ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СОЦИОНИЧЕСКИМ ТИПОМ И ТИПАМИ ПРОФЕССИЙ ПО ХОЛЛАНДУ
Аннотация
Цель. Статья посвящена исследованию профориентационных методов, а именно – обоснованию конструктной валидности использования соционической модели для профориентационной деятельности.
Метод или методология проведения работы. В работе использовались методика определения соционического типа, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда в адаптации Г.В. Резапкиной и расчет рангового бисериального коэффициента корреляции.
Результаты. Корреляционный анализ выявил наличие положительной связи между соционическим полюсом «логика» с «реалистичным» и «конвенциональным» типами по Холланду, а также отрицательные связи с «социальным» и «артистическим» типами. Соционический полюс «экстраверсия» положительно коррелирует с «предприимчивым» типом и отрицательно с «реалистичным» и «интеллектуальным» типами. Также выявлена корреляция соционического полюса «конструктивизм» с «артистичным» типом. Также в работе рассмотрены корреляции шкал опросника Холланда с типами профессий дифференциально-дидактического опросника Е.А. Климова. Полученные результаты соотносятся с существовавшими ранее гипотезами.
Область применения результатов. Полученные результаты помогут специалистам профориентологам, использующим на практике в т.ч. и методы соционики, чтобы повысить качество своей работы. Также результаты исследования показывают перспективность дальнейшего развития исследований конструктной валидности методов соционики.
Скачивания
Литература
Andreeva O.V. Naukovedenie, 2014, no. 5 (24), p. 195.
Arinicheva O.V., Malishevskiy A.V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta grazhdanskoy aviatsii, 2019, no. 1 (22),pp. 15-31.
Augustinavichyute A. Sotsionika, mentologiya i psikhologiya lichnosti, 1998, no. 5, pp. 3–12.
Suntsova Ya.S. Diagnostika professional’nogo samoopredeleniya [Diagnostics of professional self-determination]. Izhevsk: Udmurtskiy universitet, 2011, 142 p.
Didkovskaya Ya.V. Transformatsiya sotsial’nogo mekhanizma vzaimo-svyazi professional’nogo samoopredeleniya i professional’noy kar’ery v ros-siyskom obshchestve [Transformation of the social mechanism of interconnection of professional self-determination and professional career in Russian society]. Ekaterinburg, 2017, 327 p.
Klimov E.A. Psikhologiya professional’nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow: Akademiya, 2010, 304 p.
Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Sotsionika: polnyy kurs lektsiy [Socionics: a complete course of lectures]. Novosibirsk: SibAK, 2020,230 p.
Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Psikholog, 2021, no. 3, pp. 62-88. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2021.3.35353
Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, no. 3. https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN320.pdf
Kovalenko R.K., Zvonareva N.A. Psikholog, 2020, no. 3, pp. 118-130. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2020.3.32751
Kononova V.N., Shmelev A.G. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.14. Psikhologiya, 2010, no. 2, pp.63-74.
Kramarenko R.A. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2012, no. 9,pp. 176-179.
Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow: Bol’shaya ros. entsikl., 2002, 528 p.
Problems and difficulties: to whom do Russians turn for support? All-Russian Center for the Study of Public Opinion. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9474 (accessed 21.07.2021)
Khutoryanskaya T.V. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2018, no. 2. https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN218.pdf
Yashkova E.V., Lavrent’eva L.V., Zhbakov E.B. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 65-2, pp. 293-296.
Holland J. L. Making vocational choices: a theory of careers. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1973, 150 p.
Просмотров аннотации: 228 Загрузок PDF: 249
Copyright (c) 2021 Roman K. Kovalenko, Sergey V. Strutinsky, Nataliya A. Zvonareva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.