ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ: МЕЖДУ КЛАССИЦИЗМОМ И РЕАЛИЗМОМ

  • Ekaterina Yu. Zharova Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН https://orcid.org/0000-0003-3404-0759
Ключевые слова: Российская империя, университеты, физико-математические факультеты, естественные отделения, профессионализация, подготовка учителей, педагогические институты, гимназии, реальные училища

Аннотация

Обоснование. Реформирование университетов в начале XIX в. создало уникальную систему равноправных факультетов, в связи с чем ранее подготовительный философский факультет, разделенный на словесный и физико-математический сменил задачу с подготовки будущих студентов-юристов и медиков на подготовку чиновников для государственной службы, в первую очередь – учителей для развивающейся сети школ. После принятия устава гимназий в 1828 г., ориентированного на классическую систему, государству нужны были учителя математики, однако в конце 1830-х гг. физико-математические факультеты были разделены на отделения математических и естественных наук, что не укладывалось в парадигму школьного образования, так как в гимназиях не было вакансий учителей естествознания. В статье доказывается выдвинутая гипотеза о школьной ориентации именно математических отделений и отсутствие таковой у естественных, в пользу которой говорит также отсутствие казенных вакансий для студентов-естественников.

Цель – анализ политики министерства народного просвещения в сфере подготовки педагогических кадров для средней школы на физико-математических факультетах университетов Российской империи в XIX в.

Материалы и методы. Основными методами исследования выступили историко-генетический и историко-сравнительный, которые позволили описать изучаемое явление в его развитии и контексте реформирования средней школы. Исследование базируется на статистических данных, извлеченных из архивных документов и опубликованных в Журнале Министерства народного просвещения, а также публицистике с мнениями об организации педагогической подготовки в университетах, дебаты о которой развернулись в 1860-е гг.

Результаты. При организации равноправных физико-математических факультетов в начале XIX века министерство народного просвещения придало им функцию подготовки учителей для формировавшейся сети средних школ, в особенности гимназий. Однако на открытые при университетах педагогические институты легла задача подготовки не только школьных педагогических кадров, но и университетских. К концу 1820-х гг. уже было понятно, что педагогические институты не справились с этими широкими полномочиями, поэтому функции разделили и подготовку учителей возложили на обновленные педагогические институты. В них поступали уже не выпускники, а студенты университетов. Важную роль в организации педагогических институтов по уставу 1835 г. сыграл новый устав гимназий 1828 г., который осуществил поворот к классическому образованию. Согласно этому уставу, гимназии не нуждались в учителях естественной истории, а только в учителях математики и физики. В этой связи принятое в 1836 г. деление физико-математических факультетов на отделения математических и естественных наук повлекло за собой разделение функций: на математические отделения легла подготовка учителей, тогда как естественные отделения были лишены такой возможности. Для них, судя по всему, предполагалась роль подготовки будущих хозяйственников – помещиков и чиновников. Педагогические институты при университетах были закрыты в 1850-е гг., а в 1860 г. им на смену пришли педагогические курсы. Новый устав гимназий 1864 г., в какой-то мере ориентированный на реальное образование, просуществовал недолго и был окончательно заменен классическим в 1871 г. Победа лобби классицизма в министерстве повлияла и на подготовку педагогических кадров в университетах: педагогические курсы были закрыты в 1866 г., а физико-математический факультет остался вообще без какой бы то ни было педагогической подготовки. В классических гимназиях на естествознание выделялось очень мало часов (2 недельных часа в течение 1 года), а реальное образование не давало права выпускникам поступать в университеты. Даже несмотря на то, что естественные науки входили в курс обучения реальных училищ в гораздо большем объеме, оно было все же ориентировано на технические учебные заведения. Это создавало своеобразный замкнутый круг: выпускники гимназий поступали в университеты, но гимназии не давали хорошую подготовку по естествознанию, которое изучалось на естественных отделениях, выпускники этих отделений могли рассчитывать на вакансии не в гимназиях, а в реальных училищах и других типах школ, выпускники которых не принимались в университеты без экзаменов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ekaterina Yu. Zharova, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

доктор исторических наук, старший научный сотрудник

Литература

Список литературы

Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.

Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета (по неизданным материалам). Т.1: (1802-1815 г.). Харьков: Паровая тип. и литогр. Зильберберг, 1893-1898. 1204 с.

Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета (по неизданным материалам). Т. 2: (с 1815 по 1835 год). Харьков: Паровая тип. и литогр. Зильберберг, 1904. 1136 с.

