков как движение к экономике, основанной на знаниях // Научный журнал Санкт-Петербургского Национального исследовательского университета ИТМО (Университет ИТМО) Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2024. № 2. С. 3-12. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/article/22801/

Рубцова О.Л., Гуляева В.Б., Вахитова Л.Р., Пертая М.В. Концепция, ресурсы и опыт менеджмента технопарков, некоммерциолизирующих инновации // Санкт-Петербургского Национального исследовательского университета ИТМО (Университет ИТМО) Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2024. № 2. С. 67-77. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/article/22813/

Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 3. С. 123-128.

Уракова Е.А., Платонова А.А., Ураков А.А. Применение проектных технологий в профессиональном образовании на базе технопарков современного типа // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-4. С. 244-246.

Устинова Н.Н. Организация взаимодействия технопарка универсальных педагогических компетенций и школ на примере реализации сетевой образовательной программы «Технология» // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 166–170.

Фоминых С.О. Особенности организации проектной деятельности будущих учителей физики в условиях технопарка // Казанский педагогический журнал. 2023. №1 (156). С.76-82. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.007

Формирование естественно-научного компонента функциональной грамотности обучающихся на базе технопарка универсальных педагогических компетенций: учебно-методическое пособие / Р. М. Беликова, Г. С. Шилинг, Е. А. Еремеев [и др.]. Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2022. 88 с.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование, 2019. 448 с.

Anselmann S., Faßhauer U., Windelband L. Investigating Learning Fac-tories as a Learning Environment in Vocational Education and Training // Creative Education. 2024. Vol. 15. No. 7. P. 1337-1358. https://doi.org/10.4236/ce.2024.157081

Bakhsh K., Hafeez M., Shahzad S., Naureen B., Farid M. F. Effective-ness of Digital Game Based Learning Strategy in Higher Educational Perspectives // Journal of Education and E-Learning Research. 2022. Vol. 9. No. 4. P. 258–268. https://doi.org/10.20448/jeelr.v9i4.4247

Buzzelli M., Asafo-Adjei E. Experiential learning and the university’s host community: rapid growth, contested mission and policy challenge // Higher Ed-ucation. 2023. Vol. 85. P. 521–538. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00849-1

Pažur Aničić K., Gusić Munđar J., Šimić D. Generic and digital compe-tences for employability — results of a Croatian national graduate’s survey // Crea-tive Education. 2023. Vol. 86. P. 407–427. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00940-7

Seikkula-Leino J., Venesaar U., Ripatti M. Creating an Entrepreneurial University Just Like That? Developing Students’ Empowering Entrepreneurship Competence in a University’s Short-Term Innovation Challenge Course // Creative Education. 2024. Vol. 15. P. 1140-1165. https://doi.org/10.4236/ce.2024.156070

References

Andreychuk A.V., Kharitonov M.G. Features of the organization of pedagogical conditions for the development of technical creativity of children at the technopark site. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva [Bulletin of the I.Ya. Yakovlev ChSPU], 2020, no. 2(107), pp. 104-114. https://doi.org/10.37972/chgpu.2020.107.2.014

Bakulina E.A., M. N. Semikov, T. A. Ivanova. Formation of digital skills of students of the specialty "Information Systems and programming" in the conditions of the technopark of universal pedagogical competencies. Perspektivy nauki [Prospects of science], 2023, no.11 (170), pp. 305-307.

Bozhko N.N., Shubina A.S. The experience of involving teachers of the Pedagogical University in the implementation of network scientific and educational projects using the resources of the technopark. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Public Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University], 2022, no. 10(173), pp. 56-64.

Vanyushina N.A. The use of technopark resources in the practice of teaching Russian as a foreign language. Filologiya: ot teorii k praktike Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Karakalpakstan, Nukus, 12–13 maya 2023 goda [Public Philology: from theory to practice: Materials of the II International Scientific and Practical Conference, Karakalpakstan, Nukus, May 12-13, 2023] / Ministry of Higher Education, Science and Innovation of the Republic of Uzbekistan, Nukus State Pedagogical Institute named after Azhiniyaz. Karakalpakstan; Nukus: ILIMPAZ Publ., 2023, pp. 3-4.

Votintsev A.V. Event competence of pedagogical workers of educational technoparks. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2023, no. 3, p. 41. https://doi.org/10.17513/spno.32694

Garipova R., Turdybekova Z., Bayramova A. The use of innovative technologies in teaching geography. Ekonomika i sotsium [Economy and society], 2023, no.12-1(115), pp. 1037-1041.

Goncharova O.V., Tyutyunnikova E. B. Methodology of design and research training in biology at the technopark sites. Nauchnaya mysl': perspektivy razvitiya : materialy XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Armavir, 03 aprelya 2023 goda [Scientific thought: prospects for development]. Armavir: Armavir State Pedagogical University, 2023, pp. 123-128.

Gorbunov N.A., Chudinsky R. M. The role and place of the technopark of universal competencies and the pedagogical technopark "Quantorium" in the preparation of the future teacher of informatics. Informatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse vuza i shkoly [Public Information technologies in the educa-tional process of higher education and schools]. Voronezh: Voronezh State Pedagogical University, 2022, pp. 70-76.

