ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
Аннотация
Обоснование. Педагогическое образование нашей страны находится в процессе постоянного реформирования. Реалии сегодняшнего дня заставляют методично пересматривать сущность, цели и государственно-общественные ожидания от педагогического образования. Похожий процесс уже происходил в России в начале пути становления педагогического образования. В связи с этим обращение к истории развития педагогического образования в России XIX – начала XX веков позволяет проанализировать основные проблемные вопросы, которые вставали перед образованием в этот период, уточнить особенности становления и развития педагогического образования, обозначить его отличительные черты.
Цель – анализ становления и развития педагогического образования в России в XIX – начале XX веков.
Материалы и методы. Основным методом исследования является ретроспективный анализ. Кроме этого были использованы историко-структурный, сравнительно-сопоставительный методы, которые позволили провести системный анализ развития педагогического образования в России XIX – начала XX веков.
Статья опирается на архивные источники, включает в себя обращение к научно-исследовательским материалам, нормативно-правовым актам и научно-популярной литературе XIX – начала XX веков.
Результаты. Первые масштабные шаги в становлении педагогического образования в России были предприняты в XVIII веке. С этого периода и весь XIX век происходило постепенное совершенствование педагогического образования. В цикл образовательных предметов для будущих учителей стали входить, помимо основных предметов, дисциплины педагогического цикла, такие как дидактика, педагогика, методика преподавания, психология и др. Впервые в стране стали появляться отечественные методические разработки для отдельных предметов. В России педагогическое образование рассматривалось преимущественно как мужская деятельность. Как показывает анализ архивных источников и литературы, в стране весь XIX век наблюдался острый дефицит педагогических кадров. Для его устранения в России в 1804 году открываются педагогические отделения при окружных Императорских университетах. Спустя двенадцать лет - в 1816 году - открывается первый в Империи Главный Педагогический Институт, а позднее и другие педагогические институты. В середине века - в 1860 году – в стране появляются двухлетние педагогические курсы при Императорских университетах. В 1876 году поднимается вопрос о женском педагогическом образовании, что приводит к открытию первого женского педагогического института в 1903 году. Для повышения престижа педагогической профессии в России XIX – начала ХХ веков государство приравнивает служение в должности учителя или преподавателя к государственной службе, где каждая педагогическая должность соответствует определённому чину со всеми привилегиями и государственным обеспечением; компенсирует расходы на жилье, освещение, отопление, учебную литературу; поддерживает учительские семьи, рождение детей у учителей и преподавателей; обеспечивает пенсиями и дает возможность получения наград, дающих дополнительные материальные выплаты. Как показал анализ проблем развития педагогического образования в XIX – начале XX веков, схожие проблемы наблюдаются и в современной России. Поэтому рассмотрение способов и государственных инициатив для поддержки и поднятия престижа педагогической профессии того времени могут быть полезны сегодня. В связи с этим актуальность заявленного исследования не вызывает сомнений.
Скачивания
Литература
Список литературы
Авдеева Т.К. Эволюция педагогического образования в России XIX - начала ХХ века // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2. С. 213-219. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/201202.pdf (дата обращения: 27.05.2024).
ГАПО: Фонд 81. Опись 1. Дело 757.
Закон о Педагогическом институте имени Павла Григорьевича Шелапутина в городе Москве с прил. общ. пл. занятий и правил, действующих в Ин-те, М., 1913. 28 с.
Индикаторы образования: 2024: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с.
Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института 1828-1859 г. СПб. 1859. 74 с.
Литарова Н.В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца XIX - начала XX века: дис. … канд. пед. наук. Москва, 1994. 212 с.
Литвинов В.В. Воронежская учительская семинария (1875-1910 гг.): Ист. очерк / В.В. Литвинов. Воронеж: Воронеж. губ. стат. ком., 1911. 159 с.
Логинова О.А. Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России (на примере гимназий Пензенской губернии): монография / О. А. Логинова; науч. ред. Л. Д. Гошуляк; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Пензенский гос. ун-т" (ПГУ). Пенза: Изд-во ПГУ, 2009. 292 с.
Нефедова М.В. Становление и развитие педагогического образования в Казанском Императорском университете (1804 - 1917 гг.): специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нефедова Мария Владимировна. Казань, 2013. 189 с.
Описание Главного педагогического института в нынешнем его состоянии. Санкт-Петербург, 1848. 56 с.
Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). 3-е собр. т. 31. №36226. ст. 1. СПб. 1885-1917г. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003515219/?volumes=page-4 (дата обращения: 17.05.2024).
