ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЦЕНАРНОГО ТИПА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация
Обоснование. Актуальное развитие системы постдипломного педагогического образования детерминировано повышающимися требованиями к профессиональной компетентности педагогов и новыми смысловыми ориентирами, касающимися их деятельностно-ролевых и личностных характеристик. Персонифицированная модель повышения квалификации педагогов, реализуемая в учреждениях дополнительного профессионального образования Санкт-Петербурга, в полной мере учитывает данные тенденции, развивается в соответствии с ними и строится на магистральной методологии – дефицитарном подходе, который предполагает проведение мониторинговых процедур по выявлению методических и предметных дефицитов педагогов и проектирование повышения квалификации с учетом их результатов. Одним из перспективных вариантов построения занятий с учителями является использование образовательных технологий сценарного типа.
Цель – обоснование эффективности использования образовательных технологий сценарного типа при реализации персонифицированной модели повышения квалификации учителей иностранных языков.
Материалы и методы. Основным теоретическим методом исследования являетсямоделирование, ведущим эмпирическим методом –сбор и накопление данных (наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности и опыта работы учителей). Статья базируется на комплексе источников, представленных нормативно-правовыми актами, научными статьями и методическими материалами по тематике исследования. Разработанная модель была внедрена в практику работы, а также проверена на основе методики BARS, аспект Assessment.
Результаты. Система постдипломного педагогического образования развивается в настоящее время с учетом новейших требований и вызовов современности к уровню профессиональных компетенций педагогов. Одним из приоритетных требований является персонификация процесса повышения квалификации учителей и ориентация на компенсацию их профессиональных дефицитов. Поэтому методологически обоснованным представляется построение образовательного процесса на основе дефицитарного подхода, учитывающего методические и предметные дефициты учителей иностранных языков. Требование персонификации процесса повышения квалификации может быть эффективно выполнено на основе импликации дефицитарного подхода со сценарным, предполагающим использование сценариев – реальных ситуаций профессионального взаимодействия. Методико-технологическим решением в данном случае является использование образовательных технологий сценарного типа при реализации персонифицированной модели повышения квалификации учителей иностранных языков. Данные образовательные технологии могут быть классифицированы на две большие группы – технологии групповой динамики и технологии диалогово-профессиональных сценариев. Апробация образовательных технологий "вихревые группы", "геймификация", "разговор в четырех углах" и "кьюбинг" при реализации программ дополнительного профессионального образования, включенных в реестр заказа Комитета по образованию Санкт-Петербурга на 2024 год, доказала их эффективность по шкале BARS, аспект Assessment.
Скачивания
Литература
Список литературы
Афанасьев В.В., Афанасьев И.В., Куницына С.М. Организация учебной и научно-исследовательской деятельности аспирантов на основе сценарного подхода // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1(138). С. 61-69. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.138.1.008
Громыко Н.В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике // Пушкинское слово. Москва: Пушкинский институт, 2003. С. 114-115.
Ершов Д.И. Роль процесса повышения квалификации преподавателей и учителей иностранного языка в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 46. С. 237-245.
Костылева Т.А., Карабулатова И.С., Данилова А.Д. Сценарный подход в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5(84). С. 130-132.
Лазаренко И.Р. Управление инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования управленческих педагогических кадров: дисс. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2006. 380 с.
Макаровских А.В., Остроумова А.Ю. "Кьюбинг" как технология активного обучения иностранному языку студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014.№ 3 (33). С. 137-141.
Пашковская Н.Д. Метод сценария в процессе обучения иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 225-228.
Синьюй Я. Сценарный подход как новая технология обучения иностранных студентов русскому языку делового общения // Педагогический журнал Башкортостана. 2019.№ 5(84). С. 135-140.
Слэй Н. Сценарий как средство обучения иностранному языку // Cross-CulturalStudies: EducationandScience (CCS&ES). 2018. Vol. 3, Is. III, September, 2018. P. 177-182.
Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: дисс. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. 533 с.