Evdokimova V.E., Perfilieva A.V. The use of technopark equipment of universal pedagogical competencies when working with school students in the system of additional education. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific review. Pedagogical sciences], 2022, no. 5, pp. 25-29. https://doi.org/10.17513/srps.2446

Evdokimova V.E., Ustinova N.N. Technopark of universal pedagogical competencies as a modern professionally oriented developing space. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2022, no. 6-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32130

Zayats M.L. Organization of project and research activities of students in the school "Quantorium". Nauchnye vyskazyvaniya [Public Scientific statements], 2024, no. 12 (59), pp. 44-46 URL: https://nvjournal.ru/article/Organizatsija_proektnoj_i_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchaschihsja_v_shkolnom_Kvantoriume

Krupoderova K.R., Gordeeva E.A., Pichuzhkina D.Yu. Preparation of future teachers for the use of augmented and virtual reality technologies. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2022, no. 75-3, pp. 235-238.

Kutseva E.A. Digital educational resources in school historical education. Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik [Volga Pedagogical Bulletin], 2020, no. 3(28), pp. 113-121.

Lazutova L.A. Formation of universal competencies among future teachers of foreign languages in the conditions of a pedagogical technopark. Samarskiy nauchnyy vestnik [Samara Scientific Bulletin], 2023, no. 2, pp. 281-285. https://doi.org/10.55355/snv2023122314

Lapchik E.S. Online course "OMGPU Technopark: methods of application" in the format of a mass open online course. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2023, no. 2, p. 26. https://doi.org/10.17513/spno.32514

Larina L.N. Continuous educational model of engineering and technical education of schoolchildren in the format "school - quantorium – university – enter-prise". Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational education in Russia and abroad], 2018, no. 4 (32), pp. 37-47.

Ledovskaya T.V., Solynin N.E. Formation of universal pedagogical competencies by means of modern technoparks (on the example of social UPC). Prepodavatel' XXI vek [Public Teacher XXI century], 2022, no. 4, part 1, pp. 75-87.

Milinsky A.Yu. Interfaculty technopark of universal pedagogical compe-tencies as a means of professional orientation of schoolchildren to pedagogical professions. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2022, no. 4(206), pp. 247-251. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p247-251

Epaneshnikov V.V. The implementation of a quasi-professional educational environment in the professional training of a school teacher. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2016, no. 4(117), pp. 76-79.

Puziychuk S.V., Rozhdestvenskaya N.V., Tikhonova A.M., Zinchenko M.V. Evolution of technoparks as a movement towards a knowledge-based economy. Nauchnyy zhurnal Sankt-Peterburgskogo Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta ITMO (Universitet ITMO) [Scientific Journal of St. Petersburg National Research University ITMO (ITMO University)], 2024, no. 2, pp. 3-12. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/article/22801/

Rubtsova O.L., Gulyaeva V.B., Vakhitova L.R., Pertaya M.V. Concept, resources and management experience of technoparks that non-profitalize innovations. Nauchnyy zhurnal Sankt-Peterburgskogo Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta ITMO (Universitet ITMO) [Scientific Journal of St. Petersburg National Research University ITMO (ITMO University)], 2024, no. 2, pp. 67-77. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/article/22813/

Tarkhanova I.Y. Formation of universal competencies of students by means of the university environment. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Public Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2018, vol. 24, no. 3, pp. 123-128.

Urakova E.A., Platonova A.A., Urakov A.A. Application of design technologies in vocational education on the basis of modern technoparks. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2023, no. 79-4, pp. 244-246.

Ustinova N.N. Organization of interaction between the technopark of uni-versal pedagogical competencies and schools on the example of the implementation of the network educational program "Technology". Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high-tech technologies]. 2023, no. 1, pp. 166-170, https://doi.org/10.17513/snt.39516

Fominykh S.O. Features of the organization of project activities of future physics teachers in the conditions of a technopark. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2023, no. 1(156), pp. 76-82. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.007

Formation of the natural science component of functional literacy of students on the basis of the technopark of universal pedagogical competencies: educa-tional and methodological manual. Biysk: Altai State Humanitarian and Pedagogical University named after V.M. Shukshin Publ., 2022, 88 p.

Yasvin V.A. Educational environment: from modeling to design. Moscow: Smysl Publ., 2001, 365 p.

Yasvin V.A. School environment as a subject of measurement: expertise, design, management. Narodnoe obrazovanie [Public Public Education]. Moscow: 2019, 448 p.

Anselmann, S., Faßhauer, U. and Windelband, L. Investigating Learning Factories as a Learning Environment in Vocational Education and Training. Creative Education, 2024, vol. 15, no. 7, pp. 1337-1358. https://doi/10.4236/ce.2024.157081

Bakhsh K., Hafeez M., Shahzad S., Naureen B., Farid M. F. Effectiveness of Digital Game Based Learning Strategy in Higher Educational Perspectives. Jour-nal of Education and E-Learning Research, 2022, vol. 9, no. 4, pp. 258–268. https://doi.org/10.20448/jeelr.v9i4.4247

Buzzelli M., Asafo-Adjei E. Experiential learning and the university’s host community: rapid growth, contested mission and policy challenge. Higher Education, 2023, vol. 85, pp. 521-538. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00849-1

Pažur Aničić K., Gusić Munđar J., Šimić D. Generic and digital compe-tences for employability — results of a Croatian national graduate’s survey. Creative Education, 2023, vol. 86, pp. 407-427. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00940-7

Seikkula-Leino, J., Venesaar, U. and Ripatti, M. Creating an Entrepreneurial University Just Like That? Developing Students’ Empowering Entrepreneurship Competence in a University’s Short-Term Innovation Challenge Course. Creative Education, 2024, vol. 15, pp. 1140-1165. https://doi/10.4236/ce.2024.156070


Просмотров аннотации: 50
Загрузок PDF: 21
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Aranova, S., Borovik, L., Iglina, E., & Primchuk, N. (2024). СОЗДАНИЕ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ ТЕХНОПАРКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 129-156. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-639
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА