ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ

  • Marina V. Romanova ФГБОУ ВО «Пензенский Государственный Университет» http://orcid.org/0000-0002-3481-0728
  • Alyona V. Frolkina ГАПОУ ПО ПКАС «Пензенский колледж архитектуры и строительства» http://orcid.org/0000-0003-1626-0379
Ключевые слова: моббинг, буллинг, школьный буллинг, учащиеся сельских школ, учащиеся городских школ

Аннотация

Цель. Статья посвящена наиболее актуальной теме в современной психологии. Целью работы является изучение особенностей проявления школьного буллинга у подростков.

Методология и методы работы. В качестве методологической основы исследования выступают работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрываются понятие «буллинг». Основным методом исследования является тестирование.

Результаты. Статья включает в себя теоретический анализ изучаемого феномена. Обозначены результаты исследования проявления буллинга у подростков из сельских и городских школ. Эмпирически доказаны различия в проявлении школьного буллинга подростками из различных исследуемых групп.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе городских и сельских школ, а также в рамках профилактических и психокоррекционных работ с подростками, склонных к проявлению буллинга.

Биографии авторов

Marina V. Romanova, ФГБОУ ВО «Пензенский Государственный Университет»

доцент кафедры «Общая психология», кандидат психологических наук

Alyona V. Frolkina, ГАПОУ ПО ПКАС «Пензенский колледж архитектуры и строительства»

педагог-психолог

Литература

Bobrovnikova N.S. Profilaktika bullinga v obrazovatel’noy srede [Prevention of bullying in the educational environment]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 12, pp. 759-761.

Bozhovich L.I. Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg: Piter, 2009, 100 p. http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,0;fs,0/

Bochaver A. Oprosnik riska bullinga–elektronnyy nauchnyy zhurnal [Questionnaire of bullying risk-electronic scientific journal]. Voprosy psikhologii, 2015, no. 3, pp. 146-157. https://publications.hse.ru/articles/174328729 (accessed 05.05.2020)

Volkova E.H. Sistema zashchity detey i podrostkov ot nasiliya i zhestokogo obrashcheniya [The system of protection of children and adolescents from violence and abuse]. Sotsial’naya pedagogika, 2007, no. 4, pp. 77-79. https://mybook.ru/author/kollektiv-avtorov/zashita-detej-ot-zhestokogo-obrasheniya/read/

Volkova E. N. Otsenka rasprostranennosti nasiliya v obrazovatel’noy srede shkoly [Assessment of the prevalence of violence in the educational environment of the school]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2013, no. 6, pp. 19-27. https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n6/66557.shtml

Volkova I. V. Kharakteristiki podrostkovogo bullinga i ego opredelenie [Characteristics of adolescent bullying and its definition]. Bulletin of Minin University [Vestn. Mininskogoun-ta]. 2016. No. 2 (15). p. 26. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/211/212

Volkov V. S., Volkova N. V.; ed. Volkova V. S. Vozrastnaya psikhologiya. V 2 ch. Ch. 1: Ot rozhdeniya do postupleniya v shkolu: ucheb.posobie dlya vuzov [Age psychology. At 2 h. h. 1: From birth to admission to school: studies.handbook for universities]. M.: Vlados, 2010, 366 p. http://library.kpi.kharkov.ua/files/new_postupleniya/volkovvozrpsih1.pdf

Vygotsky L.S. Pedologiya podrostka [Pedology of the teenager]. Collected works: In 6 vols. M., 1984, vol. 4, 280 p. http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/go,4;fs,1/

Glazman O. L. Psikhologicheskie osobennosti uchastnikov bullinga [Psychological features of bullying participants]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Herzen [Bulletin of the Russian State Pedagogical University], 2009, no. 105, pp. 159-165.

Dakhin A. N. Bulling v shkole i ne tol’ko [Bulling in school and not only]. Siberian Pedagogical Journal [Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal], 2015, no. 6, pp. 208-214. http://sp-journal.ru/article/1933

Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Romanova, M., & Frolkina, A. (2021). ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(3), 63-73. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-3-63-73
Раздел
Психологические исследования