Процесс обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в неэкономическом вузе

  • Denis S. Krylov Краснодарский университет МВД России
  • Inna S. Lebedeva Кубанский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0001-8030-671X
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое мошенничество, управление индивидуальным риском, геймификация, поколения, правоохранительные органы

Аннотация

Обоснование. Среди ключевых трендов современной экономики цифровизация, рост числа пользователей банковских услуг, активность граждан на финансовом рынке. Рост ключевой ставки, привлекательные условия вкладов и легкость начала инвестиционной деятельности через мобильные приложения способствуют развитию этого сегмента. Эту тенденцию понимают и те, кто хочет заработать противозаконными способами и как следствие рост числа случаев финансового мошенничества. В этих условиях необходимо не просто повышение финансовой грамотности и обучение способам повысить свое благосостояние, но еще и обучение противодействию финансовому мошенничеству и взаимодействию с правоохранительными органами.

Цель – рассмотреть возможности обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в рамках повышения финансовой грамотности студентов неэкономического вуза.

Материалы и методы. При работе над статьей применялись анализ источников, содержащих опыт внедрения обучающих курсов противодействию финансовому мошенничеству отечественными и зарубежными специалистами, обобщение и систематизация полученных результатов, моделирование учебного процесса, педагогический эксперимент по модификации имеющихся практик ведения занятий по экономическим дисциплинам и применении их на занятиях в медицинском вузе, наблюдение за поведением студентов на занятиях с применением модифицированных педагогических технологий, анализ результатов применения педагогических технологий обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском.

Результаты. С момента начала перехода к рыночной экономике в нашей стране имелись случаи обмана граждан и незаконного обогащения. Значительная часть населения приобрела печальный опыт вложения средств в финансовые пирамиды. Но в этот период времени экономическое образование осуществлялось преимущественно в специализированных вузах и у подавляющей части населения не было возможности обучаться финансовой грамотности. Измерение уровня финансовой грамотности в России началось с 2012 г. Результаты исследований позволили сформировать программы обучения в соответствии с национальной стратегией. С течением времени экономика страны трансформировалась, появилась цифровая экономика. Население получило доступ к информационным ресурсам. Финансовые пирамиды стали единичными случаями, а злоумышленники освоили цифровые технологии. Сегодня несмотря на рост финансовой грамотности растет число пострадавших от их действий.

У правоохранительных органов накопился большой опыт привлечения к ответственности по статье 159 УК РФ, однако для возбуждения дела необходимо зафиксировать сам факт мошенничества, т.е. должно быть обращение от пострадавшего. А по статистике Банка России в случае финансового мошенничества только 27,7% обращаются в полицию и практически столько же (27,3%) никуда не обращаются. Как показал эксперимент внедрение в образовательный процесс занятия, посвященного вопросам противодействию мошенникам и взаимодействию с правоохранительными органами находит положительный отклик у студентов. Для поколения «Z» ближе онлайн сервисы, а соответственно возможности их применение в образовании. Обучение составлению грамотного заявления и подаче обращения в форме электронного документа положительно воспринимается Зуммерами. Во-первых, срабатывает действие в привычной для них цифровой среде, а во-вторых, отсутствует необходимость личного общения и дополнительной стрессовой ситуации. Молодые люди, как правило замкнуты и неохотно идут на личный контакт. В настоящий момент ведутся работы по геймификации разработанных курсов «Финансовая грамотность» и «Противодействие финансовому мошенничеству и управление индивидуальным риском». В совокупности внедряемые методы и технологии обучения и будут способствовать повышению не только финансовой грамотности и безопасности граждан, но и эффективной борьбе с мошенниками.

EDN: OVUNUY

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Denis S. Krylov, Краснодарский университет МВД России

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин

Inna S. Lebedeva, Кубанский государственный медицинский университет

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №2

Литература

Klapper, L., Lusardi, A., & van Oudheusden, P. (2015). Financial Literacy Around the World: Insights from the S&P global finlit survey. McGraw Hill Financial. 28 p.

Lee, J., & Soberon-Ferrer, H. (1997). Consumer Vulnerability to Fraud: Influencing Factors. The Journal of Consumer Affairs, 31(1), 70–89. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.1997.tb00827.x

Mason, K. A., & Benson, M. L. (1996). The effect of social support on fraud victims' reporting behavior: A research note. Justice Quarterly, 13(3), 511–524. https://doi.org/10.1080/07418829600093071

Schoepfer, A., & Piquero, N. L. (2009). Studying the correlates of fraud victimization and reporting. Journal of Criminal Justice, 37(2), 209–215. https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2009.02.003

Titus, R. M., Heinzelmann, F., & Boyle, J. M. (1995). Victimization of persons by fraud. Crime & Delinquency, 41(1), 54–72. https://doi.org/10.1177/0011128795041001004 EDN: https://elibrary.ru/JQSUCT

В 2023 году меньше россиян столкнулись с финансовыми мошенниками. (2023). Информационный портал газеты Известия. Получено с https://iz.ru/1610411/2023-11-24/v-2023-godu-menshe-rossiian-stolknulis-s-finansovymi-moshennikami (дата обращения: 24 ноября 2023 г.).

Всё о финансах. Мошенничество. Финансовая культура. Проект Центрального банка Российской Федерации. Получено с https://fincult.info/articles

Данилкин, А. (2024). Вам звонят из банка. Еженедельная газета "Петровка, 38", (20). Получено с https://petrovka-38.com/arkhiv/item/vam-zvonyat-iz-banka (дата обращения: 3 июня 2024 г.).

