ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

  • Aleksey A. Dyachkov ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации»
Ключевые слова: психологические механизмы, познавательная субъектность, саморегуляция, идентифкация, восприятие, вероятностное прогнозирование

Аннотация

Актуальность. Проблема развития подсистемы личности, связанной с познавательной субъектностью, а также становление будущего офицера как субъекта социального и познавательного действия, как осмысленной способности к самодетерминации и организации образовательного процесса, является актуальной темой психолого-педагогических исследований, а также легитимизацией новой методологии знания, в области обучающейся и обучающей личности. На сегодняшний день имеются психологические исследования, посвященные изучению субъектности, познавательной деятельности. Возникает потребность исследовать психологические механизмы познавательной субъектности личности.

Материалы и методы. Цель исследования – выявить и охарактеризовать психологические механизмы познавательной субъектности. Исследование проводилось с использованием системного подхода, в результате которого были последовательно изучены психические феномены, влияющие на познавательную субъектность. Исследована взаимосвязь и функции психологических механизмов по развитию познавательной субъектности.

Результаты исследования. Основными результатами работы являются выявленные терминологические, содержательные, функциональные и структурные характеристики психологических механизмов развития познавательной субъектности. Результаты исследования можно использовать в проведении исследований в области педагогической психологии и воспитательном процессе в военных институтах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Aleksey A. Dyachkov, ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации»

кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры военной педагогики и психологии

Литература

Список литературы

Анисимов О. С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека // Мир психологии. 2007. № 1(49). С. 31-44.

Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии, 1962. № 7. С. 97–11.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 494 с.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 230 с.

Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. 392 с.

Витяев Е.Е. Принципы работы мозга, содержащиеся в теории функциональных систем П.К. Анохина и теории эмоций П.В. Симонова // Нейроин-форматика. 2008. Т. 3. № 1. С. 25–78.

Витяев Е.Е. Синтез логики, вероятности и обучения в семантическом вероятностном выводе // Интегрированные модели и мягкие вычисления в искусственном интеллекте. Сб. трудов 4 Международной научно-практической конференции. Коломна, 2007. М.: Физматлит, 2007. Т. 1. С. 133–140.

Галанова О.А. Вероятностное прогнозирование при дискутировании // Язык и культура: Сборник статей XIX Международной научной конференции, посвященной 130-летию Томского государственного университета, Томск, 17–20 октября 2007 года / Под редакцией С.К. Гураль. Томск: Томский государственный университет, 2007. С. 58–61.

Дмитриева Е.Е. Методы развития психологического механизма вероятностного прогнозирования в процессе обучения курсантов иностранному языку // Модернизация образования: материалы XXIII Рязанских педагогических чтений, Рязань, 24 марта 2016 года / Под редакцией Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2016. С. 35–39.

Дьячков А. А. Механизмы развития познавательной субъектности / А. А. Дьячков, К. С. Безгодов // Психолого-педагогические аспекты формирования личности: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, Новосибирск, 25–26 мая 2023 года. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. С. 92-95.

Дьячков А.А. Основные факторы развития познавательной субъектности в контексте военного образования Российской Федерации / А.А. Дьячков, Л.В. Шабанов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 6-1. С. 24–34. https://doi.org/10.34670/AR.2021.32.52.003

Дьячков А.А. Познавательная субъектность: психологический взгляд на эпистемологический анализ деятельно-преобразующего способа бытия / А.А. Дьячков, Л. В. Шабанов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. С. 22.

Дьячков А.А. Проблема формирования субъектно-лидерских качеств у курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации: познавательно-эмпирический аспект // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-7

Дьячков А.А. Психолого-педагогические условия развития практического мышления у курсантов в образовательной среде военного вуза: дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 181 с.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. 320 с.

Ильенков Э.В. Философя и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.

Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27-42.

Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 3849.

Корнилов Ю.К. Об организации мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа физической задачи // Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. Часть 1. Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1969. С.75–79.

Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Смысл, 1997. 365 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Мир психологии, 1999. № 1. С. 76-83.

Леонтьев В.Г. Принципы исследования мотивации // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 117–122.

Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука,1980. 280 с.

Лугарева Л.В. Формирование навыка социально-вероятностного прогнозирования у детей 7-11 лет: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лугарева Лилия Викторовна. Иркутск, 2005. 21 с.

Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 274 с.

Морозов Д.Л. Роль механизма вероятностного прогнозирования в процессе смыслового восприятия иноязычной речи на слух // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 3. С. 85–88.

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 232 с.

Наумов П.Ю. Практическое мышление в структуре сознания /

П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // В мире научных открытий. 2012. № 9-3 (33). С. 268–284.

Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения / А. А. Иванов, Т. П. Бобро, Т. Е. Куркова [и др.]; Под редакцией Е.А. Сорокоумовой, И.В. Усольцевой. М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2012. 200 с.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Директ-Медиа, 2008. 695 с.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 147 с.

Рябчикова Н.А. Вероятностное прогнозирование как фактор экологической безопасности человека в проблемной ситуации : специальность 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук / Рябчикова Наталия Афанасьевна. М., 2004. 46 с.

Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Образование. Личность. Общество. 2012, №1. С. 127–140.

Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 3-12.

Скотникова И.Г. Парадигма вероятностного прогнозирования в психологии // Познание и переживание. 2021. Т. 2. № 2. С. 6–27. https://doi.org/10.51217/cogexp_2021_02_02_01

Соколков Е.А. Формирование психологической готовности личности к действиям в экстремальных условиях / Е. А. Соколков, В. И. Мельников. Новосибирск: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский гуманитарный институт», 2008. 388 с.

Соколов Е.Н. О моделирующих свойствах нервной системы // Кибернетика, мышление, жизнь. М.: Мысль, 1964. С. 242 - 279.

Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика». 416 с.

Умеренкова А.В. Вероятностное прогнозирование и эффект обманутого ожидания // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2009.№ 1 (5). С. 81–85.

Фейгенберг И.М. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 5. С. 51-62.

Фейгенберг И.М. Видеть – предвидеть – действовать. М., 1986. 160 с.

Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии, 1963. № 2, С. 59.

Фейгенберг И.М. Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. М.: Смысл, 2004. 239 с.

Хокинс Д, Блейксли С. Об интеллекте. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 240 с.

Червенко Ю.Ю. Психологические механизмы профессионально-ориентированного референтного чтения // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2011. № 5. С. 118–126.

Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии. М.: Литагент Знак, 2015. 608 с.

Bernstein N. The Coordination and Regulation of Movements. Oxford-London: Pergamon Press, 1967. 176 p.

Feigenberg J.M. The model of the future in motor control // Progress in Motor Control. V. I: Bernstein’s Traditions in Movement Studies / Ed. M.L. Latash. Human Kinetics, 1998. P. 89.

Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton–Mifflin, 1979. 346 p.

Hawkins J., Blakeslee S. On Intelligence. New York: Times Books, 2004. 272p.

References

Anisimov O. S. S. Mir psikhologii [World of Psychology], 2007, no. 1(49), pp. 31-44.

Anokhin, P.K. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 1962, no. 7, pp. 97-11.

Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional’nykh system [Essays on physiology of functional systems]. Moscow: Medicine, 1975, 448 p.

Bernstein N.A. Fiziologiya dvizheniy i aktivnost [Physiology of movements and activity]. M.: Nauka, 1990, 494 p.

Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional’nykh system [Essays on the physiology of functional systems]. Moscow: Medicine, 1975.

Brushlinsky A.V. Myshlenie i prognozirovanie (logiko-psikhologicheskiy analiz) [Thinking and Forecasting (logical and psychological analysis)]. Moscow: Mysl, 1979, 230 p.

Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatel’nosti cheloveka [Probabilistic forecasting in human activity] / Edited by I.M. Feigenberg. I.M. Feigenberg, G.E. Zhuravlev. Moscow: Nauka, 1977, 392 p.

Vityaev, E.E. Neyroinformatika [Neuroinformatics], 2008, vol. 3, no. 1, pp. 25-78.