Блинова О.В. Специфика социокультурного облика учительства этноконфессиональных школ Западно-Сибирского учебного округа (1880-1914 гг.) // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. 2014. № 19. С. 88-97.

Бурдаков Д.В. Методика подготовки учителей начального образования в Российской империи во второй половине XIX в. // История: факты и символы. 2015. № 4 (5). С. 8-22.

Голенкова О.В., Лифанова Т.Е., Шилина С.А. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX – XX веков: социально-социологический анализ // Казанский социально-гуманитарный вест-ник. 2020. № 2 (43). С. 9-13.

Гончаров М.А. Подготовка педагогических кадров в России в XIX – начале XX в. // Преподаватель XXI век. 2011. №1. С. 129-140.

Гушель Р.З. Из истории становления мужской средней школы в России в 30-е – 70-е гг. XIX в. // Электронное научное издание Альманах Пространство и время. 2018. Т. 16. Вып. 1-2. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast16-1_2.2018.42. https://doi.org/10.24411/2227-9490-2018-11042

Жилкибаева Р.Р., Насырова Л.Г. Менталитет и личная жизнь учительства провинциальных губерний во второй половине XIX – начале XX вв. // Клио. 2021. № 10 (178). С. 88-92.

Жуковская Т.Н., Калинина Е.А. «Полезный класс государственных служителей»: к истории формирования российского учительства (по материалам Русского Севера) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Т. 45. № 8. С. 65-74.

Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования, 1804-1904. Т. 2: (1814-1819). Казань: Типолитогр. Имп. казанскаго ун-та, 1902. 698 с.

Змеев В.А. Педагогический институт Императорского Московского университета // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 138-144.

Иванов А.Е. Главный Педагогический институт. 1828-1859 гг.: из истории подготовки российской профессуры // Вестник истории, литературы, искусства. 2014. Т. 9. С. 195-209.

Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1883. 259 с.

Клевцова О.В., Жиров Н.А. Подготовка учительских кадров для народных школ Российской империи во второй половине XIX в. // Былые годы. 2020. № 58 (4). С. 2580-2587.

Краткий отчет о состоянии С. Петербургского университета, в течение первого четырехлетия, со времени преобразования Университета по Новому Уставу, с 1836 по 1840 год. СПб., 1841.

Курылев С.А., Жуковская Т.Н. Главный Педагогический институт (1828-1859): проблемы административной и социальной истории // Труды Кольского научного центра Ран. 2019. Т. 10. № 7-17. С. 130-143.

Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй поло-вине XIX века. М.: Мысль, 1971. 366 с.

Магницкий М.Л. Православное просвещение / Сост., предисл. Минакова А.Ю., имен. указ. Гришиной Е. П., коммент. Хатунцева С. В. / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. 528 с.

Магсумов Т.А. Становление средней профессиональной школы Казанского учебного округа в условиях модернизации Российской империи // Журнал фронтирных исследований. 2023. Т. 8. № 4. С. 230-276. https://doi.org/10.46539/jfs.v8i4.506

Мамкина И.Н. Проблемы профессиональной подготовки и деятельности учителя в восточной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ века: организационно-правовые основы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 2. С. 155-166.

Материалы по вопросу о приготовлении учителей для гимназий и прогимназий // ЖМНП. 1865. Ч. 126. Май. Современная летопись. С. 21-90.

Мнение факультетов Харьковского университета о разделении гимназий на классические и реальные и значение этого для университета // Протоколы заседаний Совета Императорского Харьковского университета и приложения к ним. 1865. №1. С. 23-34.

Никонов В.В., Денисов М.В. Особенности подготовки преподавателей для воскресных и церковно-приходских школ в российской империи в конце XIX – начале ХХ в. // Наука и школа. 2020. № 6. С. 97-103.

Носалевич М.И. Материалы для истории студенчества Харьковского университета за сто лет (1805-1905) // Ученые записки Императорского Харьковского университета. 1906. Кн. 3-4. С. 24-63.

О замещении вакантных мест преподавателей в средних учебных заведениях с 1871 по 1877 год включительно // ЖМНП. 1879. Ч. 203. Май. Современная летопись. С. 1-40.

О лицах, окончивших курс в наших университетах // ЖМНП. 1863. Ч. 118. Апрель. Официальные статьи и известия. С. 174-176.

Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1: Российские университеты и Устав 1804 года. М.: Изд-во МГУ, 2002. 414 с.

По вопросу о преобразовании реальных гимназий // ЖМНП. 1871. Ч. 155. Май. Современная летопись. С. 1-61.

