ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ
Аннотация
Актуальность. Проблема развития подсистемы личности, связанной с познавательной субъектностью, а также становление будущего офицера как субъекта социального и познавательного действия, как осмысленной способности к самодетерминации и организации образовательного процесса, является актуальной темой психолого-педагогических исследований, а также легитимизацией новой методологии знания, в области обучающейся и обучающей личности. На сегодняшний день имеются психологические исследования, посвященные изучению субъектности, познавательной деятельности. Возникает потребность исследовать психологические механизмы познавательной субъектности личности.
Материалы и методы. Цель исследования – выявить и охарактеризовать психологические механизмы познавательной субъектности. Исследование проводилось с использованием системного подхода, в результате которого были последовательно изучены психические феномены, влияющие на познавательную субъектность. Исследована взаимосвязь и функции психологических механизмов по развитию познавательной субъектности.
Результаты исследования. Основными результатами работы являются выявленные терминологические, содержательные, функциональные и структурные характеристики психологических механизмов развития познавательной субъектности. Результаты исследования можно использовать в проведении исследований в области педагогической психологии и воспитательном процессе в военных институтах.
Скачивания
Литература
Список литературы
Анисимов О. С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека // Мир психологии. 2007. № 1(49). С. 31-44.
Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии, 1962. № 7. С. 97–11.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 494 с.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. 230 с.
Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. 392 с.
Витяев Е.Е. Принципы работы мозга, содержащиеся в теории функциональных систем П.К. Анохина и теории эмоций П.В. Симонова // Нейроин-форматика. 2008. Т. 3. № 1. С. 25–78.
Витяев Е.Е. Синтез логики, вероятности и обучения в семантическом вероятностном выводе // Интегрированные модели и мягкие вычисления в искусственном интеллекте. Сб. трудов 4 Международной научно-практической конференции. Коломна, 2007. М.: Физматлит, 2007. Т. 1. С. 133–140.
Галанова О.А. Вероятностное прогнозирование при дискутировании // Язык и культура: Сборник статей XIX Международной научной конференции, посвященной 130-летию Томского государственного университета, Томск, 17–20 октября 2007 года / Под редакцией С.К. Гураль. Томск: Томский государственный университет, 2007. С. 58–61.
Дмитриева Е.Е. Методы развития психологического механизма вероятностного прогнозирования в процессе обучения курсантов иностранному языку // Модернизация образования: материалы XXIII Рязанских педагогических чтений, Рязань, 24 марта 2016 года / Под редакцией Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2016. С. 35–39.
Дьячков А. А. Механизмы развития познавательной субъектности / А. А. Дьячков, К. С. Безгодов // Психолого-педагогические аспекты формирования личности: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, Новосибирск, 25–26 мая 2023 года. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. С. 92-95.
Дьячков А.А. Основные факторы развития познавательной субъектности в контексте военного образования Российской Федерации / А.А. Дьячков, Л.В. Шабанов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 6-1. С. 24–34. https://doi.org/10.34670/AR.2021.32.52.003
Дьячков А.А. Познавательная субъектность: психологический взгляд на эпистемологический анализ деятельно-преобразующего способа бытия / А.А. Дьячков, Л. В. Шабанов // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 5. С. 22.
Дьячков А.А. Проблема формирования субъектно-лидерских качеств у курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации: познавательно-эмпирический аспект // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-7
Дьячков А.А. Психолого-педагогические условия развития практического мышления у курсантов в образовательной среде военного вуза: дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 181 с.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. 320 с.
Ильенков Э.В. Философя и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.
Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27-42.
Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 3849.
Корнилов Ю.К. Об организации мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа физической задачи // Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания. Часть 1. Ярославль: изд-во ЯрГУ, 1969. С.75–79.
Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Смысл, 1997. 365 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Мир психологии, 1999. № 1. С. 76-83.
Леонтьев В.Г. Принципы исследования мотивации // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 117–122.
Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука,1980. 280 с.
Лугарева Л.В. Формирование навыка социально-вероятностного прогнозирования у детей 7-11 лет: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лугарева Лилия Викторовна. Иркутск, 2005. 21 с.
Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 274 с.
Морозов Д.Л. Роль механизма вероятностного прогнозирования в процессе смыслового восприятия иноязычной речи на слух // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 3. С. 85–88.
Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 232 с.