Пыльнов Ю.В. История школы и народного просвещения Воронежского края / Ю. В. Пыльнов, С. А. Рогачев. Воронеж, 1999. С. 87-91. Цит. по: Филоненко Т.В. Материальное положение учителей в дореволюционной России / Т. В. Филоненко, А. В. Шипилов // Педагогика. 2004. № 7. С. 65-75.
Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи. С-Петербург, 1893. №1. 266 с.
Русский педагогический вестник. Журнал для воспитателей и родителей. С-Петербург, 1860. №2. 369 с.
Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы. (1878-1918 гг.): Сборник статей / Под общ. ред. проф. С. Н. Валка [и др.]; Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. 288 с.
Смятских А.Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Исслед. центр по проблемам управ. качеством подготовки специалистов. Москва, 1992. 17 с.
Устав учебных заведений, подведомственных университетам 1804 года [Электронный ресурс]. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_2112863/
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. М., 1974. Т. 2. 225 c.
Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. Изд-во т-ва «Мир», 1923. 149 с.
Loginova O.A. Retrospective Analysis of Student Personality Development Estimation Programs in Soviet Schools / O. A. Loginova, M. A. Lygina // Research Paradigms Transformation in Social Sciences, vol. 35. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future academy, 2018. P. 772-778. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.91
References
Avdeeva T.K. Evolution of pedagogical education in Russia XIX - early XX century. Academic notes of the OGU. Series: Humanities and Social Sciences, 2012, no. 2, pp. 213-219. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/201202.pdf (accessed 27.05.2024).
GAPO: Fund 81. Inventory 1. Case 757.
Law on the Pedagogical Institute named after Pavel Grigorievich Shelaputin in Moscow with an appendix of the general plan of classes and rules in force at the Institute. M., 1913, 28 p.
Indicators of Education: 2024: statistical compendium / N.V. Bondarenko, T.A. Varlamova, L.M. Gokhberg, et al.; National Research University “Higher School of Economics”. M.: ISIEZ VSHAE, 2024, 416 p.
Brief historical review of the actions of the Main Pedagogical Institute 1828-1859. SPb., 1859, 74 p.
Litarova N.V. Private secondary educational institutions in the system of education in Russia at the end of XIX - beginning of XX century. Moscow, 1994, 212 p.
Litvinov V.V. Voronezh teachers' seminary (1875-1910). Voronezh, 1911, 159 p.
Loginova O.A. Educational process in gymnasiums of pre-revolutionary Russia (on the example of gymnasiums of Penza province): a monograph / O. A. Loginova; ed. by L. D. Goshulyak; Penza State University. Penza: Izd-vo PSU, 2009, 292 p.
Nefedova M.V. Formation and development of pedagogical education in the Kazan Imperial University (1804 - 1917): specialty 13.00.01 “General pedagogy, history of pedagogy and education”: dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Kazan, 2013, 189 p.
Description of the Main Pedagogical Institute in its current state. St. Petersburg, 1848, 56 p.
The Complete Collection of Laws of the Russian Empire (PSZ). 3rd. Vol. 31. No. 36226. art. 1. St. Petersburg. 1885-1917. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003515219/?volumes=page-4 (accessed 17.05.2024).
Pylnov Y.V. History of school and public education of the Voronezh region / Y.V. Pylnov, S.A. Rogachev. Voronezh, 1999, pp. 87-91. Cited in: Filonenko T.V. Material status of teachers in pre-revolutionary Russia / T.V. Filonenko, A.V. Shipilov. Pedagogy, 2004, no. 7, pp. 65-75.
Russian School. General pedagogical journal for school and family. St. Petersburg, 1893, no. 1, 266 p.
Russian pedagogical bulletin. Journal for educators and parents. St. Petersburg, 1860, no. 2, 369 p.
St. Petersburg Higher Women's (Bestuzhevskie) Courses (1878-1918): Collection of articles / Under general ed. Prof. S. N. Valk [et al.]; Leningr. Lenin State University named after A. A. Zhdanov. Leningrad: Leningrad State University, 1965, 288 p.
Smyatskikh A.L. Formation and development of secondary specialized pedagogical education in Russia. Moscow, 1992, 17p.
Statute of educational institutions subordinated to universities in 1804. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_2112863/
Ushinsky K.D. Selected pedagogical works: in 2 vol. М., 1974. Vol. 2, 225 p.
Chekhov N.V. Types of Russian school in their historical development. Mir Publ., 1923, 149 p.
Loginova O.A. Retrospective Analysis of Student Personality Development Estimation Programs in Soviet Schools / O. A. Loginova, M. A. Lygina. Research Paradigms Transformation in Social Sciences, vol. 35. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future academy, 2018, pp. 772-778. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.91
Просмотров аннотации: 88 Загрузок PDF: 20
Copyright (c) 2024 Olga A. Loginova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.