РОЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Maria A. Isaikina Saratov State University http://orcid.org/0000-0001-6127-4978
  • Natalia G. Nedogreeva Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского http://orcid.org/0000-0003-1445-5252
  • Aleksandr S. Pokotilo МОУ «СОШ п. Дубки»; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского http://orcid.org/0000-0002-3828-0824
Ключевые слова: метапредметные результаты, профессиональное самосознание обучающихся, сквозные образовательные результаты, универсальные компетенции

Аннотация

Статья раскрывает понятие метапредметных образовательных результатов, тесно взаимосвязанных с формированием у обучающихся универсальных навыков, которыми должен обладать востребованный специалист в современном обществе.

Целью статьи является выявить влияние метапредметных результатов на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, а также установить взаимосвязь сформированных компетенций с развитием профессионального самосознания обучающихся.

Материалы и методы составляют теоретическое исследование понятий, обсуждаемых в работе, анализ литературы, методы обобщения и систематизации.

Результаты. Метапредметные результаты рассматриваются как сквозные образовательные результаты, связанные с формированием универсальных компетенций, корректирующих с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Акцент сделан на развитие универсальных компетенций – познавательной, информационной, коммуникативной и регулятивной, последняя рассматривается как показатель направления развития профессионального самосознания обучающихся. Отмечена роль педагога при формировании компетенций и метапредметных образовательных результатов, необходимых для роста профессионального самосознания обучающихся.

Выводы. Образовательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы при развитии навыков и умений обучающихся использовались наиболее мотивирующие средства обучения. Формирование компетенций должно усовершенствовать метапредметные образовательные результаты необходимые для формирования и роста профессионального самосознаний обучающихся.

Биографии авторов

Maria A. Isaikina, Saratov State University

доцент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук, доцент

Natalia G. Nedogreeva, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

доцент кафедры физики и методико-информационных технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Aleksandr S. Pokotilo, МОУ «СОШ п. Дубки»; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

учитель физики; магистрант

Литература

Vorontsov A.B., El’konin B.D. Postroenie shkol’noy sistemy otsenki kak elementa obshcherossiyskoy sistemy otsenki rezul’tatov i kachestva obshchego obrazovaniya [Building a school assessment system as an element of the all-Russian system for assessing the results and quality of comprehensive education]. http://www.tverobr.ru/data/docs/171116_1.pdf (accessed 17.05.2021).

Gromyko N.V. Mysledeyatel’nostnaya pedagogika v novom soderzhanii obrazovaniya. Metapredmety kak sredstvo formirovaniya refleksivnogo myshleniya u shkol’nikov [Mind-activity pedagogy in the new content of education. Metasubjects as a means of forming reflexive thinking in schoolchildren]. https://libr.link/didaktika_1521/gromyiko-myisledeyatelnostnaya-pedagogika-93571.html (accessed 17.05.2021).

Gromyko Yu.V. Mysledeyatel’nostnaya pedagogika (teoreticheskie rukovodstvo po osvoeniyu vysshikh obraztsov pedagogicheskogo iskusstva) [Thought-activity pedagogy (theoretical guide to mastering the highest examples of pedagogical art)]. Minsk: Tekhnoprint, 2000. http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:72398/Source:default# (accessed 17.05.2021).

Mashin’yan A.A., Kochergina N.V. Napravleniya sovershenstvovaniya federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya [Directions for improving the federal state educational standard of secondary general education]. Perspektivy nauki i obrazovanija [Perspectives of science and education], 2019, no. 3 (39), pp. 44-54. https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.4

Metapredmetnye obrazovatel’nye umeniya [Metasubject educational skills]. Elektronnaya gazeta «Vesti obrazovaniya» [Education news]. https://eurekanext.livejournal.com/188095.html (accessed 17.05.2021).

Mushtavinskaya I.V. Sistema formirovaniya i otsenki metapredmetnykh rezul’tatov [The system for the formation and assessment of metasubject results]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher training education]. 2019, no. 63-1, pp. 208-211.

Nedogreeva N.G., Kozlova I.S. O metapredmetnoy kompetentsii uchashchikhsya v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya [About metasubject competence of students in the conditions of modern education]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [The Tolyatti State University science vector]. 2014. no 4(30). pp. 259-262.

Federal’nye gosudarstvennye obrazovatel’nye standarty [Federal state educational standards]. https://fgos.ru (accessed 15.05.2021).

Khutorskoy A.V. Metapredmetnoe soderzhanie obrazovaniya s pozitsii chelovekosoobraznosti [Metasubject content of education from the perspective of human conformity]. https://khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm (accessed 17.05.2021).

Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Isaikina, M., Nedogreeva, N., & Pokotilo, A. (2021). РОЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(3), 7-18. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-3-7-18
Раздел
Педагогические исследования