ПРОБЛЕМА ФОРМУЛИРОВКИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: принципы обучения, структура принципов обучения, педагогический закон, диалектический характер

Аннотация

Обоснование. Большое количество формулировок требований, выдаваемые авторами за принципы обучения, обесценивают значимость и достижения теоретической дидактики. Их преобразование в соответствие с требованиями логики и критериями понятия «принцип обучения» представляет перспективное направление в решении вопроса о количестве принципов.

Цель. Выявить тенденции в формулировках принципов обучения в отечественной педагогике (дидактике) во второй половине ХХ – начале ХХI в. и определить пути решения проблемы количества дидактических принципов.

Материалы и методы. В исследовании использованы формулировки требований к процессу обучения, названные авторами принципами обучения и представленные в учебниках и учебных пособиях по педагогике и дидактике, изданных в нашей стране во второй половине ХХ – начале ХХI в. На основе содержательно-терминологического и структурного анализов определены основные ошибки в формулировании принципов обучения и пути их преодоления.

Результаты. Определены причины бесконтрольного роста числа формулировок принципов обучения в отечественной педагогике. Ими являются: 1) нарушение иерархии основных частей педагогики, в результате которого правила обучения и рекомендации, выработанные в ходе методических исследований в области преподавания отдельных предметов, а также разработки технологий и др. возводят в ранг общедидактических требований, выдавая их за принципы обучения; 2) отсутствие строгости в представлении результатов педагогических (дидактических) исследований, нарушение требований логики к формулировке законов, принципов и правил приводит к синонимичности в формулировках, смешению понятий. Один из способов решения проблемы формулировки принципов – это проведение структурного и содержательно-терминологического анализов на основе требований логики. Принципы обучения формулируются в виде повествовательного предложения, в содержании которого представлена диалектическая связь системообразующих элементов процесса обучения: деятельности учителя и деятельности учащихся по преобразованию содержания обучения. Диалектический характер связи системообразующих элементов процесса обучения определяет существование принципов, раскрывающих источник, механизм и направление развития обучения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Azat М. Gaifutdinov, Набережночелнинский государственный педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе

Regina А. Medvedeva, Казанский (Приволжский) федеральный университет

кандидат географических наук, доцент кафедры ландшафтной экологии

Tatyana V. Gayfutdinova, Набережночелнинский государственный педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории, географии и методик их преподавания

Литература

Список литературы

Белецкая И.А. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации педагогов // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. С. 232–236.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Т. 2 / Гл.ред. А.М. Прохоров. Москва: Сов. Энциклопедия, 1991.768 с.

Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. Москва: Педагогика, 1982. 128 с.

Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. Москва: Издательство «Педагогика», 1974. 134 с.

Гайфутдинов А.М. Развитие дидактических принципов в истории отечественной педагогики (1945-2007). Москва: Изд-во «Университетская книга», 2010. 215 с.

Ганелин Ш.И. Принципы дидактики в их взаимосвязи у классиков педагогики // Советская педагогика. 1961. № 5. С. 121-129.

Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 372 с.

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. Москва: Издательство «Просвещение», 1982. 319 с.

Дидактика современной школы / Под редакцией В.А. Онищука. Киев: Издательство «Рад. шк», 1987. 351 с.

Заволока Н.Г. Методические и логико-гносиологические основы учебно-познавательного процесса. Киев: Рад. шк., 1986. 228 с.

Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. 1978. № 10. С. 66–72.

Ибрагимов Г.И. О составе и структуре закономерностей и принципов обучения в современной педагогике // Образование и саморазвитие. 2014. № 4(42). С. 21-29.

Иванов Е.А. Логика. Учебник. Москва: Издательство БЕК, 2002. 368 с.

Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Москва: Издательство «Айрис-пресс», 2006. 256 с.

Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 400 с.

Ларионов В.В., Зеличенко В.М. О новом подходе к принципу наглядности в проблеме соотношения виртуальных и материальных носителей дидактических средств в методике обучения физики // Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 6(57). Серия: Естественные и точные науки. С.120-124.

Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. Москва: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010. 205 с.

Маркова Е.Л. Принципы обучения – в помощь мотивации выбора профессии бакалавра технического направления // Проблемы высшего образования. 2017. №2. С. 133-134.

Новая философская энциклопедия. Москва: Издательство «Мысль», 2010. 692 с.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. Москва: Издательство ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. 1200 с.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под редакцией Ю.К. Бабанского. Москва: Издательство «Просвещение», 1983. 608 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Издательство «Педагогическое общество России», 1998. 640 с.

Педагогика: учебник и практикум для вузов / Под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 246 с.

Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

Педагогический энциклопедический словарь / Главный редактор Б.М. Бим-Бад. Москва: Издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. 528 с.

Плотникова Е.Г. Педагогика математики: предмет, содержание, принципы // Педагогика. 2003. № 4. С. 32–35.

Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Издательство «Высшая школа», 2004. 512 с.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.

Савин Н.В. Педагогика. Москва: Издательство «Просвещение», 1978. 351 с.

Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. Москва: Издательство «ТЦ Сфера», 2004. 448 с.

Смирнова Е.В. Реализация дидактических принципов обучения иностранным языкам в условиях информатизации образования и мультилингвальной социосреды // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 36-40.

Усова А.В. О статусе принципов дидактики // Принципы обучения в современной педагогической теории и практики. Челябинск: Издательство ЧГПИ. 1985. С.12-24.

Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство «Юристъ», 1997. 512 с.

Шимбирев П.Н. О принципах дидактики и о возрастных особенностях учащихся // Советская педагогика. 1950. № 2. С. 32–34.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Москва: Издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. 685 с.

Aminov T.M. The structure and logic of the pedagogical process as the basis of the conception of historical and actual pedagogical research // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. P. 544-547.

Magsumov T.A. Main approaches to the study of historical and educational process // Bylye Gody. 2014. No. 34(4). P. 720-726.

References

Beletskaya I.A. The application of andragogical principles of teaching in the training and advanced training of teachers. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education], 2023, no. 1, pp. 232–236.

A large encyclopedic dictionary: in 2 volumes. Vol. 2 / Chief editor A.M. Prokhorov. Moscow: The Owl. Encyclopedia, 1991, 768 p.

Vendrovskaya R.B. Essays on the history of Soviet didactics. Moscow: Pedagogy, 1982, 128 p.

Verzilin N.M. Problems of the methodology of teaching biology. Moscow: Pedagogy Publ., 1974, 134 p.

Gaifutdinov A.M. The development of didactic principles in the history of Russian pedagogy (1945-2007). Moscow: University Book Publ., 2010, 215 p.

Ganelin S.I. The principles of didactics in their interrelation among the classics of pedagogy. Sovetskaja pedagogika [Soviet Pedagogy], 1961, no. 5, pp. 121-129.

Golovanova N.F. Pedagogy: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publ., 2023, 372 p.

Didactics of Secondary School: Some Problems of Modern Didactics. Edited by M.N. Skatkin. Moscow: Enlightenment Publ., 1982, 319 p.

Didactics of the modern school. Edited by V.A. Onishchuk. Kiev: Rad. shk Publ., 1987, 351 p.

Zavoloka N.G. Methodological and logical-epistemological foundations of the educational and cognitive process. Kiev: Rad. Shk., 1986, 228 p.

Zagvyazinsky V.I. On the modern interpretation of didactic principles. Sovetskaja pedagogika [Soviet Pedagogy], 1978, no. 10, pp. 66-72.

Ibragimov G.I. On the composition and structure of the patterns and principles of teaching in modern pedagogy. Obrazovanie i samorazvitie [Education and Self-development], 2014, no. 4(42), pp. 21-29.

Ivanov E.A. Logic. Textbook. Moscow: BECK Publ., 2002, 368 p.

Kocaespirova G.M. Pedagogy in diagrams, tables and reference notes. Moscow: Iris-Press Publ., 2006, 256 p.

