СЕМЕЙНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ОЦЕНКЕ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ

  • Lucia F. Chukmarova Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета; Университет Управления «ТИСБИ» https://orcid.org/0000-0001-8061-5563
Ключевые слова: семейное обучение, традиционное обучение, домашнее обучение, причины выбора семейного обучения, преимущества семейного обучения, недостатки семейного обучения, социализация школьников на семейном обучении

Аннотация

Обоснование. На сегодняшний день в России набирает популярность семейная форма обучения. Данная тенденция требует выявления причин перехода на данную форму обучения, минусов, плюсов и последствий семейной формы обучения.

Цель. Выявить причины выбора родителями семейной формы обучения, изучить их преимущества и недостатки, а также исследовать аспекты социализации детей, находящихся на семейном обучении.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие родители, предпочитающие семейное или традиционное обучение, а также школьники, находящиеся на семейном и традиционном обучении. Родители прошли опрос с помощью анкеты К.В. Жуйковой, С.В. Ляликовой «Семейно-домашнее обучение как модель образования, будущего». Со школьниками проведено тестирование с использованием методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Результаты. Родители семейного обучения выбирают данную форму из-за низкого качества традиционного образования, желания сохранить здоровье ребенка, поддержания привязанности к родителям и напряженной психологической обстановки в школе. Они ценят индивидуальный подход, гибкий график и больше времени, которое предоставляет семейное обучение. Считают, что учеба важнее, чем просто оценки. В качестве недостатков семейного обучения выступили отсутствие опыта коллективной работы и низкий уровень социализации, при этом родители традиционного обучения более критичны к этим недостаткам. При выборе образовательных форм родители семейного обучения руководствуются ценностями здоровья, семейного благополучия, самостоятельности, свободы в жизни, творческого развития и саморазвития. Родители традиционного обучения склонны к выбору школьной формы обучения, поскольку ценят достижения. Степень социализации у школьников традиционного обучения выше, они более принимают себя и других, меньше испытывают эмоциональный комфорт, чем школьники семейного обучения, у которых выражен преобладающий внутренний контроль и стремление к доминированию.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Lucia F. Chukmarova, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета; Университет Управления «ТИСБИ»

кандидат психологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Антуфьева М.П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. 2018. № 15 (201). С. 204-206.

Баданина К.А. Влияние социальных факторов на развитие семейного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-5. С. 50-55.

Брыкова Л.В. Традиционное и дистанционное обучение: за и против // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Киров, 28 мая 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. – С. 19-22.

Ефимова И.А., Котисова С.В., Кочетова А.А. Диагностика и мониторинг ученического самоуправления и социализации школьников: Методическое пособие / под ред. А.А. Кочетовой. Санкт-Петербург: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. 105 с.

Жуйкова К.В., Ляликова С.В., Карпова В.М. Семейно-домашнее обучение как модель образования, будущего: Аналитический отчет по результатам социологического исследования / под общ. ред. А.И. Антонова. Москва: МАКС Пресс, 2018. 145 c.

Зайцева О.В. Особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. №3. С. 137-141.

Ивойлова, И. А. Минобрнауки разъяснило правила домашнего обучения // Российская газета. 26 ноября 2013. URL: http://rg.ru/2013/11/26/obrazovaniesite.html

Козлова А.А. Традиционное и дистанционное образование: каковы перспективы развития в современном обществе // Общество - наука - инновации: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 22 декабря 2019 года. Часть 2. – Иркутск: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 37-41.

Мэйшань П. Особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционным обучением (на примере опыта России и Китая) // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 120-124.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70417012/

Сидоров А.Н., Мальцева С.М. Актуальные плюсы и минусы семейного образования // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2(11). С. 135-138.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70291362/

Феськова Ю.Д., Бакуменко М.А. Дистанционное обучение в России: уровень развития, преимущества и недостатки // Тенденции развития интернет и цифровой экономики. 2019. № 2. С. 102-103.

Швецов А.А. Семейное образование в системе современного педагогического процесса // Bulletin of Medical Internet Conferences. 2020. № 5. С. 162-163.

Якунина А.Н. Семейное образование: мифы и реальность // Социальная педагогика. 2015. № 4. С. 85-90.

