Процесс обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в неэкономическом вузе
Аннотация
Обоснование. Среди ключевых трендов современной экономики цифровизация, рост числа пользователей банковских услуг, активность граждан на финансовом рынке. Рост ключевой ставки, привлекательные условия вкладов и легкость начала инвестиционной деятельности через мобильные приложения способствуют развитию этого сегмента. Эту тенденцию понимают и те, кто хочет заработать противозаконными способами и как следствие рост числа случаев финансового мошенничества. В этих условиях необходимо не просто повышение финансовой грамотности и обучение способам повысить свое благосостояние, но еще и обучение противодействию финансовому мошенничеству и взаимодействию с правоохранительными органами.
Цель – рассмотреть возможности обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском в рамках повышения финансовой грамотности студентов неэкономического вуза.
Материалы и методы. При работе над статьей применялись анализ источников, содержащих опыт внедрения обучающих курсов противодействию финансовому мошенничеству отечественными и зарубежными специалистами, обобщение и систематизация полученных результатов, моделирование учебного процесса, педагогический эксперимент по модификации имеющихся практик ведения занятий по экономическим дисциплинам и применении их на занятиях в медицинском вузе, наблюдение за поведением студентов на занятиях с применением модифицированных педагогических технологий, анализ результатов применения педагогических технологий обучения противодействию финансовому мошенничеству и управлению индивидуальным риском.
Результаты. С момента начала перехода к рыночной экономике в нашей стране имелись случаи обмана граждан и незаконного обогащения. Значительная часть населения приобрела печальный опыт вложения средств в финансовые пирамиды. Но в этот период времени экономическое образование осуществлялось преимущественно в специализированных вузах и у подавляющей части населения не было возможности обучаться финансовой грамотности. Измерение уровня финансовой грамотности в России началось с 2012 г. Результаты исследований позволили сформировать программы обучения в соответствии с национальной стратегией. С течением времени экономика страны трансформировалась, появилась цифровая экономика. Население получило доступ к информационным ресурсам. Финансовые пирамиды стали единичными случаями, а злоумышленники освоили цифровые технологии. Сегодня несмотря на рост финансовой грамотности растет число пострадавших от их действий.
У правоохранительных органов накопился большой опыт привлечения к ответственности по статье 159 УК РФ, однако для возбуждения дела необходимо зафиксировать сам факт мошенничества, т.е. должно быть обращение от пострадавшего. А по статистике Банка России в случае финансового мошенничества только 27,7% обращаются в полицию и практически столько же (27,3%) никуда не обращаются. Как показал эксперимент внедрение в образовательный процесс занятия, посвященного вопросам противодействию мошенникам и взаимодействию с правоохранительными органами находит положительный отклик у студентов. Для поколения «Z» ближе онлайн сервисы, а соответственно возможности их применение в образовании. Обучение составлению грамотного заявления и подаче обращения в форме электронного документа положительно воспринимается Зуммерами. Во-первых, срабатывает действие в привычной для них цифровой среде, а во-вторых, отсутствует необходимость личного общения и дополнительной стрессовой ситуации. Молодые люди, как правило замкнуты и неохотно идут на личный контакт. В настоящий момент ведутся работы по геймификации разработанных курсов «Финансовая грамотность» и «Противодействие финансовому мошенничеству и управление индивидуальным риском». В совокупности внедряемые методы и технологии обучения и будут способствовать повышению не только финансовой грамотности и безопасности граждан, но и эффективной борьбе с мошенниками.
EDN: OVUNUY
Скачивания
Литература
Klapper, L., Lusardi, A., & van Oudheusden, P. (2015). Financial Literacy Around the World: Insights from the S&P global finlit survey. McGraw Hill Financial. 28 p.
Lee, J., & Soberon-Ferrer, H. (1997). Consumer Vulnerability to Fraud: Influencing Factors. The Journal of Consumer Affairs, 31(1), 70–89. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.1997.tb00827.x
Mason, K. A., & Benson, M. L. (1996). The effect of social support on fraud victims' reporting behavior: A research note. Justice Quarterly, 13(3), 511–524. https://doi.org/10.1080/07418829600093071
Schoepfer, A., & Piquero, N. L. (2009). Studying the correlates of fraud victimization and reporting. Journal of Criminal Justice, 37(2), 209–215. https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2009.02.003
Titus, R. M., Heinzelmann, F., & Boyle, J. M. (1995). Victimization of persons by fraud. Crime & Delinquency, 41(1), 54–72. https://doi.org/10.1177/0011128795041001004 EDN: https://elibrary.ru/JQSUCT
В 2023 году меньше россиян столкнулись с финансовыми мошенниками. (2023). Информационный портал газеты Известия. Получено с https://iz.ru/1610411/2023-11-24/v-2023-godu-menshe-rossiian-stolknulis-s-finansovymi-moshennikami (дата обращения: 24 ноября 2023 г.).
Всё о финансах. Мошенничество. Финансовая культура. Проект Центрального банка Российской Федерации. Получено с https://fincult.info/articles
Данилкин, А. (2024). Вам звонят из банка. Еженедельная газета "Петровка, 38", (20). Получено с https://petrovka-38.com/arkhiv/item/vam-zvonyat-iz-banka (дата обращения: 3 июня 2024 г.).
Данилова, Е. П., & Портняга, Е. М. (2023). Финансовое мошенничество в современном мире. Siberian Socium, 7(2), 67–97. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-2-67-97 EDN: https://elibrary.ru/SEMFPI
Индикаторы финансовой грамотности населения: подходы к измерению и интерпретации. (2020). Москва: Институт национальных проектов. 20 с. ISBN: 978-5-6043949-7-7.
