КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЭПОХУ КОГНИТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Аннотация
Обоснование. Изменение целей высшего образования и ожиданий от выпускников вузов с наступлением Индустрии 4.0 по-особому остро ставит вопрос о компетенциях университетских преподавателей. В научно-педагогической литературе проблема определения компетенций молодых преподавателей пока остается недостаточно разработанной в связи с разными методологическими подходами и педагогическими традициями в большинстве стран, в которых различия в требованиях к опытным и начинающим педагогам ограничиваются только квалификационными показателями. Сегодня в эпоху когнитивной революции появились научные данные, позволяющие по-новому взглянуть на возможности формирования личностно-профессиональных компетенций молодых преподавателей в контексте развития ценностно-смысловых установок личности, которой предстоит работать в будущем и решать образовательные задачи, многие из которых только принимают очертания под влиянием таких процессов, как глобализация, геополитические конфликты, повсеместная цифровизация, внедрение искусственного интеллекта и т.д.
Цель – выявить отношение молодых университетских преподавателей к роли личностно-профессиональных компетенций в своей педагогической деятельности, определив их приоритетность.
Материалы и методы. Методологической основой проведения исследования стали компетентностный и системный подходы, а также идеи когнитивной педагогики, на основе которых удалось выявить отношение молодых преподавателей к компетенциям разного уровня. Использовался комплекс теоретических (анализ научной литературы, обобщение, сравнение) и эмпирических методов (наблюдение, контент-анализ интернет источников, экспресс-опрос на Google платформе). В статье осуществлен научный анализ степени разработанности проблемы на основе обширного поля отечественной и зарубежной источниковой базы.
Результаты. Проведение опытно-экспериментальной работы по определению отношения молодых преподавателей к компетенциям, необходимым для их педагогической деятельности, началось с анализа качественного состава контингента этой профессиональной группы, который показал, что она является крайне неоднородной по показателям педагогической подготовленности и нацеленности на продолжение работы в вузе. Нам удалось выявить три основные подгруппы в среде молодых преподавателей: выпускники педагогических вузов, аспиранты технического профиля и преподаватели, имеющие ученую степень. Для получения четкого представления о содержании и видах личностно-профессиональных компетенций всем участникам эксперимента было предложено включиться в проведение трех мероприятий, участие в которых могло бы помочь в выработке когнитивного, практического и оценочного компонентов исследуемого отношения молодых педагогов к компетенциям. Участникам эксперимента было предложено выбрать из составленного нами списка, включающего 35 позиций и представляющего глобальные, личностные, психолого-педагогические, организационно-методические, цифровые, социально-коммуникационные и исследовательские компетенции, наиболее значимые для них. Выбор, проведенный преподавателями без педагогического стажа и их коллегами, имеющими стаж, значительно различался, отражая преимущественные цели, преследуемые каждой из групп. В связи с тем, что респонденты не имели базового педагогического образования, их отношение к компетенциям не предполагало совмещения образовательных, развивающих и воспитательных целей в деятельности преподавателя, что не может не вызывать обеспокоенности в процессе стремления к повышению качества образовательного процесса в высшей школе.
Скачивания
Литература
Список литературы
Баягантаев Г. Г., Иванова А. В. Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы в контексте непрерывного образования // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3A. С. 704-711. https://doi.org/10.34670/AR.2022.57.98.099
Дульзон А. А., Васильева О. М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2009. №2. С. 29-37. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/742/743
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2. С. 7-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya
Ильина Н., Логинова Н. Исследование становления психолого-педагогической компетентности молодых педагогов // Вопросы образования. 2019, вып. 4. C. 202-230. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-202-230
Исаева Т. Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. № 6. С. 80-96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96
Кожухова Н. В., Серпухова Е. П., Веселова Ю. В., Кожухова Д. А. Компетенции "будущего" в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2021. №7. C. 1875-1882. https://doi.org/10.18334/epp.11.7.112993
Куклина Л. В., Минеева Л. Ю. Становление личностно-профессиональной компетентности молодых преподавателей в системе высшего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №2 (30). С. 82-89. URL: https://www.prof-obr42.ru/Archives/2(30)2018.pdf
Нагимова Н.И., Багаутдинов Р.Р., Фахретдинова М.А. Развитие softskills-компетенций молодого педагога профессиональной образовательной организации: роль и значение в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. https://doi.org/10.17513/spno.29759
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 г. № 608н. https://base.garant.ru/71202838/ (утратил силу в 2019 г.)
Правила организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющих наставничество: приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24.04.2020 г. № 160: [зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 апреля 2020 г. № 20486]. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020486
Профессии будущего, к которым стоит присмотреться подросткам. HH. 30.10.2019. https://zernograd.hh.ru/article/25673
Хаустова А. И. Особенности профессиональных компетенций молодых педагогов // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 212-213. URL: https://moluch.ru/archive/151/42759/
Álvarez-Vanegas A., Rieckmann M., Lopera Pérez M. et al. Teaching with A Rounder Sense of Purpose: a survey study on education for sustainable development competences in Latin America // Frontiers in Education. 2024. Vol. 8. https://doi.org/10.3389/feduc.2023.1205478
Blašková M., Blaško R., Kucharþíková A. Competences and Competence Model of University Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. P. 457-467. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.407
Blašková M., Blaško R. et al. Key Personality Competences of University Teacher: Comparison of Requirements Defined by Teachers and/Versus Defined by Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 114. P. 466-475. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.731
Crawford, E. O., Higgins, H. J., & Hilburn, J. Using a global competence model in an instructional design course before social studies methods: A developmental approach to global teacher education // The Journal of Social Studies Research, 2020. Vol. 44(4). P. 367-381. https://doi.org/10.1016/j.jssr.2020.04.002
Gümüş A. Twenty-First-Century Teacher Competencies and Trends in Teacher Training. In: Alpaydın, Y., Demirli, C. (eds) Educational Theory in the 21st Century. Maarif Global Education Series. Palgrave Macmillan, Singapore, 2022. https://doi.org/10.1007/978-981-16-9640-4_11
Mansilla V. B., Jackson A. Educating for Global Competence: Preparing Our Youth to Engage the World. Ed. E. Omerso, Council of Chief State School Officers, 2011. 120 p. https://asiasociety.org/files/book-globalcompetence.pdf
Mocinic S., Lazaric L., Gortan-Carlin I. Competencies of university techers and changes for working in the knowledge society // Interdisciplinary description of complex systems. 2022. Vol. 20(4). P. 429-453. https://doi.org/10.7906/indecs.20.4.9
Pozarnik B. M., Lavric A. Fostering the Quality of Teaching and Learning by Developing the “Neglected Half” of University Teachers’ Competencies // C-E-P-S Journal. 2015. Vol. 5, No. 2. P. 73-93. https://doi.org/10.25656/01:10997
Rapanta Ch., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity // Postdigital Science and Education. 2020. No. 2. P. 923-945. https://doi.org/10.1007/ s42438-020-00155-y
Semradova I., Hubackova S. Responsibilities and Competences of a University Teacher // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014. Vol. 159. P. 437-441. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.403
Sudarmo M. Teacher’s leadership competency in managing online instruction during the pandemic disruption in Indonesia // Nidhomul Haq: Jurnal Manajemen Pendidikan Islam. 2020. Vol. 5. No. 3. https://e-journal.uac.ac.id/index.php/nidhomulhaq/article/view/1018
The UK Professional Standards Framework for Teaching and Supporting Learning in Higher Education 2023, iss. by Higher Education Academy. 2023. https://advance-he.ac.uk/knowledge-hub/professional-standards-framework-teaching-and-supporting-learning-higher-education-0
Tomczyk L. Digital competence among pre-service teachers: а global perspective on curriculum change as viewed by experts from 33 countries // Evaluation and Program Planning. 2024. Vol. 105, 102449. https://doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2024.102449
Wardoyo C., Firmansyah R., Sunaryanto, Maruf Nuris D.M., Galih Satriyo Wicaksono M. Contribution of Teacher Competence (Pedagogy and Personality) in Teaching Practice during the Covid-19 Pandemic and 4.0 Era // Technium. Social Sciences Journal. Technium Science. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 66–78. URL: https://techniumscience.com/index.php/socialsciences/article/view/1795
References
Bayagantayev G. G., Ivanova A. V. Development of professional competencies of young teachers in a rural school in the context of continuous education. Pedagogicheskiy Zhurnal [Pedagogical Journal]. 2022, vol. 12, no. 3A, pp. 704-711. https://doi.org/10.34670/AR.2022.57.98.099
Dulzon A. A., Vasilyeva O. M. Model of university teacher competences. Universitetskoye Upravleniye: Praktika i Analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2009, no. 2, pp. 29-37. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/742/743
Zimnyaya I.A. Key competencies – a new paradigm of educational results. Eksperiment i Innovatsii v Shkole [Experiment and Innovations at School]. 2009, no. 2, pp. 7-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya
Ilyina N., Loginova N. Exploring the Development of Psychological and Pedagogical Competence in Young Teachers. Voprosy Obrazovaniya [Educational Studies], 2019, no. 4, pp. 202-230. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-202-230.
