ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ (ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ)

  • Petr Y. Naumov ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации» https://orcid.org/0000-0002-2875-2322
  • Andrey A. Utyuganov ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» https://orcid.org/0009-0006-5527-6794
Ключевые слова: психологическое знание, интеллигентность, постнеклассическая наука, интеллигенция, научная рациональность, субъектность, ценностные ориентации, поведение, потребности, системный подход, трансляция знаний, концептуализация

Аннотация

Введение. Интеллигентность как сложное комплексное явление и психическое свойство личности изучается в социально-гуманитарном дискурсе в различных интерпретациях. Вопросам сущности, структуры, функциональных и деятельностных характеристик интеллигентности посвящены работы философов, политологов, социологов, культурологов, психологов, педагогов и представителей других наук. Междисциплинарность и системная сложность феномена интеллигентности ставит вопрос соотношения и сопряжения данного понятия с достигнутым уровнем развития психологического знания в рамках современной научной рациональности. Раскрытие психологических свойств интеллигентности позволяет объективно познать ее социальную, личностную и субъектную природу.

Материалы и методы. Соотнесение и интеграция знаний об интеллигентности как субъектном качестве и качестве личности проявляется в сопряжении современной психологической научной рациональности. Исследование психологических знаний об интеллигентности производится через последовательное и комплексное применение аксиологического, деятельностного, системного, субъектного подходов и современных концепций в философии науки. Для рассмотрения и построения объективной картины психологических знаний об интеллигентности в современной научной рациональности применены системный и аналитический метод, синтетическое и аналоговое исследования, дедуктивный метод и метод концептуализации, абстрагирование и обобщение.

Результаты исследования. Познание психологических характеристик и особенностей функционирования интеллигентности как динамического, эмоционально-интеллектуального и ценностного явления с позиций постнеклассической научной рациональности позволяет рассматривать ее как сложную саморазвивающуюся систему, присущую определенным социальным субъектам и являющуюся продуктом развития культуры.

Обсуждения и заключения. Современное развитие психологического знания свидетельствует о том, что сегодня психологией рассматриваются различные явления и сложные психосоциальные системы. Что касается феномена интеллигентности, то ее характеристиками, с позиций постнеклассической научной рациональности, являются интеллектуальность, динамичность, коммуникативность, субъектность, деятельностные и ценностно-смысловые свойства и качества, которые взаимодействуют и реализуются в сложной социальной среде, функционируя в своей системной совокупности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Petr Y. Naumov, ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации»

кандидат педагогических наук, помощник начальника госпиталя по правовой работе – начальник отделения правового обеспечения

Andrey A. Utyuganov, ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры тактики и служебно-боевого применения

Литература

Список литературы

Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5–18.

Абульханова К.А. Социально-философская и психологическая проблема субъекта // Мир психологии. 2013. № 2 (74). С. 262–275.

Автономова Н.С. Современные методологические стратегии: интерпретация, конвенция, перевод: коллективная монография /

Н.С. Автономова, Ф.Е. Ажимов, С.А. Демидова [и др.]. М.: РОССПЭН, 2014. 526 с.

Ананьев Б.Г. Труды по психологии (избранное). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 546 с.

Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Человек и образование. 2008. № 1 (14). С. 45–53.

Андреев В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. Москва: Народное образование, 1994. 64 с.

Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. Москва, «Наука», 1980. 196 с.

Асмолов А.Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности / А.Г. Асмолов, В.А. Петровский // Вопросы психологии. 1978. № 1. С. 70–80.

Баева Л.В. Ценностная парадигма высокотехнологичного общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 1 (13). С. 51–58.

Баева Л.В. Ценности как экзистенциальный выбор // Ценности и смыслы. 2011. № 6 (14). С. 108–114.

Бальчугов С.Г., Наумов П.Ю. Научные традиции и компетентностный подход в образовании: проблема совместимости // В мире научных открытий. 2012. № 5 (29). С. 267–279.

Беляев В.А. Отечественная интеллигенция как объект и субъект политики. Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. 420 с.

Боббио Н. Свобода и власть. Публикация и перевод А.В. Никандрова // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 48–56.

Большунова Н.Я. Поступок как социокультурное явление // Философия образования. 2006. № 1 (15). С. 275–280.

Боровских А.В. Деятельностная педагогика и педагогическое образование // Педагогика. 2016. № 3. С. 114.

Брушлинский А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия Российской академии образования. 1999. № 1.С. 30–41.

Василюк Ф.Е. Методология психологии: проблемы и перспективы: Монография / Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков [и др.]. Москва, Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 528 с.