Интервью директора Департамента международных финансовых отношений Андрея Бокарева газете "Комсомольская правда" О результатах первого всероссийского исследования финансовой грамотности. (2019). Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. Получено с https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36533-intervyu_direktora_departamenta_mezhdunarodnykh_finansovykh_otnoshenii_andryeya_bokareva_gazete_komsomolskaya_pravda (дата обращения: 26 февраля 2019 г.).
Кибермошенничество: портрет пострадавшего. (2024). Банк России. Официальный сайт. Получено с https://www.cbr.ru/statistics/information_security/cyber_portrait (дата обращения: 7 февраля 2024 г.).
Лебедева, И. С. (2024). Экономическое образование в медицинском вузе: история и современные тренды: монография. Чебоксары: ИД "Среда". 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10637 ISBN: 978-5-907830-59-2 EDN: https://elibrary.ru/MMKXCG
Никитина, И. А. (2009). Мировой опыт законодательной борьбы с финансовым мошенничеством. Вестник ОмГУ. Серия. Право, (4), 208–212. EDN: https://elibrary.ru/MNIFQF
Редько, А. Н., & Лебедева, И. С. (2017). Исследование финансовой грамотности студентов КубГМУ как интегральный показатель освоения общекультурных компетенций. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, (4-1), 220–224. EDN: https://elibrary.ru/YHGKWZ
Сажина, Н. М., & Лебедева, И. С. (2024). Возможности применения геймификации при обучении экономике студентов медицинского вуза. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 168–195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-594 EDN: https://elibrary.ru/PTDWDZ
References
Klapper, L., Lusardi, A., & van Oudheusden, P. (2015). Financial Literacy Around the World: Insights from the S&P global finlit survey. McGraw Hill Financial. 28 p.
Lee, J., & Soberon-Ferrer, H. (1997). Consumer vulnerability to fraud: Influencing factors. The Journal of Consumer Affairs, 31(1), 70–89. https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.1997.tb00827.x
Mason, K. A., & Benson, M. L. (1996). The effect of social support on fraud victims' reporting behavior: A research note. Justice Quarterly, 13(3), 511–524. https://doi.org/10.1080/07418829600093071
Schoepfer, A., & Piquero, N. L. (2009). Studying the correlates of fraud victimization and reporting. Journal of Criminal Justice, 37(2), 209–215. https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2009.02.003
Titus, R. M., Heinzelmann, F., & Boyle, J. M. (1995). Victimization of persons by fraud. Crime & Delinquency, 41(1), 54–72. https://doi.org/10.1177/0011128795041001004 EDN: https://elibrary.ru/JQSUCT
In 2023, fewer Russians encountered financial scammers. (2023). Information Portal of the Izvestia Newspaper. Retrieved November 24, 2023, from https://iz.ru/1610411/2023-11-24/v-2023-godu-menshe-rossiian-stolknulis-s-finansovymi-moshennikami
All about finance. Fraud. Financial literacy. Project of the Central Bank of the Russian Federation. Retrieved from https://fincult.info/articles
Danilkin, A. (2024). They are calling from the bank. Weekly newspaper "Petrovka, 38", (20). Retrieved June 3, 2024, from https://petrovka-38.com/arkhiv/item/vam-zvonyat-iz-banka
Danilova, E. P., & Portnya, E. M. (2023). Financial fraud in the modern world. Siberian Socium, 7(2), 67–97. https://doi.org/10.21684/2587-8484-2023-7-2-67-97 EDN: https://elibrary.ru/SEMFPI
Indicators of financial literacy of the population: approaches to measurement and interpretation. (2020). Moscow: Institute of National Projects. 20 p. ISBN: 978-5-6043949-7-7.
Interview with the Director of the Department of International Financial Relations Andrei Bokarev to the newspaper "Komsomolskaya Pravda" on the results of the first all-Russian study of financial literacy. (2019). Ministry of Finance of the Russian Federation. Official website. Retrieved February 26, 2019, from https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=36533-intervyu_direktora_departamenta_mezhdunarodnykh_finansovykh_otnoshenii_andryeya_bokareva_gazete_komsomolskaya_pravda
Cyber fraud: portrait of the victim. (2024). Bank of Russia. Official website. Retrieved February 7, 2024, from https://www.cbr.ru/statistics/information_security/cyber_portrait
Lebedeva, I. S. (2024). Economic education in a medical university: history and modern trends (monograph). Cheboksary: ID "Sreda". 172 p. https://doi.org/10.31483/a-10637 ISBN: 978-5-907830-59-2 EDN: https://elibrary.ru/MMKXCG
Nikitina, I. A. (2009). World experience of legislative fight against financial fraud. Bulletin of Omsk State University. Series: Law, (4), 208–212. EDN: https://elibrary.ru/MNIFQF
Redko, A. N., & Lebedeva, I. S. (2017). Study of financial literacy of Kuban State Medical University students as an integral indicator of mastering general cultural competencies. International Journal of Applied and Fundamental Research, (4-1), 220–224. EDN: https://elibrary.ru/YHGKWZ
Sazhina, N. M., & Lebedeva, I. S. (2024). Opportunities for applying gamification in teaching economics to medical students. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 168–195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-594 EDN: https://elibrary.ru/PTDWDZ
Просмотров аннотации: 68 Загрузок PDF: 22
Copyright (c) 2025 Denis S. Krylov, Inna S. Lebedeva

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.