Isaeva T. E. Competencies and “electronic” pedagogical culture of a higher education teacher in the post-pandemic world. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 2021, no. 6, pp. 80-96. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96
Kozhukhova N.V., Serpukhova E.P., Veselova Yu.V., Kozhukhova D.A. Competencies of the "future" in the context of the digital economy. Ekonomika, Predprinimatel'stvo i Pravo [Economy, Entrepreneurship and Law]. 2021, no. 7. pp. 1875-1882. https://doi.org/10.18334/epp.11.7.112993
Kuklina L. V., Mineeva L. Yu. The formation of personal and professional competence of young teachers in the higher education system. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. 2018, no. 2 (30), pp. 82-89. URL: https://www.prof-obr42.ru/Archives/2(30)2018.pdf
Nagimova N.I., Bagautdinov R.R., Fakhretdinova M.A. Development of softskills-competencies of a young teacher of a professional educational organization: role and value in professional activity. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2020, no 2, pp. 80-80. https://doi.org/10.17513/spno.29759
On approval of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education". Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015б no. 608n. https://base.garant.ru/71202838/ (expired in 2019)
Rules for organizing mentoring and requirements for teachers providing mentoring: order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated 04.24.2020 No. 160: [registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on April 25, 2020, no. 20486]. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V200002048613
Professions of the future that teenagers should take a closer look at. 30.10.2019. HH. https://zernograd.hh.ru/article/25673
Khaustova, A. I. Features of professional competencies of young teachers. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2017, no. 17 (151), pp. 212-213. URL: https://moluch.ru/archive/151/42759/
Álvarez-Vanegas A., Rieckmann M., Lopera Pérez M. et al. Teaching with A Rounder Sense of Purpose: a survey study on education for sustainable development competences in Latin America. Frontiers in Education, 2024, vol. 8. https://doi.org/10.3389/feduc.2023.1205478
Blašková M., Blaško R., Kucharþíková A. Competences and Competence Model of University Teachers. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 159, pp. 457-467. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.407
Blašková M., Blaško R. et al. Key Personality Competences of University Teacher: Comparison of Requirements Defined by Teachers and/Versus Defined by Students. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014, vol. 114, pp. 466-475. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.731
Crawford E. O., Higgins H. J., Hilburn J. Using a global competence model in an instructional design course before social studies methods: A developmental approach to global teacher education. The Journal of Social Studies Research, 2020, vol. 44, no. 4, pp. 367-381. https://doi.org/10.1016/j.jssr.2020.04.002
Gümüş A. Twenty-First-Century Teacher Competencies and Trends in Teacher Training. In: Alpaydın, Y., Demirli, C. (eds) Educational Theory in the 21st Century. Maarif Global Education Series. Palgrave Macmillan, Singapore, 2022. https://doi.org/10.1007/978-981-16-9640-4_11
Mansilla V. B., Jackson A. Educating for Global Competence: Preparing Our Youth to Engage the World. Ed. E. Omerso, Council of Chief State School Officers, 2011, 120 p. https://asiasociety.org/files/book-globalcompetence.pdf
Mocinic S., Lazaric L., Gortan-Carlin I. Competencies of university techers and changes for working in the knowledge society. Interdisciplinary description of complex systems, 2022, 20(4), pp. 429-453. https://doi.org/10.7906/indecs.20.4.9
Pozarnik B. M., Lavric A. Fostering the Quality of Teaching and Learning by Developing the “Neglected Half” of University Teachers’ Competencies. C-E-P-S Journal, 2015, vol. 5, no. 2, pp. 73-93. https://doi.org/10.25656/01:10997
Rapanta Ch., Botturi L., Goodyear P., Guàrdia L., Koole M. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity. Postdigital Science and Education, 2020, no. 2, pp. 923-945. https://doi.org/10.1007/ s42438-020-00155-y
Semradova I., Hubackova S. Responsibilities and Competences of a University Teacher. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 159, pp. 437-441. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.403
Sudarmo M. Teacher’s leadership competency in managing online instruction during the pandemic disruption in Indonesia. Nidhomul Haq: Jurnal Manajemen Pendidikan Islam. 2020, vol. 5, no. 3. https://e-journal.uac.ac.id/index.php/nidhomulhaq/article/view/1018
The UK Professional Standards Framework for Teaching and Supporting Learning in Higher Education 2023, iss. by Higher Education Academy. 2023. https://advance-he.ac.uk/knowledge-hub/professional-standards-framework-teaching-and-supporting-learning-higher-education-0
Tomczyk L. Digital competence among pre-service teachers: A global perspective on curriculum change as viewed by experts from 33 countries. Evaluation and Program Planning, 2024, vol. 105, 102449. https://doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2024.102449
Wardoyo C., Firmansyah R., Sunaryanto, Maruf Nuris D.M., Galih Satriyo Wicaksono M. Contribution of Teacher Competence (Pedagogy and Personality) in Teaching Practice during the Covid-19 Pandemic and 4.0 Era. Technium. Social Sciences Journal. Technium Science. 2020, vol. 14, no. 1, pp. 66–78. URL: https://techniumscience.com/index.php/socialsciences/article/view/1795
Просмотров аннотации: 31 Загрузок PDF: 6
Copyright (c) 2024 Li RuiTing, Tatiana E. Isaeva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.