ПЕДАГОГИКА ВСЕЛЕНСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
Аннотация
Обоснование. В статье исследуется феномен художественно-образного мышления и его формирования у человека как реалии педагогической. Проблема столь же важная, сколь и мало изучена в литературе.
Цель исследования – описание педагогики вселенско-художественного мышления (его содержания, направленности, характера воздействия на человека).
Материалы и методы. Материал осмысления в статье–работы по проблеме человека, феномена художественно-образного творчества (как вселенской реалии), педагогики художественной мысли, опыт педагогической деятельности на основе обращения к категории прекрасного. Методология исследования – идеалистическо-субстратная рефлексия А.А. Гагаева. Методы – феноменологический анализ и субстратный синтез.
Результаты. Образное мышление трактуется как древнейшая форма сознания, выражающая присутствие в психике человека персонализирующейся вселенной и стремление ее гармонизировать себя самое. В основе образного мышления лежит поверение окружающего собою как вселенской духовностью, обретшей контуры своего идеального (меру). Образное мышление понимается как реалия, благотворно воздействующая на духовность человека (ее развитие и совершенствование) и его поведение. Педагогика образной мысли понимается как невмешательное воздействие на психику воспитуемого со стороны актуализации в ней изначально свойственных ей вселенских смыслов, семантики интенций (удержание всего и вся, искания единства всего и вся и др.). Актуализация указанного осуществляется через создание особого ценностно-гносеологического контекста взаимодействия педагога и обучающегося (отнесение воспринимаемого к всему и вся), развертывание в качестве предмета осмысления образа как вселенской реалии, категории меры как срединного в переживании образа и самого обучающегося как открывающего в себе реалию прекрасного, минимизацию целерационального во взаимодействии, через обращение к классическому тексту, а также при участии особо подготовленного учителя (вселенскость его психики и такт). Констатируется общее невнимание современной школы к обсуждаемой проблеме, что влечет за собой серьезные последствия для воспитания обучающихся.
Скачивания
Литература
Список литературы
Аристотель. Поэтика / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 645-680.
Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. Часть 1. М.: Политическая литература, 1991. C. 543-549.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. 576 с.
Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: МГУ имени Н.П. Огарева, 1994. 48 с.
Гагаев П.А., Лыгина М.А., Гаврилова М.А. Классический текст на занятиях по педагогике в вузе // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. №2. С. 54-60.
Колбышева С.И. Педагогика искусства: психологический аспект // Человек. Культура. Образование. 2019. №2(32). С. 213-222.
Ланца Р. Биоцентризм / Роберт Ланца, Боб Берман; [перевод с английского Г. Власова]. М.: Эксмо, 2019. 256 с.
Ньюберг Э. Тайна Бога и наука о мозге: Нейробиология веры и религиозного опыта / Эндрю Ньюберг, Юджин д’Аквили, Рауз Винс; [пер. с англ. М.И. Завалова]. М.: Эксмо, 2013. 320 с.
Платон. Диалоги. М.: АСТ: Астрель, 2011. 349 с.
Роботова А.С. Художественный образ в педагогическом образовании // Педагогика культуры. 2005. №2. С. 23-28.
Суходольская-Кулешова О.В. Развитие эстетической культуры будущего учителя: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2006. 47 с.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Устойчивый мир, 2001. 232 с.
Юнг К.Г. Психологические типы. Минск: Попурри, 1998.652 с.
Newberg, A.B., et al. Cerebral blood flow differences between long-term meditators and non-meditators // Consciousness and Cognition. 2010. Vol. 19, Is. 4. P. 899-905. https://doi.org/10.1016/j.concog.2010.05.003
Penrose R., Shimony A., Cartwright N., Hawking St. The Large, the Small and the Human Mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997.
References
Aristotle. Poetics. Aristotle. Works in four volumes. Vol. 4. Moscow: Thought, 1984, pp. 645-680.
Berdyaev N.A. On the appointment of a person. The world of philosophy. Part 1. Moscow: Political Literature, 1991, pp. 543-549.
Vernadsky V.I. Biosphere and noosphere. Moscow: Iris Press, 2003, 576 p.
Gagaev A.A. Theory and methodology of the substrate approach in scientific cognition. Saransk: Ogarev Moscow State University, 1994, 48 p.
Gagaev P.A., Lygina M.A., Gavrilova M.A. Classical text in the classroom of pedagogy at the university. Pedagogicheskiy zhurnal [Pedagogical education], 2022, vol. 3, no. 2, pp. 54-60.
Kolbysheva S.I. Pedagogy of art: psychological aspect. Chelovek. Kultura. Obrazovanie [Human. Culture. Education], 2019, no. 2(32), pp. 213-222.
Lanza R. Biocentrism / Robert Lanza, Bob Berman; [translated from English by G. Vlasov]. Moscow: Eksmo, 2019, 256 p.
Newberg E. The Mystery of God and the science of the brain: The Neurobiology of faith and religious experience / Andrew Newberg, Eugene d'Aquili, Rouse Vince; [trans. from the English M.I. Zavalov]. Moscow: Eksmo, 2013, 320 p.
Plato. Dialogues. Moscow: AST: Astrel, 2011, 349 p.
Robotova A.S. Artistic image in pedagogical education. Pedagogika kul'tury [Pedagogy of culture], 2005, no. 2, pp. 23-28.
Sukhodolskaya-Kuleshova O.V. Development of aesthetic culture of the future teacher. Moscow: State Scientific Research Institute of Family and Upbringing, 2006, 47 p.
Teilhard de Chardin P. The phenomenon of man. Moscow: Sustainable world, 2001, 232 p.
Jung K.G. Psychological types. Minsk: Medley, 1998, 652 p.
Newberg, A.B., et al. Cerebral blood flow differences between long-term meditators and non-meditators. Consciousness and Cognition, 2010, vol. 19, is. 4, pp. 899-905. https://doi.org/10.1016/j.concog.2010.05.003
Penrose R., Shimony A., Cartwright N., Hawking St. The Large, the Small and the Human Mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997.
Просмотров аннотации: 28 Загрузок PDF: 6
Copyright (c) 2024 Pavel A. Gagaev
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.