Выготский Л.С. Лекции по психологии развития // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 2. С. 5–22. https://doi.org/10.17759/chp.2021170201

Выготский Л.С. История развития высших психических функций / 1-е издание, Москва: Издательство Юрайт, 2019. 336 с.

Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: заметки о литературно-политических иллюзиях. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2009. 304 с.

Гусейнов А.А. В «координатах добра» // Вестник тюркского мира. 2017. № 1 (11). С. 22–26.

Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 16–26.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии / В.В. Давыдов. 2-е изд. Москва: Академия, 2008. 176 с.

Дробницкий О.Г. Моральная философия: избранные труды / Составитель Р.Г. Апресян. Москва: Гардарики, 2002. 525 с.

Зинченко В.П. Философско-гуманитарные истоки психологии действия // Вопросы философии. 2014. № 3. С. 73–84.

Зинченко В.П. Проблема личности в контексте культурно-исторического подхода: размышления психолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 3 (23). С. 32–42.

Зинченко В.П. Сергей Леонидович Рубинштейн: превратности судьбы ученого // Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 93–100.

Зинченко В.П. О методологической культуре психологов (от монизма к плюрализму) // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 59–68.

Зинченко В.П. Наследие Л.С. Выготского / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 13–23.

Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, № 2. С. 3–36.

Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 3–21.

Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, № 1. С. 207–231.

Зинченко В.П. Искусство как феномен культурно-исторического познания (из истории гуманитарной науки в России) / В.П. Зинченко, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 1. С. 11–35.

Зинченко Ю.П. Гуманитарное знание и образовательная среда XXI века: смена парадигм // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 11–22.

Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 42‒49.

Иванова С.В. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход / С.В. Иванова, О.Б. Иванов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1 (82). С. 7–29. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-82-7-29

Иванова С.В. Междисциплинарность и системный подход как методологические основы исследования образовательного пространства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 6 (88). С. 7–18. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-88-7-18

Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб., 2000. С. 130–133.

Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры: учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. М., 2018. 499 с.

Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

Келеман Л.А. Философия интеллигентности. Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2006. 227 с.

Кон И.С. Размышления об американской интеллигенции // Новый мир. 1968. № 1. С. 173–197.

Краузе А.А. Роль интеллигенции в формировании современного субъекта цифровой реальности // Интеллигенция и мир. 2021. № 3. С. 77–88. https://doi.org/10.46725/IW.2021.3.6

Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006. 416 с.

Лихачёв Д.С. О русской интеллигенции: Письмо в редакцию // Новый мир. 1993. № 2. С. 3–9.

Лекторский В.А. Познание, действие, реальность // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 5–23.

Лекторский В.А. Постнеклассическая наука и социокультурный контекст / В.А. Лекторский, В.И. Аршинов, В.Ю. Кузнецов, Б.И. Пружинин // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86, № 8. С. 745–753. https://doi.org/10.7868/S0869587316080077

Лекторский В.А. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 26–34.

Лекторский В.А. О теориях деятельности: диалог о том, чем они богаты и чего в них недостаёт (Беседа В.А. Лекторского и Л. Гараи /

В.А. Лекторский, Л. Гараи // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 25–37.

Лекторский В.А., Садовский В.Н. О принципах исследования систем // Вопросы философии. 1960. № 8. С. 67–79.

Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. Вопросы психологии, 1979. № 3, С. 11–15.

Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 4–36.

Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Издательство «Модэк», 2011. 424 с.

Луначарский А.В. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем: стенограмма лекции от 18 марта 1924 г. Москва: Новая Москва, 1924. 75 с.

Малинин В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1 (38). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2

Матюхина Н.С. Методологические подходы к определению понятия «интеллигенция» в педагогике // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 69–70. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-69-70

Меметов В.С. Интеллигенция и интеллектуалы – такие разные… и похожие: проблемы самоопределения и деятельности в ХХ – начале XXI века: Коллективная монография / В.С. Меметов, В.Л. Черноперов, А.В. Зобнин [и др.]. Иваново: Ивановский государственный университет, 2016. 200 с.

Меметов В.С. Теоретические основы формирования интеллигенции в образовательном пространстве Высшей школы / В.С. Меметов, Г.А. Будник // Экономика образования. 2014. № 3. С. 96–104.

Меметов В.С. О некоторых методологических подходах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии//Интеллигенция и мир. 2008. № 2. С. 7–25.

Наумова Т.В. Можно ли ныне считать российскую интеллигенцию особым социокультурным феноменом? // Философия и культура. 2018. № 6. С. 78‒89.

