ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ В ДЕТАЛЯХ ОБОРУДОВАНИЯ

  • Grigory I. Sverdlik Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) http://orcid.org/0000-0002-3033-7232
  • Anzhela Y. Ataeva Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) http://orcid.org/0000-0001-7409-9603
Ключевые слова: преподавание, методика, контроль освоения дисциплины, исследование, напряженное состояние, тензоэффект, тензодатчик, месдоза, напряжение, деформация

Аннотация

Аннотация. В технических вузах преподаются дисциплины, связанные с исследованиями оборудования, в которых имеется раздел об исследованиях напряженного состояния в деталях машин. Задачей статьи является изложение методики преподавания одного из разделов дисциплины «Исследование металлургических машин и оборудования» в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте (государственном технологическом университете).

Цель. Обмен опытом преподавания дисциплины «Исследование металлургических машин и оборудования», одним из разделов которой является «Методы исследования напряженного состояния в деталях оборудования».

Актуальность работы состоит в полезности обмена опытом, анализе работ по преподаванию технических дисциплин, возможности распространения приведенного опыта на преподавание других технических дисциплин и получения отзывов на методику преподавания с целью совершенствования процесса преподавания.

Методика проведения работы. Обобщение опыта преподавания вышеуказанной дисциплины, состоящее в раскрытии содержания этапов:

1. Теоретическое изучение методов определения напряжений и деформаций: метода хрупких тензочувствительных покрытий, поляризационно-оптического метода, метода определения напряжений и деформаций по измерениям в отдельных точках с применением тензодатчиков. 2. Изучение тензометрических методов в лабораторных условиях с изучением конструкций тензодатчиков и месдоз на примере их применения для измерения усилия на валки прокатного стана при прокатке. Кроме того рассмотрен пример применения тензодатчиков для определения крутящего момента на шпинделе лабораторного прокатного стана и приведены темы лабораторных работ. При описании лабораторных работ освещены методики их выполнения 3. Методы контроля усвоения студентами полученной информации и критерии оценки выполненных лабораторных работ.

Обсуждение результатов. Сделан вывод, что преподавание методов исследования напряженного состояния в деталях оборудования направлено на получение студентами знаний о данных методах и освоение умения пользоваться аппаратурой для исследований. При этом происходит закрепление знаний, полученных при изучении дисциплин «Физика», «Сопротивление материалов», «Электротехника» об эффектах, лежащих в основе методологии исследований.

Заключение. Рассмотренный опыт может быть полезен при преподавании дисциплин вида «Исследование металлургических машин и оборудования», а также других технических дисциплин, в которых изучается материал по исследованию напряженного состояния в деталях оборудования. Результативность обучения студентов по рассматриваемой дисциплине состоит в приобретении возможности использования студентами полученных знаний и умений в производственной деятельности по конструированию и эксплуатации металлургических машин и оборудования.

 

Биографии авторов

Grigory I. Sverdlik, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

профессор кафедры «Технологические машины и оборудование», доктор технических наук

Anzhela Y. Ataeva, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)

доцент кафедры «Технологические машины и оборудование», кандидат технических наук

Литература

1. Potemkin A. N., Vikulov A. S., Krupnova A.V. Features of teaching special technical disciplines in the conditions of modern higher professional education [Features of teaching special technical disciplines in the conditions of modern higher professional education]. Scientific and methodological electronic journal “Concept”. 2014. Vol. 20. pp. 2876-2880.

2. Gusev A. F. Methods of teaching technical disciplines in higher educational institutions [Methods of teaching technical disciplines in higher educational institutions]. Materials of the X International Student Scientific Conference “Student Scientific Forum”. https://scienceforum.ru/2018/article/2018002146”>https://scienceforum.ru/2018/article/2018002146.

3. Ishbaev I. S. Problems of teaching technical disciplines in higher educational institutions and features of working with students [Problems of teaching technical disciplines in higher educational institutions and peculiarities of working with students]. Materials of the IX International Student Scientific Conference “Student Scientific Forum”. https://scienceforum.ru/2017/article/2017031725”>https://scienceforum.ru/2017/article/2017031725.

4. Adyrbekova G. M., Ponomarenko E. V., Zhurkhabayeva L. A., Karpekova K. S., Musayeva A. A. Training of students of technical specialties in higher school: a research approach [Teaching Technical Students in Graduate School: A Research Approach]. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 4-4. pp. 804-807. https://s.applied-research.ru/pdf/2016/4-4/9080.pdf

5. Usmanov B. Sh., Zhuraeva G. Kh., Yadgarova A. A. Innovative teaching methods in teaching technical disciplines [Innovative teaching methods in teaching technical disciplines]. Technique. technologies. Engineering. 2017. № 2 (4). Pp. 10-13.

6. Zaripov R. N., Zaripova I. R. Forms and methods of teaching in a modern technical university [Forms and methods of teaching in a modern technical university]. Bulletin of the Kazan Technological University. 2011. No. 23. pp. 304-313.

7. Erokhin M. N., Shabanov N. I., Seryogin A. A., Zabrodin V. P., Portakov A. B. Machine parts: laboratory workshop [Machine parts: laboratory workshop]. Moscow: FGOUVPO MGAU. 2003. 173 p.

8. Zabrodin V. P., Portakov A. B., Butenko A. F. Technical mechanics for students of the faculty of SPO: laboratory workshop [Technical Mechanics for Students of the Faculty of SVE: Laboratory Workshop]. Zernograd: Azov-Black Sea Engineering Institute of the Don State Agrarian University. 2016. 90 p.

9. Meheda V. A. Tensometric method for measuring deformations: a textbook [Strain gauge method for measuring deformations: a tutorial]. Samara: Publishing house of the Samara State Aerospace. un-ta, 2011. 56 p. https://www.studmed.ru/meheda-v-a-tenzometricheskiy-metod-izmereniya-deformaciy_1cb3f423e97.html

10. Serestnov A. N., Shashurin A. K. Methods and means of measurement in a strength experiment [Methods and measuring instruments in a strength experiment]. Moscow: Publishing house of MAI. 1990. 200 p.

11. Experimental mechanics [Experimental Mechanics]: trans. from English; edited by A. Kobayashi. M.: Mir, 1990. 552 p.

12. A. Baldi. Full field methods and residual stress analysis in orthotropic material. II: Nonlinear approach. International Journal of Solids and Structures. 44(2007). 8244-8258.

13. Roliński Z.: Tensometria oporowa. Podstawy teoretyczne i przykłady zastosowań. Warszawa. WNT. 1981. 370 s.

14. Rossini N.S., Dassisti M., Benyounis K.Y. Methods of measuring residual stresses in components. Materials and Design. 35(2012) 572-588 s.

15. Styburski W. Przetworniki Tensometryczne. Warszawa. WNT. 1971.86 s.
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Sverdlik, G., & Ataeva, A. (2021). ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ В ДЕТАЛЯХ ОБОРУДОВАНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(3), 48-62. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-3-48-62
Раздел
Педагогические исследования