ПЕДАГОГИКА ВСЕЛЕНСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

Ключевые слова: вселенная, человек, мысль, образ, совершенное, педагогика, невмешательство

Аннотация

Обоснование. В статье исследуется феномен художественно-образного мышления и его формирования у человека как реалии педагогической. Проблема столь же важная, сколь и мало изучена в литературе.

Цель исследования – описание педагогики вселенско-художественного мышления (его содержания, направленности, характера воздействия на человека).

Материалы и методы. Материал осмысления в статье–работы по проблеме человека, феномена художественно-образного творчества (как вселенской реалии), педагогики художественной мысли, опыт педагогической деятельности на основе обращения к категории прекрасного. Методология исследования – идеалистическо-субстратная рефлексия А.А. Гагаева. Методы – феноменологический анализ и субстратный синтез.

Результаты. Образное мышление трактуется как древнейшая форма сознания, выражающая присутствие в психике человека персонализирующейся вселенной и стремление ее гармонизировать себя самое. В основе образного мышления лежит поверение окружающего собою как вселенской духовностью, обретшей контуры своего идеального (меру). Образное мышление понимается как реалия, благотворно воздействующая на духовность человека (ее развитие и совершенствование) и его поведение. Педагогика образной мысли понимается как невмешательное воздействие на психику воспитуемого со стороны актуализации в ней изначально свойственных ей вселенских смыслов, семантики интенций (удержание всего и вся, искания единства всего и вся и др.). Актуализация указанного осуществляется через создание особого ценностно-гносеологического контекста взаимодействия педагога и обучающегося (отнесение воспринимаемого к всему и вся), развертывание в качестве предмета осмысления образа как вселенской реалии, категории меры как срединного в переживании образа и самого обучающегося как открывающего в себе реалию прекрасного, минимизацию целерационального во взаимодействии, через обращение к классическому тексту, а также при участии особо подготовленного учителя (вселенскость его психики и такт). Констатируется общее невнимание современной школы к обсуждаемой проблеме, что влечет за собой серьезные последствия для воспитания обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Pavel A. Gagaev, Пензенский государственный университет

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии

Литература

Список литературы

Аристотель. Поэтика / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 645-680.

Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. Часть 1. М.: Политическая литература, 1991. C. 543-549.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. 576 с.

Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: МГУ имени Н.П. Огарева, 1994. 48 с.

Гагаев П.А., Лыгина М.А., Гаврилова М.А. Классический текст на занятиях по педагогике в вузе // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. №2. С. 54-60.

Колбышева С.И. Педагогика искусства: психологический аспект // Человек. Культура. Образование. 2019. №2(32). С. 213-222.

Ланца Р. Биоцентризм / Роберт Ланца, Боб Берман; [перевод с английского Г. Власова]. М.: Эксмо, 2019. 256 с.

Ньюберг Э. Тайна Бога и наука о мозге: Нейробиология веры и религиозного опыта / Эндрю Ньюберг, Юджин д’Аквили, Рауз Винс; [пер. с англ. М.И. Завалова]. М.: Эксмо, 2013. 320 с.

Платон. Диалоги. М.: АСТ: Астрель, 2011. 349 с.

Роботова А.С. Художественный образ в педагогическом образовании // Педагогика культуры. 2005. №2. С. 23-28.

Суходольская-Кулешова О.В. Развитие эстетической культуры будущего учителя: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2006. 47 с.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Устойчивый мир, 2001. 232 с.

Юнг К.Г. Психологические типы. Минск: Попурри, 1998.652 с.

Newberg, A.B., et al. Cerebral blood flow differences between long-term meditators and non-meditators // Consciousness and Cognition. 2010. Vol. 19, Is. 4. P. 899-905. https://doi.org/10.1016/j.concog.2010.05.003

Penrose R., Shimony A., Cartwright N., Hawking St. The Large, the Small and the Human Mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997.

References

Aristotle. Poetics. Aristotle. Works in four volumes. Vol. 4. Moscow: Thought, 1984, pp. 645-680.

Berdyaev N.A. On the appointment of a person. The world of philosophy. Part 1. Moscow: Political Literature, 1991, pp. 543-549.

Vernadsky V.I. Biosphere and noosphere. Moscow: Iris Press, 2003, 576 p.

Gagaev A.A. Theory and methodology of the substrate approach in scientific cognition. Saransk: Ogarev Moscow State University, 1994, 48 p.

Gagaev P.A., Lygina M.A., Gavrilova M.A. Classical text in the classroom of pedagogy at the university. Pedagogicheskiy zhurnal [Pedagogical education], 2022, vol. 3, no. 2, pp. 54-60.

Kolbysheva S.I. Pedagogy of art: psychological aspect. Chelovek. Kultura. Obrazovanie [Human. Culture. Education], 2019, no. 2(32), pp. 213-222.

Lanza R. Biocentrism / Robert Lanza, Bob Berman; [translated from English by G. Vlasov]. Moscow: Eksmo, 2019, 256 p.

Newberg E. The Mystery of God and the science of the brain: The Neurobiology of faith and religious experience / Andrew Newberg, Eugene d'Aquili, Rouse Vince; [trans. from the English M.I. Zavalov]. Moscow: Eksmo, 2013, 320 p.

Plato. Dialogues. Moscow: AST: Astrel, 2011, 349 p.

Robotova A.S. Artistic image in pedagogical education. Pedagogika kul'tury [Pedagogy of culture], 2005, no. 2, pp. 23-28.

Sukhodolskaya-Kuleshova O.V. Development of aesthetic culture of the future teacher. Moscow: State Scientific Research Institute of Family and Upbringing, 2006, 47 p.

Teilhard de Chardin P. The phenomenon of man. Moscow: Sustainable world, 2001, 232 p.

Jung K.G. Psychological types. Minsk: Medley, 1998, 652 p.

Newberg, A.B., et al. Cerebral blood flow differences between long-term meditators and non-meditators. Consciousness and Cognition, 2010, vol. 19, is. 4, pp. 899-905. https://doi.org/10.1016/j.concog.2010.05.003

Penrose R., Shimony A., Cartwright N., Hawking St. The Large, the Small and the Human Mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997.


Просмотров аннотации: 39
Загрузок PDF: 14
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Gagaev, P. (2024). ПЕДАГОГИКА ВСЕЛЕНСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 17-33. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-635
Раздел
ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