Vityaev E.E. Integrirovannye modeli i myagkie vychisleniya v iskusstvennom intellekte. Sb. trudov 4 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kolomna, 2007 [Integrated models and soft computing in artificial intelligence. Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference. Kolomna, 2007]. M.: Fizmatlit, 2007, vol. 1, pp. 133-140.

Galanova O.A. Yazyk i kul’tura: Sbornik statey XIX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 130-letiyu Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, Tomsk, 17–20 oktyabrya 2007 goda [Language and Culture: Collection of articles of the XIX International Scientific Conference dedicated to the 130th anniversary of Tomsk State University, Tomsk, October 17-20, 2007] / Edited by S.K. Gural. Tomsk: Tomsk State University, 2007, pp. 58-61.

Dmitrieva E.E. Modernizatsiya obrazovaniya: materialy XXIII Ryazanskikh pedagogicheskikh chteniy, Ryazan’, 24 marta 2016 goda [Modernization of education: proceedings of the XXIII Ryazan Pedagogical Readings, Ryazan, March 24, 2016] / Edited by L.I. Arkharova, O.L. Egorova, T.V. Ivkina. Ryazan: Ryazan State University named after S.A. Esenin, 2016, pp. 35-39.

Dyachkov A. A., Bezgodov K. S. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya lichnosti: sbornik materialov Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Novosibirsk, 25–26 maya 2023 goda [Psychological and pedagogical aspects of personality formation: collection of materials of the Interuniversity scientific-practical conference, Novosibirsk, May 25-26, 2023]. Novosibirsk: Novosibirsk Military Institute named after Army General I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, 2023, pp. 92-95.

Dyachkov A.A., Shabanov L.V. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2021, vol. 10, no. 6-1, pp. 24-34. https://doi.org/10.34670/AR.2021.32.52.003

Dyachkov A.A., Shabanov L.V. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2020, vol. 8, no. 5, p. 22.

Dyachkov A.A. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2020, vol. 8, no. 4, p. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-7

Dyachkov A.A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya prakticheskogo myshleniya u kursantov v obrazovatel’noy srede voennogo vuza [Psychological and pedagogical conditions for the development of practical thinking in cadets in the educational environment of a military university]: dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. 181 p.

Ilyenkov E.V. Dialekticheskaya logika [Dialectical logic]. М., 1984, 320 p.

Ilyenkov E.V. Filosofya i kul’tura [Philosophy and Culture]. Moscow: Politizdat, 1991, 464 p.

Konopkin O.A. Voprosy psychologii, 2008, no. 3, pp. 22-34.

Konopkin O.A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2005, vol. 2, no. 1, pp. 27-42.

Konopkin O.A. Voprosy psychologii, 2006, no. 3, p. 3849.

Kornilov Y.K. Voprosy psikhologii i pedagogiki truda, trudovogo obucheniya i vospitaniya. Chast’ 1 [Questions of psychology and pedagogy of labor, labor training and education. Part 1]. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 1969, pp. 75-79.

Leontiev A.A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of Communication]. M.: Smasl, 1997, 365 p.

Leontiev A.N. Mir psikhologii, 1999, no. 1, pp. 76-83.

Leontiev V.G. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2005, no. 1, pp. 117-122.

Lomov B.F., Surkov E.N. Antitsipatsiya v strukture deyatel’nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow: Nauka, 1980, 280 p.

Lugareva L.V. Formirovanie navyka sotsial’no-veroyatnostnogo prognozirovaniya u detey 7-11 let: spetsial’nost’ 19.00.07 «Pedagogicheskaya psikhologiya» [Formation of the skill of socio-probabilistic forecasting in children 7-11 years old: specialty 19.00.07 “Pedagogical psychology”]: abstract of the dissertation for the degree of candidate of psychological sciences. Irkutsk, 2005, 21 p.

Matyushkin A.M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii [Problem situations in thinking and learning]. Moscow: Pedagogy, 1972, 274 p.

Morozov D.L. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Vestnik of N.A. Nekrasov Kostroma State University], 2008, vol. 14, no. 3, pp. 85-88.

Naisser W. Poznanie i real’nost’ [Cognition and Reality]. М., 1981, 232 p.