По поводу отзывов, представленных Конференции Императорского Медико-хирургической академии о состоянии преподавании математики и физики в гимназиях ведомства Министерства народного просвещения // ЖМНП. 1871. Ч. 154. Март. Современная летопись. С. 181-185.

Рождественский С.В. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII-XIX веках. СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1910. 397 с.

Рыжов А.Н. Забытые традиции подготовки педагогов-магистров в России // Преподаватель XXI век. 2017. №4. С. 9-16.

Учебные планы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях Министерства народного просвещения: Пересм. и утв. г. министром нар. прос. на основании § 15 Устава гимназий и прогимназий, 8 июня 1877 г. СПб., 1878. 150 с.

Фролов С.В. М.И. Глинка в благородном пансионе при Главном Педагогическом институте (Санкт-Петербург): некоторые общие условия жизни и обучения // История и культура. 2015. № 13. С. 369-382.

Хамматов Ш.С. Роль Казанского университета в подготовке учителей средних учебных заведений (XIX – начало ХХ вв.) // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12. С. 160-166.

References

Andreev A.Yu. Russian universities of the 18th – first half of the 19th century in the context of university history of Europe. Moscow: Znak, 2009, 640 p.

Bagaley D.I. Experience of the History of Kharkov University (based on unpublished materials). Vol.1: (1802-1815). Kharkov: Zilberberg, 1893-1898, 1204 p.

Bagaley D.I. Experience of the History of Kharkov University (based on unpublished materials). Vol. 2: (from 1815 to 1835). Kharkov: Zilberberg, 1904, 1136 p.

Blinova O.V. Specifics of the sociocultural image of the teachers of ethno-confessional schools of the West Siberian school district (1880-1914). Izvestiya Omskogo gosudarstvennogo istoriko-kraevedicheskogo muzeya [The News of Omsk State History and Local Hostory Muzeum], 2014, no 19, pp. 88-97.

Burdakov D.V. Methodology of training teachers of primary education in the Russian Empire in the second half of the 19th century. Istoriya: fakty i simvoly [History: facts and symbols], 2015, no. 4(5), pp. 8-22.

Golenkova O.V., Lifanova T.E., Shilina S.A. Pedagogical staff in Bryansk uyezd of Orel province at the turn of 19th – 20th centuries: socio-sociological analysis. Kazanskiy sotsio-gumatinarny vestnik [Kazan socio-humanitarian herald], 2020, no. 2 (43), pp. 9-13.

Goncharov M.A. Preparation of pedagogical staff in Russia in the 19th – early 20th century. Prepodavatel’ XXI vek [Teacher 21st century], 2011, no. 1, pp. 129-140.

Gushel R.Z. From the history of the formation of men's secondary school in Russia in the 30s - 70s of the 19th century. Elektronnoe nauchnoe izdanie Al’manakh Prostranstvo i vremya [Electronic scientific edition Almanac Space and Time], 2018, vol. 16, no. 1-2. Stationary network address: 2227-9490e-aprovr_e-ast16-1_2.2018.42. https://doi.org/10.24411/2227-9490-2018-11042

Zhilkibayeva R.R., Nasyrova L.G. Mentality and personal life of teachers of provinces in the second half of the 19th – early 20th centuries. Klio [Clio], 2021, no. 10 (178), pp. 88-92.

Zhukovskaya T.N., Kalinina E.A. ‘Useful class of public servants’: to the history of the formation of Russian teaching (on the materials of the Russian North). Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Petrozavodsk State University], 2023, vol. 45, no. 8, pp. 65-74.

Zagoskin N.P. History of the Imperial Kazan University for the first hundred years of its existence, 1804-1904. Vol. 2: (1814-1819). Kazan: Imperial Kazan University, 1902, 698 p.

Zmeev V.A. Pedagogical Institute of the Imperial Moscow University. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Lomonosov Pedagogical Education Journal], 2009, no. 1, pp. 138-144.

Ivanov A.E. Main Pedagogical Institute. 1828-1859: from the history of Russian professorship training. Vestnik istorii, literatuty, iskusstva [Herald of History, Literature, Art], 2014, vol. 9, pp. 195-209.

Historical and Statistical Essay of General and Special Education in Russia. St. Petersburg: Kirshbaum, 1883, 259 pp.

Klevtsova O.V., Zhirov N.A. Preparation of teaching staff for public schools of the Russian Empire in the second half of the 19th century. Bylye Gody, 2020, no. 58 (4), pp. 2580-2587.

Brief report on the state of St. Petersburg University, during the first four years since the transformation of the University according to the New Statute, from 1836 to 1840. St. Petersburg, 1841.

