БУДУЩЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В КОНТЕКСТЕ ПЯТОЙ КОГНИТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Ключевые слова: иностранный язык, когнитивная революция, эмоциональный искусственный интеллект, вуз, большие языковые модели, искусственный интеллектуальный тьютор, небиологический сотрудник кафедры

Аннотация

Цель. Статья посвящена теме определения возможных путей трансформации процесса обучения иностранным языкам, актуальной в условиях экспоненциального сдвига технологической парадигмы, переживаемого современным обществом. Предметом исследования выступают изменения данного процесса в контексте ожидаемой пятой когнитивной революции. Автор ставит целью показать перспективу профессионального развития преподавателя кафедры иностранных языков в связи с массовым внедрением систем искусственного интеллекта на основе больших языковых моделей.

Методология проведения работы. Основой исследования выступают персонализированный и символьный подходы, а также принцип междисциплинарности.

Результаты. Результаты и новизна исследования заключаются в том, что автор уточняет периодизацию когнитивных революций применительно к образованию на основе анализа российских и зарубежных исследований. Именно технологии пятой когнитивной революции, которую отличает синергия человеческого и машинного интеллектов, будут определять характер трансформации процесса обучения иностранным языкам в вузах. Автор делает предположение, что деятельность преподавателей кафедр иностранных языков окажется наиболее чувствительной к профессиональной турбулентности в связи с достижениями мировых исследований в области больших языковых моделей. Профессиональное развитие преподавателей видится связанным со способностью взаимодействия в гибридной образовательной среде вуза с искусственными системами, обладающими эмоциональным интеллектом и мультимодальным поведением, – искусственными интеллектуальными тьюторами и небиологическими сотрудниками кафедр.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в области разработки технологий и методик преподавания иностранных языков в вузах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Irina S. Volegzhanina, Сибирский государственный университет путей сообщения

заведующий кафедрой «Иностранные языки», доктор педагогических наук

Литература

Список литературы

Давай создадим человека: пять когнитивных революций / Голдберг Э.А., Гоншорек С.Н., Лекторский В.А., Меськов В.С., Сабанина Н.Р. // Наука и Школа. 2017. № 5. С. 34-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/davay-sozdadim-cheloveka-pyat-kognitivnyh-revolyutsiy (дата обращения: 28.01.2024).

Дэвид Ян о будущем с цифровыми сотрудниками // Нетворкинг-ивент, посвященный искусственному интеллекту «GPT Party 2.0». Кремниевая долина, 7-8 октября 2023 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5PPauccs8_g (дата обращения: 27.01.2024).

Исаева Т.Е. Компетенции и "электронная" педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. № 6. С. 80-96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

Мамина Р.И., Пирайнен Е.В. Эмоциональный искусственный интеллект как инструмент взаимодействия человека и машины // ДИСКУРС. 2023. Т. 9, № 2. С. 35-51. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-35-51

Adel A. Future of industry 5.0 in society: human-centric solutions, challenges and prospective research areas // J Cloud Comp, 2022, no. 11, article no. 40. https://doi.org/10.1186/s13677-022-00314-5

Al-Awawdeh N., Al-shaboul I.A., Khasawneh M.A.S. Advancing foreign language teaching with AI-assisted models; insights from lecturers and university administrators // Journal of Namibian Studies, 2023, no. 33, pp. 1491-1506. https://doi.org/10.59670/jns.v33i.798

Bhagyalakshmi R. Fostering emotional intelligence and cognitive skills through Artificial Intelligence education in arts and science colleges. Recent Trends in Information Technology & Communication for Industry 4.0. Ed. 2. RcHuB Publisher-International Journal and Book Publisher, 2023, pp. 27-35. URL: https://rchub.in/call-for-book-chapter/it-industry-4-0-edition2 (дата обращения: 17.01.2024).

