ТЕНДЕНЦИИ И РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Elena V. Balganova Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС
Ключевые слова: риски, цифровые технологии (ЦТ), цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, цифровизация образовательного процесса, цифровизация образования, цифровые образовательные ресурсы

Аннотация

Введение. В статье ставится проблема наличия скрытых негативных тенденций в ходе перехода к цифровому высшему и профессиональному образованию и влияние данных тенденций на участников образовательного процесса. Любой инновационный процесс, в том числе и образовательный, обязательно сопровождают определённые риски, которые необходимо учитывать при планировании мероприятий, особенно таких важных как цифровизация образования. Степень их влияния на возможность достижения поставленных целей может быть критичной. Мы постарались рассмотреть в статье основные риски, наиболее типичные как для органов государственной власти, так и для образовательных организаций.

Методология и методика исследования. В основе анализа последних событий, связанных с цифровизацией отечественного образования и взглядов научного сообщества на происходящие в этой области процессы нами использовались институциональный и синергетический подходы, а также метод педагогического прогнозирования. Данное исследование направлено на выявление, определение и описание возможных рисков цифровизации высшего и профессионального образования. Автор обращается к теме важности учёта данных рисков при подготовке и в ходе проведения мероприятий по цифровизации образовательного процесса.

Результаты исследования. В рамках рассмотрения отдельных тенденций цифровизации высшего и профессионального образования в нашей стране автором определены и описаны возможные риски, при игнорировании которых на этапе подготовки мероприятий, с большой долей вероятности, могут быть запущены негативные процессы, нивелирующие результаты образовательных реформ. Автор обращает внимание на обеспокоенность, высказываемую научно-педагогическим сообществом, вследствие отсутствия всесторонних исследований последствий цифровых новаций, внедряемых государством, образовательными и коммерческими организациями в сфере образования. В работе определяются основные подходы к организации деятельности по предупреждению и снижению последствий указанных рисков.

Заключение. Представленное исследование возможных негативных тенденций в процессе цифровизации образовательного процесса отмечает крайнюю важность научного подхода к проведению мероприятий в рамках цифровой реформы образования, а также напоминает о необходимости проявления активной позиции научно-педагогическим сообществом в рамках нивелирования вероятных рисков, сопутствующих данному процессу.

Область применения результатов: система высшего и профессионального образования.

Биография автора

Elena V. Balganova, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

доцент, канд. пед. наук

Литература

Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 – 2030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 [On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030: Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203]. Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2017, № 20, Ar.2901. http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

Sovremennaya cifrovaya obrazovatel’naya sreda: postanovlenie Pravitel’stva Ros. Federacii ot 16 noyabrya 2020 g. № 1836 [Modern digital educational environment: Resolution of the Government of the Russian Federation. Federation of November 16, 2020 No. 1836]. Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2020, № 47, Ar. 7538. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74822854/

Provedenii eksperimenta po vnedreniyu cifrovoj obrazovatel’noj sredy: postanovlenie Pravitel’stva Ros. Federacii ot 7 dekabrya 2020 g. № 2040 [On conducting an experiment on the implementation of a digital educational environment: Resolution of the Government of the Russian Federation. Federation of December 7. 2020. No. 2040]. Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2020, № 50 (V), ar. 8240. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012090002

Ob utverzhdenii Poryadka otbora sub”ektov Rossijskoj Federacii, na territorii kotoryh provoditsya eksperiment po vnedreniyu cifrovoj obrazovatel’noj sredy [On approval of the Procedure for the selection of constituent entities of the Russian Federation, on the territory of which an experiment is being carried out to introduce a digital educational environment]. http://www.pravo.gov.ru (accessed 02.06.2021).

Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Y., Sergeev I.S. Proekt didakticheskoj koncepcii cifrovogo professional’nogo obrazovaniya i obucheniya [Draft didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow, 2019, 71 p.

Bilenko P. N., Blinov V. I., Dulinov M. V., Esenina E. Y, Kondakov A. M., Sergeev I. S. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional’nogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital vocational education and training]. Moscow, 2020, 98 p.

Glushko D.E., Romanova O.A., Belova E.A. Cifrovizaciya srednego professional’nogo obrazovaniya v Evrope: kompetencii prepodavatelej i praktika primeneniya novyh tekhnologij [Digitalization of secondary vocational education in Europe: the competence of teachers and the practice of applying new technologies]. Monitoring ekonomiki obrazovaniya, 2021, no. 9, pp. 2-9. https://www.hse.ru/data/2021/02/28/1395778075/release_9_2021.pdf

Shvabauer A.V., Shadaev M.I. Rasshirennoe zasedanie Komiteta po informacionnoj politike, informacionnym tekhnologiyam i svyazi [Expanded meeting of the Committee on Information Policy, Information Technology and Communications]. https://youtu.be/q2yhH9nQCsA (accessed 30.05.2021).

Uvarov A.Y. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the digital world: Towards Digital Transformation]. Moscow: Izd. dom GU-VSHE, 2018, 168 p.

Ahmetzhanova G.V., Yurev A.V. Cifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education]. Baltic Humanitarian Journal, 2018, vol. 7, no. 3 (24), pp. 334-336. https://bg-mag.ru/wp-content/uploads/2021/01/BGZ-2018-324.pdf

Uvarov A. Y.U., Gejbl E., Dvoreckaya I. V. [et al.]; ed A. YU. Uvarova, I D. Frumina Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya [Difficulties and perspectives of digital transformation of education]. Moscow: Idatel’skij dom Vysshej shk. Ekonomiki, 2019, 342 p.

Kovalev D.S. Cifrovaya transformaciya sistemy professional’nogo obrazovaniya: mify i real’nost’ [Digital transformation of the vocational education system: myths and reality]. Pedagogicheskie nauki. Vestnik RMAT, 2019, no. 4, 71 p. http://www.rmat.ru/wyswyg/file/about/vestnik/2019/2019_4.pdf

Afanaseva G.A., Zyablov A.A. Razvitie obrazovatel’nogo processa v novoj cifrovoj srede [Development of the educational process in a new digital environment]. Ecology of urbanized areas, 2018, no. 2, pp. 105-106.

Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Balganova, E. (2021). ТЕНДЕНЦИИ И РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(3), 19-31. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-3-19-31
Раздел
Педагогические исследования