Наумов П.Ю., Новиков Н.С. Понятие ценности и формы ценностных систем // В мире научных открытий. 2015. № 9-4 (69). С. 1355–1360.

Наумов П.Ю., Новиков Н.С. Жизнь или смерть: ценностные константы и экзистенциальная миссия «Человека войны» // В мире научных открытий. 2015. № 9-4 (69). С. 1361–1375.

Наумов П.Ю. Психологическая природа интеллигентности офицера / П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 12.

Наумов П.Ю. Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2 (35). С. 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10

Наумов П.Ю. Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму / П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 6. С. 188–200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200

Наумов П.Ю. Психологические детерминанты функционирования интеллигентности будущего офицера / П.Ю. Наумов, Е.Е. Марухин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 2-1. С. 95–100. https://doi.org/10.34670/AR.2021.92.46.007

Наумов П.Ю. Стимулирование научно-исследовательской деятельности и предоставление академической свободы как условие развития интеллигентности будущих офицеров / П.Ю. Наумов, Ф.В. Повшедная // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 86–91. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-86-91

Наумов П.Ю. Психологические механизмы развития интеллигентности будущего офицера // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-18

Наумов П.Ю. Характеристика образовательной среды военной образовательной организации высшего образования и ее потенциал в развитии интеллигентности будущего офицера // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 6А. С. 112–120. https://doi.org/10.34670/AR.2023.13.12.012

Новиков А.М. Структура образовательной деятельности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С. 3–12.

Олейник О.Ю. О значении научного наследия В.С. Меметова // Интеллигенция и мир. 2021. № 1. С. 9–29. https://doi.org/10.46725/IW.2021.1.1

Пашенцев Д.А. Правопорядок в контексте современной постклассической методологии / Д.А. Пашенцев, Н.Н. Черногор // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 21–25.

Петровский А. Категориальный строй психологии сегодня / А. Петровский, В. Петровский // Развитие личности. 2014. № 2. С. 92–124.

Петровский В.А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 174–193.

Петровский В.А. Выразительные движения как условие переосмысления ценностей / В.А. Петровский, Б.А. Чукарин // Мир психологии. 2020. № 1 (101). С. 160–175.

Петровский В.А. Активность, деятельность, индивидуальность: между вчера и завтра (методологические заметки) // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 20–31.

Петровский В.А. Критерии ценности научного факта: опыт персонологической наукометрии / В.А. Петровский, А.И. Андреева // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 224–232.

Петровский, В.А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 14–38.

Попов А.В. Генезис древнерусской военной интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2010. № 1. С. 77–87.

Попов A.B. Гуманизм в системе ценностей военного интеллигента России XVIII – начала XX вв. // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Сер. Исторические науки. Волжские рубежи. 2006. № 6 (21). Т. 12. С. 14–21.

Попов A.B. К проблеме ценностного содержания понятия «военная интеллигенция» // Вестник поморского университета. 2008. № 4. С. 59–67.

Попов A.B. Офицерская честь в русской армии XVIII – начала XX вв. // Военно-исторический журнал. 2008. № 4. С. 77–79.

Пружинин Б.И. Наука как профессия и как феномен культуры // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 5–9. https://doi.org/10.31857/S004287440006023-0

Пружинин Б.И. Преемственность как культурно-исторический ориентир научного познания // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5, № 3. С. 4–15. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2019-5-3-0-1

Пружинин Б.И. Культурные смыслы образования и медиамир / Б.И. Пружинин, Т. Г. Щедрина // Вопросы философии. 2020. № 5. С. 98–102. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-98-102

Пружинин Б.И. Проблема типологизации научного познания в контексте культурно-исторической эпистемологии // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59, № 3. С. 81–97. https://doi.org/10.5840/eps202259343

Пружинин Б.И. Играем в бисер? О достоинстве идеи парадигмы / Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина // Вопросы философии. 2023. № 1. С. 84–93. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-84-93

Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии. 2001. №2. С. 44–56.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, Серия «Мастера психологии». 2015. 713 с.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 288 с.

Сайко Э.В. Психология как культурно-историческое явление // Мир психологии. 2016. № 4 (88). С. 3–13.

Сайко Э.В. Субъектность как всеобщее в единичном и субъект в реализации единства единичного и всеобщего в человеческом бытии // Мир психологии. 2015. № 3 (83). С. 3–13.

Савенков А.Н. Ценности Конституции РФ в изменяющемся мире // Государство и право. 2019. № 3. С. 5–16.