Наумов П.Ю. Практическое мышление в структуре сознания /
П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // В мире научных открытий. 2012. № 9-3 (33). С. 268–284.
Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения / А. А. Иванов, Т. П. Бобро, Т. Е. Куркова [и др.]; Под редакцией Е.А. Сорокоумовой, И.В. Усольцевой. М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2012. 200 с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Директ-Медиа, 2008. 695 с.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 147 с.
Рябчикова Н.А. Вероятностное прогнозирование как фактор экологической безопасности человека в проблемной ситуации : специальность 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук / Рябчикова Наталия Афанасьевна. М., 2004. 46 с.
Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Образование. Личность. Общество. 2012, №1. С. 127–140.
Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 3-12.
Скотникова И.Г. Парадигма вероятностного прогнозирования в психологии // Познание и переживание. 2021. Т. 2. № 2. С. 6–27. https://doi.org/10.51217/cogexp_2021_02_02_01
Соколков Е.А. Формирование психологической готовности личности к действиям в экстремальных условиях / Е. А. Соколков, В. И. Мельников. Новосибирск: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский гуманитарный институт», 2008. 388 с.
Соколов Е.Н. О моделирующих свойствах нервной системы // Кибернетика, мышление, жизнь. М.: Мысль, 1964. С. 242 - 279.
Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика». 416 с.
Умеренкова А.В. Вероятностное прогнозирование и эффект обманутого ожидания // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2009.№ 1 (5). С. 81–85.
Фейгенберг И.М. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 5. С. 51-62.
Фейгенберг И.М. Видеть – предвидеть – действовать. М., 1986. 160 с.
Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии, 1963. № 2, С. 59.
Фейгенберг И.М. Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего. М.: Смысл, 2004. 239 с.
Хокинс Д, Блейксли С. Об интеллекте. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 240 с.
Червенко Ю.Ю. Психологические механизмы профессионально-ориентированного референтного чтения // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2011. № 5. С. 118–126.
Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии. М.: Литагент Знак, 2015. 608 с.
Bernstein N. The Coordination and Regulation of Movements. Oxford-London: Pergamon Press, 1967. 176 p.
Feigenberg J.M. The model of the future in motor control // Progress in Motor Control. V. I: Bernstein’s Traditions in Movement Studies / Ed. M.L. Latash. Human Kinetics, 1998. P. 89.
Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton–Mifflin, 1979. 346 p.
Hawkins J., Blakeslee S. On Intelligence. New York: Times Books, 2004. 272p.
References
Anisimov O. S. S. Mir psikhologii [World of Psychology], 2007, no. 1(49), pp. 31-44.
Anokhin, P.K. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 1962, no. 7, pp. 97-11.
Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional’nykh system [Essays on physiology of functional systems]. Moscow: Medicine, 1975, 448 p.
Bernstein N.A. Fiziologiya dvizheniy i aktivnost [Physiology of movements and activity]. M.: Nauka, 1990, 494 p.
Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsional’nykh system [Essays on the physiology of functional systems]. Moscow: Medicine, 1975.
Brushlinsky A.V. Myshlenie i prognozirovanie (logiko-psikhologicheskiy analiz) [Thinking and Forecasting (logical and psychological analysis)]. Moscow: Mysl, 1979, 230 p.
Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatel’nosti cheloveka [Probabilistic forecasting in human activity] / Edited by I.M. Feigenberg. I.M. Feigenberg, G.E. Zhuravlev. Moscow: Nauka, 1977, 392 p.
Vityaev, E.E. Neyroinformatika [Neuroinformatics], 2008, vol. 3, no. 1, pp. 25-78.
Vityaev E.E. Integrirovannye modeli i myagkie vychisleniya v iskusstvennom intellekte. Sb. trudov 4 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kolomna, 2007 [Integrated models and soft computing in artificial intelligence. Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference. Kolomna, 2007]. M.: Fizmatlit, 2007, vol. 1, pp. 133-140.
Galanova O.A. Yazyk i kul’tura: Sbornik statey XIX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 130-letiyu Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, Tomsk, 17–20 oktyabrya 2007 goda [Language and Culture: Collection of articles of the XIX International Scientific Conference dedicated to the 130th anniversary of Tomsk State University, Tomsk, October 17-20, 2007] / Edited by S.K. Gural. Tomsk: Tomsk State University, 2007, pp. 58-61.
