Нарративная арттерапия как средство коррекции склонности к аддикциям у студентов
Аннотация
Обоснование. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью синтеза нарративных и арт-терапевтических методов в контексте вузовской коррекции. Большинство работ фокусируются на клинических популяциях, тогда как превентивное применение данного подхода в образовательной среде остаётся малоисследованным. Кроме того, специфика студенческого возраста, характеризующегося поиском идентичности и высокой восприимчивостью к творческим методам, открывает возможности для разработки возрастно-ориентированных программ, сочетающих академические задачи с психологической поддержкой. Традиционные методы, основанные на информировании о рисках, демонстрируют ограниченную эффективность, что актуализирует поиск инновационных подходов, ориентированных на глубинные эмоциональные и когнитивные механизмы аддикций.
Цель – разработка и апробация нарративной арт-терапевтической системы мероприятий по коррекции аддиктивного поведения с учетом полизависимого профиля личности студентов вуза.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включала 230 студентов высших учебных заведений г. Чебоксары Чувашской Республики (M = 18,3; SD = 1,2). Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования по коррекции, терапии, профилактики аддикций у обучающихся в научной литературе, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественный, качественный, статистический анализ данных (мера корреляции Спирмена (rₛ), χ²-критерий Пирсона).
Результаты. Полизависимый профиль студентов репрезентирует дименсиональный вариант аддиктивного поведения, где ядерные элементы (никотиновая и цифровая аддикции) выступают предикторами коморбидности, а периферические – компенсаторными механизмами адаптации. Таргетная коррекция должна фокусироваться на усилении функций самоуправления и формировании альтернативных копинг-стратегий. Нарративная арт-терапия способствует активации ресурсов саморегуляции за счёт совмещения рефлексии (нарратива) и креативного катарсиса (арт-практики), что усиливает эмоциональную грамотность и копинг-стратегии. Научная новизна работы заключается в интеграции нарративных и арт-терапевтических методов в контексте коррекции аддикций у студентов, а также в выявлении специфических механизмов, опосредующих связь между творческим самовыражением, рефлексией и снижением риска аддиктивного поведения.
EDN: JNKWXO
Скачивания
Литература
Валиахметов, И. Р., Грузкова, С. Ю., & Грязнов, А. Н. (2023). Аддиктивное поведение студентов и его коррекция. Человеческий фактор: Социальный психолог, (1(45)), 132–138.
Водяха, С. А., & Водяха, Ю. Е. (2022). Стратегии совладания со стрессом и склонность к употреблению психоактивных веществ. Педагогическое образование в России, (3), 171–178.
Голованова, Т. Н. (2016). Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов. Вестник Марийского государственного университета, (1(21)), 69–73.
Лозовой, В. В., Кремлева, О. В., & Лозовая, Т. В. (2011). Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. Москва: АльянсПринт. 448 с.
Михальчи, Е. В., & Михальчи, Е. Е. (2019). Применение арт-терапевтических техник в работе со студентами, обучающимися в инклюзивных группах. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (7), 124–131.
Chen, L., & Wang, Y. (2023). Digital addiction among Chinese university students: prevalence and prevention strategies. Journal of Behavioral Addictions, 12(3), 567–578. https://doi.org/10.1080/12345678.2023.1234567
Demetrovics, Z., Urbán, R., Nagygyörgy, K., Farkas, J., Griffiths, M. D., Pápay, O., & Oláh, A. (2022). The role of distress tolerance in the relationship between emotional dysregulation and problematic internet use. Journal of Behavioral Addictions, 11(1), 78–88. https://doi.org/10.1556/2006.2022.00012
Gerge, A., Rudstam, G., & Söndergaard, H. P. (2025). Neuroscience-based relational art therapy and deep brain reorienting in the treatment of dissociative identity disorder. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1454483 EDN: https://elibrary.ru/IRQVEV
Löchner, J., Carlbring, P., Schuller, B., Torous, J., & Sander, L. B. (2025). Digital interventions in mental health: An overview and future perspectives. Internet Interventions, 40. https://doi.org/10.1016/j.invent.2025.100824
Rizkiana, A., Erwahyudin, D. D., Estiningsih, D., Nur, A. I., & Zaki Bin Engku Alwi, E. A. (Eds.). (2025). The Role of Social Support on Psychological Well-Being and Quality of Life for Social Assistance Recipients. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Ist International Conference on Social Environment Diversity (ICOSEND 2024). 905 p., 791–797. https://doi.org/10.2991/978-2-38476-366-5_79
Shukla, A., Choudhari, S. G., Gaidhane, A. M., & Quazi Syed, Z. (2022). Role of art therapy in the promotion of mental health: A critical review. Cureus, 14(8), e28026. https://doi.org/10.7759/cureus.28026 EDN: https://elibrary.ru/NORTFQ
Smith, J., & Brown, K. (2023). Gaming disorder and academic performance: A UK longitudinal study. Computers in Human Behavior, 148, 107890. https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.107890 EDN: https://elibrary.ru/PDSYTR
Wigham, S., Watts, P., Zubala, A., Jandial, S., Bourne, J., & Hackett, S. (2020). Using arts-based therapies to improve mental health for children and young people with physical health long-term conditions: A systematic review of effectiveness. Frontiers in Psychology, 11, 1771. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01771 EDN: https://elibrary.ru/NWHCRO
Zhang, H., & Li, X. (2023). Prevention of internet addiction in Chinese adolescents: A school-based intervention. Asian Journal of Psychiatry, 79, 103456. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2023.103456
Zubala, A., Pease, A., Lyszkiewicz, K., & Hackett, S. (2025). Art psychotherapy meets creative AI: An integrative review positioning the role of creative AI in art therapy process. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1548396 EDN: https://elibrary.ru/JPOAWS
References
Valiahmetov, I. R., Gruzkova, S. Yu., & Gryaznov, A. N. (2023). Addictive behavior of students and its correction. Human Factor: Social Psychologist, (1(45)) 132–138.