Carayannis E.G., Morawska-Jancelewicz J. The Futures of Europe: Society 5.0 and Industry 5.0 as Driving Forces of Future Universities // J Knowl Econ, 2022, no. 13, pp. 3445-3471. https://doi.org/10.1007/s13132-021-00854-2

Crowder J.A., Carbone J.N. Artificial Emotional Intelligence Testing for AI Avatars. The 7th International Conference on Applied Cognitive Computing (14 August 2023, Las Vegas, Nevada), 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/373113860_Artificial_Emotional_Intelligence_Testing_for_AI_Avatars (дата обращения: 10.01.2024).

Keshishi N., Hack S. Emotional intelligence in the digital age: Harnessing AI for students’ inner development // Journal of Perspectives in Applied Academic Practice, 2023, vol. 11, iss. 3, pp. 172-175. https://doi.org/10.56433/jpaap.v11i3.579

Khabarov V., Volegzhanina I. Formation of an Ontology-Based Model of Interaction Between the Railway Industry and Engineering Education // Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, vol. 403. https://doi.org/10.1007/978-3-030-96383-5_2

Knopp K.A. Emotional knowledge - the missing link of emotional intelligence // Quarterly Journal Fides et Ratio, 2023, no. 4(56), pp. 128-135. https://doi.org/10.34766/fetr.v56i4.1245

Li C. The assessment method of foreign language communication ability of intelligent emotional network based on artificial emotion // Front. Psychol., 2022, no. 13, pp. 975359. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.975359

Mao X., Li Z. Agent based affective tutoring systems: A pilot study // Computers & Education, 2010, vol. 55, iss. 1, pp. 202-208. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.01.005

Shukla A., Agnihotri A., Singh B. Analyzing How AI And Emotional Intelligence Affect Indian IT Professional’s Decision-Making // EAI Endorsed Transactions on Pervasive Health and Technology, 2023, vol. 9, pp. 1-13. https://doi.org/10.4108/eetpht.9.4654

The today's linguistic paradigm: the problem of investigating emotional intelligence in the learning of a foreign language / Rogulska O., Rudnitska K., Mahdiuk O., Drozdova V., Lysak H., Korol S. // Revista Românească pentru Educaţie Multidimensională, 2023, no. 15(4), pp. 458-473. https://doi.org/10.18662/rrem/15.4/804

Zaghlool Z.D., Khasawneh M.A.S. Incorporating the Impacts and Limitations of AI-Driven Feedback, Evaluation, and Real-Time Conversation Tools in Foreign Language Learning // Migration Letters, 2023, vol. 20, no. 7, pp. 1071-1083. https://doi.org/10.59670/ml.v20i7.4863

References

Davaj sozdadim cheloveka: pjat' kognitivnyh revoljucij [Let’s create a man: five cognitive revolutions] / Goldberg Je.A., Gonshorek S.N., Lektorskij V.A., Mes'kov V.S., Sabanina N.R. Nauka i Shkola [Science and School], 2017, no. 5, pp. 34-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/davay-sozdadim-cheloveka-pyat-kognitivnyh-revolyutsiy (accessed 28.01.2024).

Djevid Jan o budushhem s cifrovymi sotrudnikami [David Yang about the future with digital employees]. Netvorking-ivent, posvjashhennyj iskusstvennomu intellektu «GPT Party 2.0». Kremnievaja dolina, 7-8 oktjabrja 2023 g. [A networking event dedicated to artificial intelligence "GPT Party 2.0". Silicon Valley, October 7-8, 2023]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5PPauccs8_g (accessed 27.01.2024).

