«КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНИКА»: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАЛЕНДАРНОГО ПРОЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ

Ключевые слова: история российского школьного образования, школьные календари, догматы дореволюционной и советской школы, царские дни, советские праздники, месяцесловы, авторитетное слово в календаре, идеология, воспитание

Аннотация

Обоснование. Календари для школьников являются разновидностью внеучебной литературы, предназначенной для формирования у учащихся полноценной картины мира в соответствии с принятыми в обществе идеологическими, научными и нравственно-этическими представлениями. Педагогический и просветительский материал в календарных изданиях размещен в хронологическом порядке, чтобы служить источником информации о чередовании месяцев и дней недели, знаменательных датах и государственных праздниках, а также астрономических явлениях. Помимо дат общего календаря в состав школьных календарей входят даты и событиями, значимые для детей. К ним относятся детские праздники, юбилеи детских писателей, даты создания детских и юношеских организаций, годы жизни юных героев и др. Анализ исторического материала позволяет увидеть специфику успешно реализованного календарного проекта и наметить возможные перспективы его применения в современных образовательных и педагогических практиках.

Цель – анализ истории, семантики и бытования календарного проекта для школьников на материале отечественных печатных календарей XIX XX в. в.

Материалы и методы. Историко-генетический метод, основанный на использовании исторических артефактов с их аналитическим исследованием.

Результаты. Изучение истории календарей для школьников и гимназистов показывает роль календарного формата в системе отечественного обучения и воспитания. Значение календаря для школьников не исчерпывается его историей. Календарь, представленный сегодня на различных носителях (бумажных или электронных), остается важной формой систематизации знаний о мире, основанной на хронологическом принципе. Продолжение календарного проекта движется в направлении духовно-исторического воспитания школьников и имеет перспективы для реализации.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Marina S. Kostyukhina, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

кандидат филологических наук, доцент кафедры языкового и литературного развития ребенка

Литература

Список литературы

Алексеев В.В. Мир русских календарей. Памятная книга по истории Отечества. Москва: Академкнига, 2002. 239 с.

Волков Л.А. Страсти по февралю. Очерки о календарях. Москва, 2016. 159 с.

Генис А. Люди и праздники. Москва, 2022. 440 с.

Добренко Е.А. Красный день календаря: советский человек между временем и историей // Советское богатство: Статьи о культуре, лит. и кино. Санкт-Петербург, 2002. С. 97-123.

Календарь и справочная книжка для учащихся. Санкт-Петербург: изд. Т-ва М.О. Вольфа (1884-1916).

Календарь школьника. Москва: Политиздат (1956-1991).

Костюхина М.С. Круглый год. Детская жизнь по календарю. Москва: Новое литературное обозрение, 2024. 512 с.

Одинцов Д.С. Календари и люди. Календарная энциклопедия. Ялта, 2001. 307 с.

Рубинштейн Л. Мой календарь. Москва, 2018. 432 с.

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. 237 с.

Der Schulkalender. Berlin, 1954-1981.

Ideologisierte Zeit: Kalender und Zeitvorstellungen im Abendland von der Antike bis zur Neuzeit / Wolfgang Hameter (Hg.). Innsbruck: Studien, cop. 2005. 294 p.

Beckwith R.T. Calendar and chronology, Jewish and Christian: biblical, intertestamental and patristic studies. Boston; Leiden: Brill acad., 2001. 333 p.

Reingold E.M., Dershowitz N. Calendrical tabulations, 1900-2200. Cambridge: Cambridge univ. press, 2002. 606 p.

Harmonious era calendar: the quality of social existence and future of children: address to children, youth and future generations: in twelve languages: English, Esperanto, Russian, Spanish, French, Greek, German, Portuguese, Japanese, Chinese, Arabian and Hebrew / by Leo Semashko, together with intern. contributors. St-Petersburg: State polytechnic univ., 2006. 384 p.

References

Alekseev V.V. The world of Russian calendars. Memorable book on the history of the Fatherland. Moscow: Akademkniga, 2002, 239 p.

Volkov L.A. Passion for February. Essays on calendars. Moscow, 2016, 159 p.

Genis A. People and holidays. Moscow, 2022, 440 p.

Dobrenko E.A. Red Day of the Calendar: Soviet Man between Time and History. Soviet Wealth: Articles on Culture, Literature and Cinema. St. Petersburg, 2002, pp. 97-123.

Calendar and Reference Book for Students. St. Petersburg: M.O. Volf's Publ. (1884-1916).

Calendar of a schoolboy. Moscow: Politizdat Publ. (1956-1991).

Kostyukhina M.S. Round the Year. Children's life by calendar. Moscow: New Literary Review, 2024, 512 p.

Odintsov D.S. Calendars and people. Calendar encyclopedia. Yalta, 2001, 307 p.

Rubinstein L. My calendar. Moscow, 2018, 432 p.

Tarabarina T.I., Sokolova E.I. Children about time: Popular manual for parents and teachers. Yaroslavl, 1996, 237 p.

Der Schulkalender. Berlin, 1954-1981.

Ideologisierte Zeit: Kalender und Zeitvorstellungen im Abendland von der Antike bis zur Neuzeit / Wolfgang Hameter (Hg.). Innsbruck: Studien, cop. 2005, 294 p.

Beckwith R.T. Calendar and chronology, Jewish and Christian: biblical, intertestamental and patristic studies. Boston; Leiden: Brill acad., 2001, 333 p.

Reingold E.M., Dershowitz N. Calendrical tabulations, 1900-2200. Cambridge: Cambridge univ. press, 2002, 606 p.

Harmonious era calendar: the quality of social existence and future of children: address to children, youth and future generations: in twelve languages: English, Esperanto, Russian, Spanish, French, Greek, German, Portuguese, Japanese, Chinese, Arabian and Hebrew / by Leo Semashko, together with intern. contributors. contributors. St-Petersburg: State polytechnic univ., 2006, 384 p.


Просмотров аннотации: 21
Загрузок PDF: 7
Опубликован
2024-10-31
Как цитировать
Kostyukhina, M. (2024). «КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНИКА»: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ КАЛЕНДАРНОГО ПРОЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 85-107. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-638
Раздел
ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