Сальников В.П. Институализация военного права как отрасли права в постнеклассической научной рациональности (рецензия на монографию «Военное право» в 3-х томах / В.П. Сальников, В.М. Большакова, С.И. Захарцев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 16. № 1. С. 251–256. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.1.251.261

Скворцов И.М. Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональной субъектности федеральных государственных служащих (на примере будущих офицеров) / И.М. Скворцов, В.М. Большакова, А.А. Дьячков, П.Ю. Наумов. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2023. 136 с.

Скибицкий Э.Г. Компоненты и структура модели личности исследователя / Э.Г. Скибицкий, Е.Г. Жарикова // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 7. С. 123–128.

Скибицкий Э.Г., Китова, Е.Т. Готовность личности к научной деятельности // Психология обучения. 2020. № 6. С. 100–105.

Смирнов, Д.В. Теоретические аспекты изучения профессиональной психологической пригодности / Д.В. Смирнов, П.Ю. Наумов, В.М. Большакова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, № 6-1. С. 77–84. https://doi.org/10.34670/AR.2021.68.71.008

Соколов А.В. Формула интеллигентности // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 57–67.

Стёпин В.С. Исторические типы научной рациональности: проблемы демаркации и преемственности // Философия, методология и история науки. 2015. № 1. С. 6–27. https://doi.org/10.17720/2413-3809.2015.t1.1.s01

Стёпин В.С. Проблема системности и преемственности в развитии философского знания // Философские науки. 2014. № 12.С. 7–19.

Стёпин В.С. О методологических подходах к анализу социального познания // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2014. № 3. С. 3–10.

Стёпин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012.№ 5. С. 18–25.

Стёпин В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4.С. 45–59.

Стёпин В.С. Методология саморазвивающихся систем в науке XXI столетия (к юбилею В.И. Вернадского) // Социология. 2014. № 3. С. 48–56.

Стёпин В.С. Историко-научные реконструкции: плюрализм и кумулятивная преемственность в развитии научного знания // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 5–14.

Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 107–109.

Суворова О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-5. С. 1178–1182.

Тепикин В.В. Кристаллизация интеллигенции: [сборник научно-популярных эссе и очерков]. Иваново: ИГУ, 2011. 129 с.

Теплов Б.М. Ум полководца // Вестник Академии военных наук. 2008. № 1 (22). С. 161–169.

Теплов Б.М. Ум полководца (продолжение) // Вестник Академии военных наук. 2008. № 2 (23). С. 167–174.

Теплов Б.М. Учение о типах высшей нервной деятельности и психология // Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 36–41.

Терехова Т.А. Образ современной российской интеллигенции: репрезентация самоидентификации / Т.А. Терехова, Е.Л. Трофимова, Н.В. Терехова // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 1. С. 141–156. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).141-156

Тихомиров Ю.А. Систематика в праве в условиях глобальной нестабильности // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 5. С. 5–18. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.048

Труфанов, А.А. Основы теории интеллигентности: [монография]: Казань: Новое знание, 2002. 271 с.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. Москва: Мысль, 1978. 272 с.

Утюганов А.А. Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике / А.А. Утюганов, М.С. Яницкий, А.В. Серый // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 1. С. 76–92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05

Холиков И.В., Большакова В.М., Наумов П.Ю., Зелепукин Р.В. Ценности и смыслы главного судебного акта XX века: аксиологические концепты книги А.Н. Савенкова «Нюрнберг: Приговор во имя Мира» (Материалы дискуссии) // Государство и право. 2022. № 10. С. 51–62. https://doi.org/10.31857/S102694520021788-7

Хабриева Т.Я. Интервью памяти академика В.С. Степина // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56, № 4. С. 155–164. https://doi.org/10.5840/eps201956473

Холиков И.В., Милованович А., Наумов П.Ю. Динамика функционирования международного права в условиях трансформации современного миропорядка: постнеклассический подход // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 11. С. 132–148. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.122

Хухорева А.В. Культура и ценности: методологические проблемы психологического исследования / А.В. Хухорева, В.П. Зинченко // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2011. № 2. С. 33–44.

Чукин С.Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке // Вопросы философии. 2009. № 5. С. 36–47.

Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль / Институт философии РАН, Российский университет Дружбы народов. Москва: Российский университет дружбы народов, 2006. 460 с.

Эльконин Д.Б. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 42–45.

Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Мир психологии. 2004. № 1 (37). С. 60–68.

Яницкий М.С. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд: монография / М.С. Яницкий, А.В. Серый,

М.С. Иванов [и др.]; Кемеровский государственный университет. Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2017. 202 с.

Яницкий М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий,

А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 175–186.

Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 1 (81). С. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206

References

Abulkhanova K.A. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2014, vol. 35, no. 2, pp. 5-18.

Abulkhanova K.A. Mir psikhologii, 2013, no. 2 (74), pp. 262-275.

Avtonomova N.S. Sovremennye metodologicheskie strategii: interpretatsiya, konventsiya, perevod [Modern methodological strategies: interpretation, convention, translation]: collective monograph / N.S. Avtonomova. N.S. Avtonomova, F.E. Azhimov, S.A. Demidova [et al]. M.: ROSSPEN, 2014, 526 p.

Ananyev B.G. Trudy po psikhologii (izbrannoe) [Works on psychology (selected)]. SPb.: Izd-vo St. Petersburg University, 2007, 546 p.

Ananyev B.G. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2008, no. 1 (14), pp. 45-53.

Andreev V.I. Prover’ sebya. Desyat’ testov otsenki intelligentnosti, konkurentosposobnosti i tvorcheskogo potentsiala lichnosti [Check yourself. Ten tests of assessment of intellectuality, competitiveness and creative potential of personality]. Moscow: Narodnoe Obrazovanie, 1994, 64 p.

Anokhin P.K. Uzlovye voprosy teorii funktsional’nykh system [Nodal questions of the theory of functional systems]. Moscow, “Nauka”, 1980, 196 p.

Asmolov A.G., Petrovsky V.A. Voprosy Psychologii, 1978, no. 1, pp. 70-80.

Baeva L.V. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’nye tekhnologii [Bulletin of Volgograd State University. Series 7: Philosophy. Sociology and social technologies], 2011, no. 1 (13), pp. 51-58.

Baeva L.V. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2011, no. 6 (14), pp. 108-114.

Balchugov S.G., Naumov P.Yu. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2012, no. 5 (29), pp. 267-279.

Belyaev V.A. Otechestvennaya intelligentsiya kak ob”ekt i sub”ekt politiki [Domestic intelligentsia as an object and subject of policy]. Kazan: Kazan State University, 2006, 420 p.

Bobbio N. Voprosy philosophii, 2013, no. 5, pp. 48-56.

Bolshunova N.Ya. Filosofiya obrazovaniya, 2006, no. 1 (15), pp. 275-280.

Borovskikh A.V. Pedagogika [Pedagogy], 2016, no. 3, p. 114.

Brushlinsky A.V. Izvestiya Rossiyskaya Akademiya Obrazovania, 1999, no. 1, pp. 30-41.

Vasilyuk F.E. Metodologiya psikhologii: problemy i perspektivy [Methodology of psychology: problems and prospects]: Monograph / F.E. Vasilyuk, V.P. Zinchenko, B.G. Mescheryakov [et al.]. Moscow, St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2012, 528 p.

Vygotsky L.S. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2021, vol. 17, no. 2, pp. 5-22. https://doi.org/10.17759/chp.2021170201

Vygotsky L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy [History of the development of higher mental functions]. Moscow: Yurait Publishing House, 2019, 336 p.

Gudkov L.D., Dubin B.V. Intelligentsiya: zametki o literaturno-politicheskikh illyuziyakh [Intellectuals: notes on literary and political illusions]. SPb.: Izd-vo I. Limbach, 2009, 304 p.

Huseynov A.A. Vestnik tyurkskogo mira [Bulletin of the Turkic World], 2017, no. 1 (11), pp. 22-26.

Huseynov A.A. Voprosy philosophii, 2014, no. 5, pp. 16-26.

Davydov V.V. Lektsii po obshchey psikhologii [Lectures on general psychology]. Moscow: Academy, 2008, 176 p.

Drobnitsky O.G. Moral’naya filosofiya: izbrannye Trudy [Moral philosophy: selected works] / Compiled by R.G. Apresyan. Moscow: Gardariki, 2002, 525 p.

Zinchenko V.P. Voprosy philosophii, 2014, no. 3, pp. 73-84.

Zinchenko V.P. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal’nem Vostoke [Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East], 2013, no. 3 (23), pp. 32-42.

Zinchenko V.P. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2013, no. 4, pp. 93-100.

Zinchenko V.P. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2012, no. 1, pp. 59-68.

Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2011, no. 40, pp. 13-23.

Zinchenko V.P. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2009, vol. 6, no. 2, pp. 3-36.

Zinchenko V.P. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2006, no. 4, pp. 3-21.

Zinchenko V.P. Metodologiya i istoriya psikhologii [Methodology and History of Psychology], 2006, vol. 1, no. 1, pp. 207-231.

Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Dom Burganova. Prostranstvo kul’tury [Burganov’s House. Space of Culture], 2010, no. 1, pp. 11-35.

Zinchenko Y.P. Vestnik Rossiyskogo fonda fundamental’nykh issledovaniy [Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research], 2019, no. 4 (104), pp. 11-22.

Zinchenko Y.P. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2011, no. 1 (5), pp. 42-49.

Ivanova S.V., Ivanov O.B. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2022, vol. 1, no. 1 (82), pp. 7-29. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-82-7-29

Ivanova S.V. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2022, vol. 1, no. 6 (88), pp. 7–18. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-88-7-18

Kagan M.S. Formirovanie rossiyskogo intelligenta v universitete [Formation of the Russian intellectual at the university]. SPb., 2000, pp. 130-133.

Kagan M.S. Grad Petrov v istorii russkoy kul’tury [Grad Petrov in the History of Russian Culture]: textbook. M., 2018, 499 p.

Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennosti [Philosophical theory of value]. SPb.: Petropolis, 1997, 205 p.

Keleman L.A. Filosofiya intelligentnosti [Philosophy of intellectuality]. Stavropol: Stavropol State University Publishing House, 2006, 227 p.

Kon I.S. Novy Mir, 1968, no. 1, pp. 173-197.

Krause A.A. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2021, no. 3, pp. 77-88. https://doi.org/10.46725/IW.2021.3.6

Likhachev D.S. Izbrannye trudy po russkoy i mirovoy kul’ture [Selected Works on Russian and World Culture]. St. Petersburg, 2006, 416 p.

Likhachev D.S. Novy Mir, 1993, no. 2, pp. 3-9.

Lektorsky V.A. Voprosy philosophii, 2017, no. 9, pp. 5-23.

Lektorsky V.A., Arshinov V.I., Kuznetsov V.Y., Pruzhinin B.I. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2016, vol. 86, no. 8, pp. 745-753. https://doi.org/10.7868/S0869587316080077

Lektorsky V.A. Voprosy philosophii, 2012, no. 5, pp. 26-34.

Lektorsky V.A., Garai L. Voprosy philosophii, 2015, no. 2, pp. 25-37.

Lektorsky V.A., Sadovsky V.N. Voprosy philosophii, 1960, no. 8, pp. 67-79.

Leontiev A.N. Voprosy psychologii, 1979, no. 3, pp. 11-15.

Leontiev D.A. Voprosy philosophii, 1996, no. 4, pp. 4-36.

Lomov B.F. Sistemnost’ v psikhologii [Sistemnost in psychology]. Moscow: Modek Publishing House, 2011, 424 p.

Lunacharsky A.V. Intelligentsiya v ee proshlom, nastoyashchem i budushchem: stenogramma lektsii ot 18 marta 1924 g [Intellectuals in its past, present and future: transcript of a lecture from March 18, 1924]. Moscow: Novaya Moskva, 1924, 75 p.

Malinin V.A., Povshednaya F.V., Pugachev A.V. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2022, vol. 10, no. 1 (38). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2

Matyukhina N.S. Mir nauki, kultura, obrazovanie, 2021, no. 2 (87), pp. 69-70. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-69-70

Memetov V.S. Intelligentsiya i intellektualy – takie raznye… i pokhozhie: problemy samoopredeleniya i deyatel’nosti v KhKh – nachale XXI veka [Intellectuals and intellectuals - so different... and similar: problems of self-determination and activity in the twentieth - early twenty-first century]: Collective monograph / V.S. Memetov, V.L. Chernoperov, A.V. Zobnin [et al.]. Ivanovo: Ivanovo State University, 2016, 200 p.

Memetov V.S., Budnik G.A. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education], 2014, no. 3, pp. 96-104.

Memetov V.S. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2008, no. 2, pp. 7-25.

Naumova T.V. Filosofiya i kul’tura [Philosophy and Culture], 2018, no. 6, pp. 78-89.

Naumov P.Yu., Novikov N.S. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], 2015, no. 9-4 (69), pp. 1355-1360.

Naumov P.Yu., Novikov N.S. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], 2015, no. 9-4 (69), pp. 1361-1375.

Naumov P.Y., Povshednaya F.V. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2020, vol. 8, no. 2 (31), pp. 12.