Errington E. Developing Scenario-based Learning. Palmerston North, New Zealand: Dunmore Press. 2003. P. 51-64.
Meral Seker. Scenario-Based Instruction Design as a Tool to Promote Self-Regulated Language Learning Strategies // SAGE Open. 2016. Vol. 6(4). P. 1-11. https://doi.org/10.1177/2158244016684175
Müller-Trapet J. Szenario-Technik im berufsorientierten Fremdsprachenunterricht. Fachbeitrag, KWW-Infobrief. Ausgabe 3. Düsseldorf, 2010. S. 34-36.
Saas Anne. Szenarien im berufsbezogenen Unterricht. Deutsch als Zweitsprache. Hamburg: Passage gGmbH, 2015. S. 115.
Shipton B. Scenario-Based Learning. In: Signature Pedagogies in Police Education. Springer Briefs in Criminology. Springer, Cham. 2023. P. 39-52. https://doi.org/10.1007/978-3-031-42387-1_4
Walther A. Governance of Educational Trajectories in Europe: Pathways, Policy and Practice. London: Bloomsbury Academic, 2016. 352 p.
References
Afanasyev V.V., Afanasyev I.V., Kunitsyna S.M. Organization of educational and research activities of graduate students based on the scenario approach. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2020, no. 1(138), pp. 61-69. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.138.1.008
Gromyko N.V. Staging in thought-activity pedagogy. Pushkinskoe slovo [Pushkin's Word]ю Moscow: Pushkin Institute, 2003, pp. 114-115.
Ershov D.I. The role of the process of advanced training of teachers and foreign language teachers in the modern world. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 46, pp. 237-245.
Kostyleva T.A., Karabulatova I.S., Danilova A.D. Scenario approach in modern education. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2020, no. 5(84), pp. 130-132.
Lazarenko I.R. Management of innovative processes in the system of additional professional education of management teaching staff. Abstract of PhD dissertation. Barnaul, 2006, 380 p.
Makarovskikh A.V., Ostroumova A.Yu. "Cubing" as a technology for actively teaching a foreign language to students of a technical university. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice], 2014, no. 3 (33), pp. 137-141.
Pashkovskaya N.D. The script method in the process of teaching a foreign language. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 62-1, pp. 225–228.
Xinyu Ya. Scenario approach as a new technology for teaching foreign students the Russian language of business communication. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan], 2019, no. 5(84), pp. 135-140.
Slay N. Script as a means of teaching a foreign language. Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES), 2018, vol. 3, is. III, September 2018, pp. 177-182.
Chegodaev N.M. Theoretical and organizational-pedagogical foundations of innovative processes in the system of postgraduate education of teaching staff: Abstract of PhD dissertation. Sankt Petersburg, 1997, 533 p.
Errington E. Developing Scenario-based Learning. Palmerston North, New Zealand: Dunmore Press, 2003,pp. 51-64.
Meral Seker. Scenario-Based Instruction Design as a Tool to Promote Self-Regulated Language Learning Strategies. SAGE Open, 2016, vol. 6(4), pp. 1-11. https://doi.org/10.1177/2158244016684175
Müller-Trapet J. Szenario-Technik im berufsorientierten Fremdsprachenunterricht. Fachbeitrag, KWW-Infobrief. Ausgabe 3. Düsseldorf, 2010. S. 34-36.
Saas Anne. Szenarien im berufsbezogenen Unterricht. Deutsch als Zweitsprache. Hamburg: Passage gGmbH, 2015. S. 115.
Shipton B. Scenario-Based Learning. In: Signature Pedagogies in Police Education. Springer Briefs in Criminology. Springer, Cham, 2023, pp. 39-52. https://doi.org/10.1007/978-3-031-42387-1_4
Walther A. Governance of Educational Trajectories in Europe: Pathways, Policy and Practice. London: Bloomsbury Academic, 2016, 352 p.
Просмотров аннотации: 19 Загрузок PDF: 4
Copyright (c) 2024 Svetlana L. Suvorova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.