Данилова, Е. П., & Портняга, Е. М. (2023). Финансовое мошенничество в современном мире. Siberian Socium, 7(2), 67–97. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-2-67-97 EDN: https://elibrary.ru/SEMFPI

Индикаторы финансовой грамотности населения: подходы к измерению и интерпретации. (2020). Москва: Институт национальных проектов. 20 с. ISBN: 978-5-6043949-7-7.

Интервью директора Департамента международных финансовых отношений Андрея Бокарева газете "Комсомольская правда" О результатах первого всероссийского исследования финансовой грамотности. (2019). Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. Получено с https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36533-intervyu_direktora_departamenta_mezhdunarodnykh_finansovykh_otnoshenii_andryeya_bokareva_gazete_komsomolskaya_pravda (дата обращения: 26 февраля 2019 г.).

Кибермошенничество: портрет пострадавшего. (2024). Банк России. Официальный сайт. Получено с https://www.cbr.ru/statistics/information_security/cyber_portrait (дата обращения: 7 февраля 2024 г.).

Лебедева, И. С. (2024). Экономическое образование в медицинском вузе: история и современные тренды: монография. Чебоксары: ИД "Среда". 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10637 ISBN: 978-5-907830-59-2 EDN: https://elibrary.ru/MMKXCG

Никитина, И. А. (2009). Мировой опыт законодательной борьбы с финансовым мошенничеством. Вестник ОмГУ. Серия. Право, (4), 208–212. EDN: https://elibrary.ru/MNIFQF

Редько, А. Н., & Лебедева, И. С. (2017). Исследование финансовой грамотности студентов КубГМУ как интегральный показатель освоения общекультурных компетенций. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (4-1), 220–224. EDN: https://elibrary.ru/YHGKWZ

Сажина, Н. М., & Лебедева, И. С. (2024). Возможности применения геймификации при обучении экономике студентов медицинского вуза. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 168–195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-594 EDN: https://elibrary.ru/PTDWDZ

References

Klapper, L., Lusardi, A., & van Oudheusden, P. (2015). Financial Literacy Around the World: Insights from the S&P global finlit survey. McGraw Hill Financial. 28 p.

Lee, J., & Soberon-Ferrer, H. (1997). Consumer vulnerability to fraud: Influencing factors. The Journal of Consumer Affairs, 31(1), 70–89. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.1997.tb00827.x

Mason, K. A., & Benson, M. L. (1996). The effect of social support on fraud victims' reporting behavior: A research note. Justice Quarterly, 13(3), 511–524. https://doi.org/10.1080/07418829600093071

Schoepfer, A., & Piquero, N. L. (2009). Studying the correlates of fraud victimization and reporting. Journal of Criminal Justice, 37(2), 209–215. https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2009.02.003

Titus, R. M., Heinzelmann, F., & Boyle, J. M. (1995). Victimization of persons by fraud. Crime & Delinquency, 41(1), 54–72. https://doi.org/10.1177/0011128795041001004 EDN: https://elibrary.ru/JQSUCT

In 2023, fewer Russians encountered financial scammers. (2023). Information Portal of the Izvestia Newspaper. Retrieved November 24, 2023, from https://iz.ru/1610411/2023-11-24/v-2023-godu-menshe-rossiian-stolknulis-s-finansovymi-moshennikami

All about finance. Fraud. Financial literacy. Project of the Central Bank of the Russian Federation. Retrieved from https://fincult.info/articles

Danilkin, A. (2024). They are calling from the bank. Weekly newspaper "Petrovka, 38", (20). Retrieved June 3, 2024, from https://petrovka-38.com/arkhiv/item/vam-zvonyat-iz-banka

Danilova, E. P., & Portnya, E. M. (2023). Financial fraud in the modern world. Siberian Socium, 7(2), 67–97. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-2-67-97 EDN: https://elibrary.ru/SEMFPI

Indicators of financial literacy of the population: approaches to measurement and interpretation. (2020). Moscow: Institute of National Projects. 20 p. ISBN: 978-5-6043949-7-7.

Interview with the Director of the Department of International Financial Relations Andrei Bokarev to the newspaper "Komsomolskaya Pravda" on the results of the first all-Russian study of financial literacy. (2019). Ministry of Finance of the Russian Federation. Official website. Retrieved February 26, 2019, from https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36533-intervyu_direktora_departamenta_mezhdunarodnykh_finansovykh_otnoshenii_andryeya_bokareva_gazete_komsomolskaya_pravda

Cyber fraud: portrait of the victim. (2024). Bank of Russia. Official website. Retrieved February 7, 2024, from https://www.cbr.ru/statistics/information_security/cyber_portrait

Lebedeva, I. S. (2024). Economic education in a medical university: history and modern trends (monograph). Cheboksary: ID "Sreda". 172 p. https://doi.org/10.31483/a-10637 ISBN: 978-5-907830-59-2 EDN: https://elibrary.ru/MMKXCG

Nikitina, I. A. (2009). World experience of legislative fight against financial fraud. Bulletin of Omsk State University. Series: Law, (4), 208–212. EDN: https://elibrary.ru/MNIFQF

Redko, A. N., & Lebedeva, I. S. (2017). Study of financial literacy of Kuban State Medical University students as an integral indicator of mastering general cultural competencies. International Journal of Applied and Fundamental Research, (4-1), 220–224. EDN: https://elibrary.ru/YHGKWZ

Sazhina, N. M., & Lebedeva, I. S. (2024). Opportunities for applying gamification in teaching economics to medical students. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 168–195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-594 EDN: https://elibrary.ru/PTDWDZ


Просмотров аннотации: 68
Загрузок PDF: 22

Опубликован
2025-04-30
Как цитировать
Krylov, D., & Lebedeva, I. (2025). Процесс обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в неэкономическом вузе. Russian Journal of Education and Psychology, 16(2), 163-188. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-695
Раздел
Педагогические исследования