Kurylev S.A., Zhukovskaya T.N. Main Pedagogical Institute (1828-1859): problems of administrative and social history. Trudy Kol’skogo nauchnogo tsentra RAN [Proceedings of the Kola Scientific Centre of RAS], 2019, vol. 10, no. 7-17, pp. 130-143.

Leikina-Svirskaya V.R. Intelligentsia in Russia in the second half of the 19th century. Moscow: Mysl, 1971, 366 p.

Magnitsky M.L. Orthodox Enlightenment, dd. by O. A. Platonov. Moscow: Institute of Russian Civilisation, Native Land, 2014, 528 p.

Magsumov T.A. The Emergence of Secondary Professional Education in Kazan Educational District in the course of the Russian Empire Modernization. Zhournal frontirnykh issledovaniy [Journal of Frontier Studies], 2023, vol. 8, no. 4, pp. 230-276. https://doi.org/10.46539/jfs.v8i4.506

Mamkina I.N. Problems of professional training and teacher's activity in eastern Siberia in the second half of 19th – early 20th century: organizational and legal foundations. Uchenye zapiski Zabaikal’skogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Zabaikalsky State University], 2017, vol. 12, no. 2, pp. 155-166.

Materials on the preparation of teachers for gymnasiums and progymnasiums. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosvescheniya [Journal of Ministry of Pub-lic Education], 1865, part 126, May, Contemporary chronicle, pp. 21-90.

Opinion of the faculties of the Kharkov University on the division of gymnasiums into classical and real and its significance for the university. Protokoly zasedaniya Soveta Imperatorskogo Khar’kovskogo universiteta [Protocols of the sessions of the Council of the Imperial Kharkov University and their appendices], 1865, no. 1, pp. 23-34.

Nikonov V.V., Denisov M.V. Features of teacher training for Sunday and parochial schools in the Russian Empire in the late 19th – early 20th century. Nauka i shkola [Science and School], 2020, no. 6, pp. 97-103.

Nosalevich M.I. Materials for the history of students of Kharkov University for a hundred years (1805-1905). Uchenye zapiski Imperatorskogo Khar’kovskogo universiteta [Scientific Notes of the Imperial Kharkov University], 1906, Book 3-4, pp. 24-63.

On filling vacant teaching positions in secondary schools from 1871 to 1877 inclusive. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosvescheniya [Journal of Ministry of Public Education], 1879, part 203, May, Contemporary chronicle, pp. 1-40.

On persons who have completed a course in our universities. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosvescheniya [Journal of Ministry of Public Education], 1863, part 118, April, Official articles and news, pp. 174-176.

Petrov F.A. Formation of the University Education System in Russia. Vol. 1: Russian Universities and the Charter of 1804. Moscow: MSU Printing House, 2002, 414 p.

On the issue of transformation of real gymnasiums. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosvescheniya [Journal of Ministry of Public Education], 1871, part 155, May, Contemporary chronicle, pp. 1-61.

Regarding the reviews presented to the Conference of the Imperial Medi-cal and Surgical Academy on the state of mathematics and physics teaching in gymnasiums of the Ministry of Public Education. Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosvescheniya [Journal of Ministry of Public Education], 1871, part 154, March, Contemporary Chronicle, pp. 181-185.

Rozhdestvensky S.V. Materials for the history of educational reforms in Russia in the 18th and 19th centuries. SPb.: Publishing House ‘Public Utility’, 1910, 397 p.

Ryzhov A.N. Forgotten traditions of teacher-magister training in Russia. Prepodavatel’ XXI vek [Teacher 21st century], 2017, no. 4, pp. 9-16.

Curricula of subjects taught in men's gymnasiums of the Ministry of Pub-lic Education: Reconsidered and approved by the Minister of Public Education on the basis of § 15 of the Statute of gymnasiums and progymnasiums, 8 June 1877, St. Petersburg, 1878, 150 p.

Frolov S.V. M.I. Glinka in the noble boarding school at the Main Pedagogical Institute (St. Petersburg): some general conditions of life and education. Istoriya i kul’tura [History and Culture], 2015, no. 13, pp. 369-382.

Khammatov S.S. Role of Kazan University in the training of secondary school teachers (the 19th – early 20th centuries.). Kazanskiy Pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2009, no. 11-12, pp. 160-166.


Просмотров аннотации: 30
Загрузок PDF: 5
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Zharova, E. (2024). ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ: МЕЖДУ КЛАССИЦИЗМОМ И РЕАЛИЗМОМ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 54-84. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-637
Раздел
ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