Basham P., Merrifield J., Hepburn C. R. Home Schooling: From the Extreme to the Mainstream // Studies in Education Policy are published periodically throughout the year by The Fraser Institute. Vancouver, BC, Canada, 2007.

Ray B.D. Homeschooling Across America: Academic Achievement and Demographic Characteristics (summary of study, August 10, 2009). URL: https://www.nheri.org/homeschooling-across-america-academic-achievement-and-demographic-characteristics/

The general problems of homeschooling. Washington, 2011. 166 p.

Home education: Yesterday, Today, Tomorrow. Washington, 2009. 43 p.

Home learning – great opportunities? New York, 2009. 72 p.

References

Antufyeva M.P. Topical issues of family education: concept, causes, approaches, problems. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2018, no. 15(201), pp. 204-206.

Badanina K.A. The influence of social factors on the development of family education. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2015, no. 12-5, pp. 50-55.

Brykova L.V. Traditional and distance learning: pros and cons. Scientific revolutions as a key factor in the development of science and technology: a collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference, Kirov, 28 May 2020. Sterlitamak: LLC ‘Agency for International Studies’, 2020, pp. 19-22.

Efimova I.A., Kotisova S.V., Kochetova A.A. Diagnostics and monitoring of student self-government and socialization of schoolchildren: A methodological guide / edited by A.A. Kochetova. St. Petersburg: Kulturinformpress Publ., 2017, 105 p.

Zhuikova K.V., Lyalikova S.V., Karpova V.M. Family and home schooling as a model of education, the future: An analytical report on the results of a sociological study / under the general editorship of A.I. Antonov. Moscow: MAX Press, 2018, 145 p.

Zaitseva O.V. Features of the value sphere of parents implementing the family form of education. Vestnik YuUrGGPU [Bulletin of the YUrGGPU], 2017, no. 3, pp. 137-141.

Ivoylova, I. A. The Ministry of Education and Science explained the rules of home schooling. Rossiyskaya gazeta [Russian Gazette], November 26, 2013. URL: http://rg.ru/2013/11/26/obrazovaniesite.html

Kozlova A.A. Traditional and distance education: what are the prospects for development in modern society. Society - science - innovations: A collection of articles based on the results of the All-Russian scientific and practical conference, Irkutsk, December 22, 2019. Part 2. Irkutsk: LLC Agency for International Studies, 2019, pp. 37-41.

Meishan P. Features of distance learning compared with traditional learning (on the example of the experience of Russia and China). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2020, no. 68-4, pp. 120-124.

Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 15, 2013 No. NT-1139/08 "On the organization of family education". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70417012/

Sidorov A.N., Maltseva S.M. Actual pros and cons of family education. Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva [Education and problems of society development], 2020, no. 2(11), pp. 135-138.

Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 12/29/2012 No. 273-FZ. URL: https://base.garant.ru/70291362/

Feskova Yu.D., Bakumenko M.A. Distance learning in Russia: the level of development, advantages and disadvantages. Tendentsii razvitiya internet i tsifrovoy ekonomiki [Trends in the development of the Internet and the digital economy], 2019, no. 2, pp. 102-103.

Shvetsov A.A. Family education in the system of modern pedagogical process. Bulletin of Medical Internet Conferences, 2020, no. 5, pp. 162-163.

Yakunina A.N. Family education: myths and reality. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy], 2015, no. 4, pp. 85-90.

Basham P., Merrifield J., Hepburn C. R. Home Schooling: From the Extreme to the Mainstream. Studies in Education Policy are published periodically throughout the year by The Fraser Institute. Vancouver, BC, Canada, 2007.

Ray B.D. Homeschooling Across America: Academic Achievement and Demographic Characteristics (summary of study, August 10, 2009). URL: https://www.nheri.org/homeschooling-across-america-academic-achievement-and-demographic-characteristics/

The general problems of homeschooling. Washington, 2011, 166 p.

Home education: Yesterday, Today, Tomorrow. Washington, 2009, 43 p.

Home learning – great opportunities? New York, 2009, 72 p.


Просмотров аннотации: 18
Загрузок PDF: 13
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Chukmarova, L. (2024). СЕМЕЙНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ОЦЕНКЕ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 766-786. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-666
Раздел
ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ДЕТЕЙ