Naumov P.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2021, vol. 9, no. 2 (35), p. 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10

Naumov P.Y., Dyachkov A.A. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, pp. 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200

Naumov P.Yu., Marukhin E.E. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern studies], 2021, vol. 10, no. 2-1, pp. 95-100. https://doi.org/10.34670/AR.2021.92.46.007

Naumov P.Y., Povshednaya F.V. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel’nosti [Psychology and pedagogy of service activity], 2022, no. 4, pp. 86-91. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-86-91

Naumov P.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2022, vol. 10, no. 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-18

Naumov P.Yu. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2022, vol. 11, no. 6А, pp. 112-120. https://doi.org/10.34670/AR.2023.13.12.012

Novikov A.M. Munitsipal’noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment [Municipal education: innovation and experiment], 2010, no. 4, pp. 3-12.

Oleynik O.Y. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2021, no. 1, pp. 9-29. https://doi.org/10.46725/IW.2021.1.1

Pashentsev D.A., Chernogor N.N. Yuridicheskaya nauka, 2017, no. 1, pp. 21-25.

Petrovsky A., Petrovsky V. Razvitie lichnosti [Development of personality], 2014, no. 2, pp. 92-124.

Petrovsky V.A. Mir psikhologii, 2021, no. 1-2 (105), pp. 174-193.

Petrovsky V.A., Chukarin B.A. Mir psikhologii, 2020, no. 1 (101), pp. 160-175.

Petrovsky V.A. Mir psikhologii, 2020, no. 2 (102), pp. 20-31.

Petrovsky V.A., Andreeva A.I. Mir psychologii, 2018, no. 3 (95), pp. 224-232.

Petrovsky V.A. Mir psychologii, 2015, no. 3 (83), pp. 14-38.

Popov A.V. Intelligentsiya i mir [Intellectuals and the World], 2010, no. 1, pp. 77-87.

Popov A.B. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. H.A. Nekrasova. Ser. Istoricheskie nauki. Volzhskie rubezhi [Bulletin of the Kostroma State University named after H.A. Nekrasov. Ser. Historical Sciences. Volga frontiers], 2006, no. 6 (21), vol. 12, pp. 14-21.

Popov A.B. Vestnik pomorskogo universiteta [Vestnik of Pomor University], 2008, no. 4, pp. 59-67.

Popov A.B. Voenno-istoricheskiy zhurnal [Military-historical journal], 2008, no. 4, pp. 77-79.

Pruzhinin B.I. Voprosy philosophii, 2019, no. 8, pp. 5-9. https://doi.org/10.31857/S004287440006023-0

Pruzhinin B.I. Nauchnyy rezul’tat. Sotsial’nye i gumanitarnye issledovaniya [Scientific Result. Social and Humanities Research], 2019, vol. 5, no. 3, pp. 4-15. https://doi.org/10.18413/2408-932X-2019-5-3-0-1

Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Voprosy philosophii, 2020, no. 5, pp. 98–102. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-5-98-102

Pruzhinin B.I. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science], 2022, vol. 59, no. 3, pp. 81-97. https://doi.org/10.5840/eps202259343

Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. Voprosy philosophii, 2023, no. 1, pp. 84-93. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-84-93

Rozin V.M. Voprosy philosophii, 2001, no. 2, pp. 44-56.

Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Peter, Series “Masters of Psychology”, 2015, 713 p.

Rubinstein S.L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. St. Petersburg: Piter, 2012, 288 p.

Sayko E.V. Mir psikhologii, 2016, no. 4 (88), pp. 3-13.

Sayko E.V. Mir psikhologii, 2015, no. 3 (83), pp. 3-13.

Savenkov A.N. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2019, no. 3, pp. 5-16.

Salnikov V.P., Bolshakova V.M., Zakhartsev S.I. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Law. Journal of the Higher School of Economics], 2023, vol. 16, no. 1, pp. 251–256. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.1.251.261

Skvortsov I.M. Psikhologicheskie i pedagogicheskie aspekty formirovaniya professional’noy sub”ektnosti federal’nykh gosudarstvennykh sluzhashchikh (na primere budushchikh ofitserov) [Psychological and pedagogical aspects of the formation of professional subjectivity of federal civil servants (on the example of future officers)] / I.M. Skvortsov, V.M. Bolshakova, A.A. Dyachkov, P.Y. Naumov. Krasnoyarsk: LLC “Research and Innovation Center”, 2023, 136 p.

Skibitsky E.G., Zharikova E.G. Obzor pedagogicheskikh issledovaniy [Pedagogical Research Review], 2021, vol. 3, no. 7, pp. 123-128.

Skibitsky E.G., Kitova E.T. Psikhologiya obucheniya [Psychology of learning], 2020, no. 6, pp. 100-105.

Smirnov D.V., Naumov P.Y., Bolshakova V.M. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2021, vol. 10, no. 6-1, pp. 77-84. https://doi.org/10.34670/AR.2021.68.71.008

Sokolov A.V. Voprosy philosophii, 2005, no. 5, pp. 57-67.