Naumov P.Yu., Dyachkov A.A. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2012, no. 9-3 (33), pp. 268-284.

Psikhologiya samopoznaniya kak nauchnaya osnova razvitiya subektov obucheniya [Psychology of self-knowledge as a scientific basis for the development of subjects of training] / A. A. Ivanov, T. P. Bobro, T. E. Kurkova [et al.]; Edited by E. A. Sorokoumova, I. V. Usoltseva. Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov, 2012, 200 p.

Rubinstein S.L. Bytie i soznanie [Genesis and consciousness]. Moscow: Direct-Media, 2008, 695 p.

Rubinstein S.L. O myshlenii i putyakh ego issledovaniya [About thinking and ways of its research]. M.: ANS SSR, 1958, 147 p.

Ryabchikova N.A. Veroyatnostnoe prognozirovanie kak faktor ekologicheskoy bezopasnosti cheloveka v problemnoy situatsii [Probabilistic forecasting as a factor of human ecological safety in a problem situation]: specialty 05.26.02 “Safety in emergency situations (by branches)”: abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Biological Sciences. М., 2004, 46 p.

Sanzhaeva R.D. Obrazovanie. Lichnost’. Obshchestvo [Education. Personality. Society], 2012, no. 1, pp. 127-140.

Sanzhaeva R. D. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost’. Obshchestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society], 2016, no. 2, pp. 3-12.

Skotnikova I.G. Poznanie i perezhivanie [Cognition and Experience], 2021, vol. 2, no. 2, pp. 6-27. https://doi.org/10.51217/cogexp_2021_02_02_01

Sokolkov E.A., Melnikov V.I. Formirovanie psikhologicheskoy gotovnosti lichnosti k deystviyam v ekstremal’nykh usloviyakh [Formation of psychological readiness of a personality to act in extreme conditions]. Novosibirsk: Novosibirsk Humanitarian Institute, 2008, 388 p.

Sokolov E.N. Kibernetika, myshlenie, zhizn’ [Cybernetics, thinking, life]. Moscow: Mysl, 1964, pp. 242-279.

Uznadze D. N. Psikhologiya ustanovki [The Psychology of Attitude]. SPb.: Peter, 2001. “Psychology-Classics”. 416 p.

Umerenkova A.V. Teoriya yazyka i mezhkul’turnaya kommunikatsiya [Theory of language and intercultural communication], 2009, no. 1 (5), pp. 81-85.

Feigenberg, I.M. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2008, vol. 34, no. 5, pp. 51-62.

Feigenberg I.M. Videt’ – predvidet’ – deystvovat’ [To see - to foresee - to act]. М., 1986, 160 p.

Feigenberg I.M. Voprosy psikhologii, 1963, no. 2, p. 59.

Feigenberg I.M. Nikolay Bernshteyn: ot refleksa k modeli budushchego [Nikolai Bernstein: from reflex to the model of the future]. Moscow: Sysl, 2004, 239 p.

Hawkins D., Blakeslee S. Ob intellekte [On Intellect]. Moscow: I.D. Williams, 2007, 240 p.

Chervenko Yu.Yu. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [Vestnik of Perm State Technical University. Problems of linguistics and pedagogy], 2011, no. 5, pp. 118-126.

Chuprikova N.I. Psikhika i psikhicheskie protsessy. Sistema ponyatiy obshchey psikhologii [Psyhika and mental processes. System of concepts of general psychology]. Moscow: Litagent Znak, 2015, 608 p.

Bernstein N. The Coordination and Regulation of Movements. Oxford-London: Pergamon Press, 1967, 176 p.

Feigenberg J.M. The model of the future in motor control. Progress in Motor Control. V. I: Bernstein’s Traditions in Movement Studies / Ed. M.L. Latash. Latash. Human Kinetics, 1998, p. 89.

Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton-Mifflin, 1979, 346 p.

Hawkins J., Blakeslee S. On Intelligence. New York: Times Books, 2004, 272 p.


Просмотров аннотации: 110
Загрузок PDF: 64
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Dyachkov, A. (2023). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 422-442. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-422-442
Раздел
Психологические исследования