Krivshenko L.P. Pedagogy: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publ., 2023, 400 p.

Larionov V.V., Zelichenko V.M. On a new approach to the principle of clarity in the problem of the ratio of virtual and material media of didactic means in the teaching methodology of physics. Vestnik TGPU [Bulletin of the TSPU], 2006, no. 6(57), series: Natural and Exact Sciences, pp. 120-124.

Logvinov I.I. Didactics: history and modern problems. Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge Publ., 2010, 205 p.

Markova E.L. Principles of education – to help motivate the choice of a bachelor's degree in technical direction. Problemy vysshego obrazovaniya [Problems of Higher Education], 2017, no. 2, pp. 133-134.

The New Philosophical Encyclopedia. Moscow: Mysl Publ., 2010, 692 p.

Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: 53 000 words. Moscow: Onyx Publ.: Mir i Obrazovanie LLC Publ., 2005, 1200 p.

Pedagogy: Textbook for students of pedagogical institutes. Edited by Y.K. Babansky. Moscow: Enlightenment Publ., 1983, 608 p.

Pedagogy. A textbook for students of pedagogical universities and pedagogical colleges. Edited by P.I. Pidkasisty. Moscow: Pedagogical Society of Russia Publ., 1998, 640 p.

Pedagogy: textbook and workshop for universities / Under the general editorship of L.S. Podymova, V.A. Slastenin. Moscow: Yurayt Publ., 2023, 246 p.

Pedagogical dictionary: a textbook for students of higher educational institutions. Edited by V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova. Moscow: Academy Publ., 2008, 352 p.

Pedagogical encyclopedic dictionary. The editor-in-chief is B.M. Bim-Bad. Moscow: Big Russian Encyclopedia Publ., 2003, 528 p.

Plotnikova E.G. Pedagogy of mathematics: subject, content, principles. Pedagogika [Pedagogy], 2003, no. 4, pp. 32-35.

Polonsky V.M. Dictionary of Education and Pedagogy. Moscow: Higher School Publ., 2004, 512 p.

The Russian Pedagogical Encyclopedia: In 2 volumes. Vol. 2 – M – Ya. Editor-in-chief V.V. Davydov. Moscow: Big Russian Encyclopedia Publ., 1999, 672 p.

Savin N.V. Pedagogy. Moscow: Enlightenment Publ., 1978, 351 p.

The dictionary is a reference book on pedagogy. Author-comp. V.A. Mizherikov; Under the general editorship of P.I. Pidkasistogo. Moscow: Shopping center Sphere Publ., 2004, 448 p.

Smirnova E.V. The implementation of didactic principles of teaching foreign languages in the context of informatization of education and a multilingual social environment. Karel'skij nauchnyj zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2017, vol. 6, no. 2(19), pp. 36-40.

Usova A.V. On the status of the principles of didactics. In: Sat. Principles of teaching in modern pedagogical theory and practice. Chelyabinsk: ChSPU Publ., 1985, pp. 12-24.

Kharlamov I.F. Pedagogy. A study guide. Moscow: Jurist Publ., 1997, 512 p.

Shimbirev P.N. About the principles of didactics and the age characteristics of students. Sovetskaja pedagogika [Soviet Pedagogy], 1950, no. 2, pp. 32-34.

Linguistics. A large encyclopedic dictionary. Moscow: Big Russian Encyclopedia Publ., 1998, 685 p.

Aminov T.M. The structure and logic of the pedagogical process as the basis of the conception of historical and actual pedagogical research. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 11, pp. 544-547.

Magsumov T.A. Main approaches to the study of historical and educational process. Bylye Gody, 2014, no. 34(4), pp. 720-726.


Просмотров аннотации: 62
Загрузок PDF: 31
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Gaifutdinov, A., Medvedeva, R., & Gayfutdinova, T. (2024). ПРОБЛЕМА ФОРМУЛИРОВКИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 34-53. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-636
Раздел
ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