Stepin V.S. Filosofiya, metodologiya i istoriya nauki [Philosophy, Methodology and History of Science], 2015, no. 1, pp. 6-27. https://doi.org/10.17720/2413-3809.2015.t1.1.s01

Stepin V.S. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2014, no. 12, pp. 7-19.

Stepin V.S. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya [Bulletin of Moscow University. Series 7: Philosophy], 2014, no. 3, pp. 3-10.

Stepin V.S. Voprosy philosophii, 2012, no. 5, pp. 18-25.

Stepin V.S. Slozhnost’. Razum. Postneklassika [Complexity. Reason. Postneclassics], 2013, no. 4, pp. 45-59.

Stepin V.S. Sotsiologiya [Sociology], 2014, no. 3, pp. 48-56.

Stepin V.S. Voprosy philosophii, 2016, no. 6, pp. 5-14.

Suvorova, O.V. Mir nauki, kultura, obrazovanie, 2012, no. 1 (32), pp. 107-109.

Suvorova O.V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Izvestia Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011, vol. 13, no. 2-5, pp. 1178-1182.

Tepikin V.V. Kristallizatsiya intelligentsii: sbornik nauchno-populyarnykh esse i ocherkov [Crystallization of intellectuals: Collection of popular science essays and essays]. Ivanovo: IGU, 2011, 129 p.

Teplov B.M. Vestnik Akademii voennykh nauk [Bulletin of the Academy of Military Sciences], 2008, no. 1 (22), pp. 161-169.

Teplov B.M. Vestnik Akademii voennykh nauk [Bulletin of the Academy of Military Sciences], 2008, no. 2 (23), pp. 167-174.

Teplov B.M. Voprosy Psychologii, 1955, no. 1, pp. 36-41.

Terekhova T.A., Trofimova E.L., Terekhova N.V. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2021, vol. 10, no. 1, pp. 141–156. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).141-156

Tikhomirov Y.A. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law], 2022, vol. 26, no. 5, pp. 5–18. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.048

Trufanov A.A. Osnovy teorii intelligentnosti [Fundamentals of the theory of intellectuality]: monograph. Kazan: New Knowledge, 2002, 271 p.

Uemov A.I. Sistemnyy podkhod i obshchaya teoriya system [Systemic approach and general theory of systems]. Moscow: Mysl, 1978, 272 p.

Utyuganov A.A., Yanitsky M.S., Sery A.V. Science for Education Today [Science for Education Today], 2019, vol. 9, no. 1, pp. 76-92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05

Kholikov I.V., Bolshakova V.M., Naumov P.Y., Zelepukin R.V. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2022, no. 10, pp. 51-62. https://doi.org/10.31857/S102694520021788-7

Khabrieva T.Ya. Epistemologiya i filosofiya nauki [Epistemology and Philosophy of Science], 2019, vol. 56, no. 4, pp. 155–164. https://doi.org/10.5840/eps201956473

Kholikov I.V., Milovanovic A., Naumov P.Y. Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law], 2022, vol. 26, no. 11, pp. 132–148. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.122

Khukhoreva A.V., Zinchenko V.P. Dom Burganova. Prostranstvo kul’tury [Burganov’s House. Space of culture], 2011, no. 2, pp. 33-44.

Chukin S.G. Voprosy philosophii, 2009, no. 5, pp. 36-47.

Shokhin V.K. Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl’ [Philosophy of Values and Early Axiological Thought]. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia, 2006, 460 p.

Elkonin D.B., Davydov V.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 1996, no. 1, pp. 42-45.

Elkonin D.B. Mir psikhologii, 2004, no. 1 (37), pp. 60-68.

Yanitsky M.S. Postneklassicheskaya pedagogicheskaya psikhologiya: tsennostno-smyslovoy trend [Postneclassical pedagogical psychology: value-sense trend]: monograph / M.S. Yanitsky, A.V. Sery, M.S. Ivanov [et al]; Kemerovo State University. Kemerovo: Kuzbass Regional Institute for the Development of Professional Education, 2017, 202 p.

Yanitsky M.S., Sery A.V., Pelekh Y.V. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education], 2013, no. 1 (46), pp. 175-186.

Yanitsky M.S. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2020, vol. 22, no. 1 (81), pp. 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206


Просмотров аннотации: 176
Загрузок PDF: 1327
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Naumov, P., & Utyuganov, A. (2023). ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ (ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ). Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 459-490. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-459-490
Раздел
Психологические исследования