Isaeva T.E. Kompetencii i "jelektronnaja" pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja vysshej shkoly v postpandemicheskom mire [Higher School Teacher’s Competences and “Electronic” Pedagogical Culture in the Post-Pandemic World]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2021, vol. 30, no. 6, pp. 80-96, https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96

Mamina R.I., Pirajnen E.V. Jemocional'nyj iskusstvennyj intellekt kak instrument vzaimodejstvija cheloveka i mashiny [Emotional Artificial Intelligence as a Tool for Human-Machine Interaction]. DISKURS [Discourse], 2023. vol. 9, no. 2, pp. 35-51. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-35-51

Adel A. Future of industry 5.0 in society: human-centric solutions, challenges and prospective research areas. J Cloud Comp, 2022, no. 11, article no. 40. https://doi.org/10.1186/s13677-022-00314-5

Al-Awawdeh N., Al-shaboul I.A., Khasawneh M.A.S. Advancing foreign language teaching with AI-assisted models; insights from lecturers and university administrators. Journal of Namibian Studies, 2023, no. 33, pp. 1491-1506. https://doi.org/10.59670/jns.v33i.798

Bhagyalakshmi R. Fostering emotional intelligence and cognitive skills through Artificial Intelligence education in arts and science colleges. Recent Trends in Information Technology & Communication for Industry 4.0. Ed. 2. RcHuB Publisher-International Journal and Book Publisher, 2023, pp. 27-35. URL: https://rchub.in/call-for-book-chapter/it-industry-4-0-edition2 (accessed 17.01.2024).

Carayannis E.G., Morawska-Jancelewicz J. The Futures of Europe: Society 5.0 and Industry 5.0 as Driving Forces of Future Universities. J Knowl Econ, 2022, no. 13, pp. 3445-3471 (2022). https://doi.org/10.1007/s13132-021-00854-2

Crowder J.A., Carbone J.N. Artificial Emotional Intelligence Testing for AI Avatars. The 7th International Conference on Applied Cognitive Computing (14 August 2023, Las Vegas, Nevada), 2023. URL: https://www.researchgate.net/publication/373113860_Artificial_Emotional_Intelligence_Testing_for_AI_Avatars (accessed 10.01.2024).

Keshishi N., Hack S. Emotional intelligence in the digital age: Harnessing AI for students’ inner development. Journal of Perspectives in Applied Academic Practice, 2023, vol. 11, iss. 3, pp. 172-175. https://doi.org/10.56433/jpaap.v11i3.579

Khabarov V., Volegzhanina I. Formation of an Ontology-Based Model of Interaction Between the Railway Industry and Engineering Education. Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, vol. 403. https://doi.org/10.1007/978-3-030-96383-5_2

Knopp K.A. Emotional knowledge - the missing link of emotional intelligence. Quarterly Journal Fides et Ratio, 2023, no. 4(56), pp. 128-135. https://doi.org/10.34766/fetr.v56i4.1245

Li C. The assessment method of foreign language communication ability of intelligent emotional network based on artificial emotion. Front. Psychol., 2022, no. 13, pp. 975359. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.975359

Mao X., Li Z. Agent based affective tutoring systems: A pilot study. Computers & Education, 2010, vol. 55, iss. 1, pp. 202-208. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.01.005

Shukla A., Agnihotri A., Singh B. Analyzing How AI And Emotional Intelligence Affect Indian IT Professional’s Decision-Making. EAI Endorsed Transactions on Pervasive Health and Technology, 2023, vol. 9, pp. 1-13. https://doi.org/10.4108/eetpht.9.4654

The today's linguistic paradigm: the problem of investigating emotional intelligence in the learning of a foreign language / Rogulska O., Rudnitska K., Mahdiuk O., Drozdova V., Lysak H., Korol S. Revista Românească pentru Educaţie Multidimensională, 2023, no. 15(4), pp. 458-473. https://doi.org/10.18662/rrem/15.4/804

Zaghlool Z.D., Khasawneh M.A.S. Incorporating the Impacts and Limitations of AI-Driven Feedback, Evaluation, and Real-Time Conversation Tools in Foreign Language Learning. Migration Letters, 2023, vol. 20, no. 7, pp. 1071-1083. https://doi.org/10.59670/ml.v20i7.4863


Просмотров аннотации: 72
Загрузок PDF: 42
Опубликован
2024-02-29
Как цитировать
Volegzhanina, I. (2024). БУДУЩЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В КОНТЕКСТЕ ПЯТОЙ КОГНИТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 136-150. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-444
Раздел
Педагогические исследования