УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: интернационализация образования, иностранные студенты, адаптация иностранных студентов, университетская среда, факторы адаптации

Аннотация

Обоснование. Современные высшие учебные заведения в рамках интернационализации образования решают задачи, связанные с привлечением иностранных обучающихся, сохранности контингента иностранных студентов и осуществление педагогического сопровождения адаптации. Для создания эффективных педагогических условий, содействующих адаптации иностранных обучающихся, специалистам вузов необходимо изучить факторы, влияющие на этот процесс. Таким фактором является университетская среда.

Цель – исследовать университетскую среду как фактор адаптации иностранных обучающихся и выделить ее компоненты с точки зрения адаптационных барьеров.

Материалы и методы. На теоретическом уровне были проанализированы научные работы по данной теме. На практическом этапе использовались методы беседа и анкетирование.

Результаты. Университетская среда представляет собой пространство, где взаимодействуют все участники образовательного процесса, она имеет мощный потенциал в воспитании и развитии личности. Это позволяет говорить об университетской среде как внешнем факторе, влияющем на адаптационный процесс иностранных обучающихся. Учитывая этот факт, университетскую среду следует понимать, как систему барьерообразующих компонентов: биологического, культурного, социально-бытового, академического, организационно-управленческого, финансово-экономического, языкового, коммуникативного, социально-психологического, постепенное привыкание к которым позволяет принять университетскую среду в целом.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Galina V. Grishina, Сибирский федеральный университет

старший преподаватель кафедры иностранных языков для инженерных направлений, Институт филологии и языковой коммуникации, соискатель на степень кандидата педагогических наук

Литература

Список литературы

Апасова М.В., Кулагина И.Ю., Апасова E.В. Условия адаптации иностранных студентов в вузах // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 4. C. 129-137. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090412

Ахмедьянова Г. Ф., Мошуров Н. П., Ерошенко О. С. Влияние университетской среды на успешность обучения студентов технического профиля // Теория и практика общественного развития. 2014. №. 7. С. 70-72. URL: https://disk.yandex.ru/i/9BUXEEr-cPBpCw

Береговая О.А, Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 108-118. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.9

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 267 с. URL: https://bigenc.ru/b/psikhicheskaia-i-psikhofiziolo-396d84?ysclid=lyoctbm18k703424671

Бухалко А.Д. Основные характеристики модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. №4. С. 118-126. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.15

Ваулина Т. А., Сахарова К. Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. №400. С. 267-272. https://doi.org/10.17223/15617793/400/42

Вершинина И. А., Курбанов А. Р., Панич Н. А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №6 (106). С. 94-102. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.063

Гребенникова И.А. Принципы педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2015. №3(20). С. 9-17. URL: https://pgusa.ru/sites/default/files/vestnik/1523/009-017_grebennikova_i._a.pdf

Гришина Г.В. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе с помощью метода целенаправленного цифрового чтения // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. №6 (144). https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.144.168

Краснова Г.А. Модель поддержки экспорта российского образования // Государственная служба. 2020. № 2. С. 107-118. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2020-22-2-107-118

Оганян А.А., Хлопцов Д.М. Трансформация глобальной академической среды: механизмы и социально-экономические последствия // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42. С. 22-40. https://doi.org/10.17223/19988648/42/2

Распаева Г. Д., Маркусь А. М., Ярославова Е. Н. Cоциокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: коммуникативный аспект // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. №1. С. 76-87. https://doi.org/10.14529/ped220108

Тарханова И. Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. №. 3. С. 123-128. https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10344

Тугуз Ф. К. Университетская среда как фактор воспитания // Высшее образование в России. 2011. №. 2. С. 72-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitetskaya-sreda-kak-faktor-vospitaniya?ysclid=lyod00czng73000836

Урванцева Н. Г. Образовательная среда вуза в социокультурной адаптации иностранных студентов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. №3. С. 59-63. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.11

References

Apasova M.V., Kulagina I.Ju., Apasova E.V. Conditions for the adaptation of foreign students in universities. Sovremennaja zarubezhnaja psihologija [Modern foreign psychology], 2020, Vol. 9, no. 4, pp. 129-137. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090412

Ahmed'janova G. F., Moshurov N. P., Eroshenko O. S. The influence of the university environment on the success of technical students' education. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development], 2014, no. 7, pp. 70-72. URL: https://disk.yandex.ru/i/9BUXEEr-cPBpCw

Beregovaja O.A, Lopatina S.S., Oturgasheva N.V. Barriers to socio-cultural adaptation of foreign students in Russian universities. Perspektivy nauki i obra-zovanija [Prospects of science and education], 2019, no. 2, pp. 108-118. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.9

Berezin F.B. Mental and psychophysiological adaptation of a person. L.: Nauka. Leningradskoe otdelenie, 1988, 267 p. URL: https://bigenc.ru/b/psikhicheskaia-i-psikhofiziolo-396d84?ysclid=lyoctbm18k703424671

Buhalko A.D. The main characteristics of the model of psychological and pedagogical support for the adaptation of foreign students to study at a Russian university. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija [Human Science: Humanitarian studies], 2020, no. 4, pp. 118-126. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.15

Vaulina T. A., Saharova K. N. Organizational aspects of adaptation of foreign students studying at a Russian university. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2015, no. 400, pp. 267-272. https://doi.org/10.17223/15617793/400/42

Vershinina I. A., Kurbanov A. R., Panich N. A. International students in Russia: features of motivation and adaptation. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University management: practice and analysis], 2016, no. 6 (106), pp. 94-102. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.063

Grebennikova I.A. Principles of pedagogical support for the adaptation of foreign students. Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Alejhema [Bulletin of the Amur State University named after Sholom Aleichem], 2015, no. (20), pp. 9-17. URL: https://pgusa.ru/sites/default/files/vestnik/1523/009-017_grebennikova_i._a.pdf

Grishina G.V. Pedagogical support for the adaptation of international students to the conditions of study at a Russian university using the method of targeted digital reading. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Scientific Research Journal], 2024, no. 6 (144). https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.144.168

Krasnova G.A. The model of support for the export of Russian education. Gosudarstvennaja sluzhba [Public service], 2020, no. 2, pp. 107-118. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2020-22-2-107-118

Oganyan A.A., Hlopcov D.M. Transformation of the global academic environment: mechanisms and socio-economic consequences. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Jekonomika [Bulletin of Tomsk State University], 2018, no. 42, pp. 22-40. https://doi.org/10.17223/19988648/42/2

Raspaeva G. D., Markus' A. M., Jaroslavova E. N. Sociocultural adaptation of foreign students in a Russian university: a communicative aspect. Vestnik JuUrGU. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences], 2022. no. 1, pp. 76-87. https://doi.org/10.14529/ped220108

Tarhanova I. Ju. Formation of universal competencies of students by means of the university environment. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2018, vol. 24, no. 3, pp. 123-128. https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10344

Tuguz F. K. The university environment as a factor of education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2011, no. 2, pp. 72-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitetskaya-sreda-kak-faktor-vospitaniya?ysclid=lyod00czng73000836

Urvanceva N. G. The educational environment of the university in the socio-cultural adaptation of international students. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of theory and practice], 2019, no. 3, pp. 59-63. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.11


Просмотров аннотации: 24
Загрузок PDF: 4
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Grishina, G. (2024). УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 449-465. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-650
Раздел
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