Vodyakha, S. A., & Vodyakha, Yu. E. (2022). Coping strategies with stress and inclination toward consumption of psychoactive substances. Pedagogical Education in Russia, (3), 171–178.
Golovanova, T. N. (2016). Features of propensity to various types of addiction among university students. Bulletin of Mari State University, (1(21)), 69–73.
Lozovoy, V. V., Kremlëva, O. V., & Lozovaya, T. V. (2011). Addiction Prevention: Experience in Creating a System of Primary Prevention. Moscow: AlliancePrint. 448 p.
Mikhalchi, E. V., & Mikhalchi, E. E. (2019). Application of art therapy techniques in working with students in inclusive groups. Topical Issues of Humanities and Natural Sciences, (7), 124–131.
Chen, L., & Wang, Y. (2023). Digital addiction among Chinese university students: prevalence and prevention strategies. Journal of Behavioral Addictions, 12(3), 567–578. https://doi.org/10.1080/12345678.2023.1234567
Demetrovics, Z., Urbán, R., Nagygyörgy, K., Farkas, J., Griffiths, M. D., Pápay, O., & Oláh, A. (2022). The role of distress tolerance in the relationship between emotional dysregulation and problematic internet use. Journal of Behavioral Addictions, 11(1), 78–88. https://doi.org/10.1556/2006.2022.00012
Gerge, A., Rudstam, G., & Søndergaard, H. P. (2025). Neuroscience-based relational art therapy and deep brain reorienting in the treatment of dissociative identity disorder. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1454483 EDN: https://elibrary.ru/IRQVEV
Löchner, J., Carlbring, P., Schuller, B., Torous, J., & Sander, L. B. (2025). Digital interventions in mental health: An overview and future perspectives. Internet Interventions, 40. https://doi.org/10.1016/j.invent.2025.100824
Rizkiana, A., Erwahyudin, D. D., Estiningsih, D., Nur, A. I., & Zaki Bin Engku Alwi, E. A. (Eds.). (2025). The Role of Social Support on Psychological Well-Being and Quality of Life for Social Assistance Recipients. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Ist International Conference on Social Environment Diversity (ICOSEND 2024). 905 p., 791–797. https://doi.org/10.2991/978-2-38476-366-5_79
Shukla, A., Choudhari, S. G., Gaidhane, A. M., & Quazi Syed, Z. (2022). Role of art therapy in the promotion of mental health: A critical review. Cureus, 14(8), e28026. https://doi.org/10.7759/cureus.28026 EDN: https://elibrary.ru/NORTFQ
Smith, J., & Brown, K. (2023). Gaming disorder and academic performance: A UK longitudinal study. Computers in Human Behavior, 148, 107890. https://doi.org/10.1016/j.chb.2023.107890 EDN: https://elibrary.ru/PDSYTR
Wigham, S., Watts, P., Zubala, A., Jandial, S., Bourne, J., & Hackett, S. (2020). Using arts-based therapies to improve mental health for children and young people with physical health long-term conditions: A systematic review of effectiveness. Frontiers in Psychology, 11, 1771. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01771 EDN: https://elibrary.ru/NWHCRO
Zhang, H., & Li, X. (2023). Prevention of internet addiction in Chinese adolescents: A school-based intervention. Asian Journal of Psychiatry, 79, 103456. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2023.103456
Zubala, A., Pease, A., Lyszkiewicz, K., & Hackett, S. (2025). Art psychotherapy meets creative AI: An integrative review positioning the role of creative AI in art therapy process. Frontiers in Psychology, 16. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2025.1548396 EDN: https://elibrary.ru/JPOAWS
Просмотров аннотации: 65 Загрузок PDF: 24
Copyright (c) 2025 Svetlana V. Velieva, Artem R. Veliev

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.