Dmitrieva E.E. Modernizatsiya obrazovaniya: materialy XXIII Ryazanskikh pedagogicheskikh chteniy, Ryazan’, 24 marta 2016 goda [Modernization of education: proceedings of the XXIII Ryazan Pedagogical Readings, Ryazan, March 24, 2016] / Edited by L.I. Arkharova, O.L. Egorova, T.V. Ivkina. Ryazan: Ryazan State University named after S.A. Esenin, 2016, pp. 35-39.
Dyachkov A. A., Bezgodov K. S. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya lichnosti: sbornik materialov Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Novosibirsk, 25–26 maya 2023 goda [Psychological and pedagogical aspects of personality formation: collection of materials of the Interuniversity scientific-practical conference, Novosibirsk, May 25-26, 2023]. Novosibirsk: Novosibirsk Military Institute named after Army General I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, 2023, pp. 92-95.
Dyachkov A.A., Shabanov L.V. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya [Psychology. Historical and critical reviews and modern research], 2021, vol. 10, no. 6-1, pp. 24-34. https://doi.org/10.34670/AR.2021.32.52.003
Dyachkov A.A., Shabanov L.V. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2020, vol. 8, no. 5, p. 22.
Dyachkov A.A. Vestnik Mininskogo universiteta [Vestnik of Minin University], 2020, vol. 8, no. 4, p. 7. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-7
Dyachkov A.A. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya prakticheskogo myshleniya u kursantov v obrazovatel’noy srede voennogo vuza [Psychological and pedagogical conditions for the development of practical thinking in cadets in the educational environment of a military university]: dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. 181 p.
Ilyenkov E.V. Dialekticheskaya logika [Dialectical logic]. М., 1984, 320 p.
Ilyenkov E.V. Filosofya i kul’tura [Philosophy and Culture]. Moscow: Politizdat, 1991, 464 p.
Konopkin O.A. Voprosy psychologii, 2008, no. 3, pp. 22-34.
Konopkin O.A. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2005, vol. 2, no. 1, pp. 27-42.
Konopkin O.A. Voprosy psychologii, 2006, no. 3, p. 3849.
Kornilov Y.K. Voprosy psikhologii i pedagogiki truda, trudovogo obucheniya i vospitaniya. Chast’ 1 [Questions of psychology and pedagogy of labor, labor training and education. Part 1]. Yaroslavl: Yaroslavl State University, 1969, pp. 75-79.
Leontiev A.A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of Communication]. M.: Smasl, 1997, 365 p.
Leontiev A.N. Mir psikhologii, 1999, no. 1, pp. 76-83.
Leontiev V.G. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2005, no. 1, pp. 117-122.
Lomov B.F., Surkov E.N. Antitsipatsiya v strukture deyatel’nosti [Anticipation in the structure of activity]. Moscow: Nauka, 1980, 280 p.
Lugareva L.V. Formirovanie navyka sotsial’no-veroyatnostnogo prognozirovaniya u detey 7-11 let: spetsial’nost’ 19.00.07 «Pedagogicheskaya psikhologiya» [Formation of the skill of socio-probabilistic forecasting in children 7-11 years old: specialty 19.00.07 “Pedagogical psychology”]: abstract of the dissertation for the degree of candidate of psychological sciences. Irkutsk, 2005, 21 p.
Matyushkin A.M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii [Problem situations in thinking and learning]. Moscow: Pedagogy, 1972, 274 p.
Morozov D.L. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova [Vestnik of N.A. Nekrasov Kostroma State University], 2008, vol. 14, no. 3, pp. 85-88.
Naisser W. Poznanie i real’nost’ [Cognition and Reality]. М., 1981, 232 p.
Naumov P.Yu., Dyachkov A.A. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2012, no. 9-3 (33), pp. 268-284.
Psikhologiya samopoznaniya kak nauchnaya osnova razvitiya subektov obucheniya [Psychology of self-knowledge as a scientific basis for the development of subjects of training] / A. A. Ivanov, T. P. Bobro, T. E. Kurkova [et al.]; Edited by E. A. Sorokoumova, I. V. Usoltseva. Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov, 2012, 200 p.
Rubinstein S.L. Bytie i soznanie [Genesis and consciousness]. Moscow: Direct-Media, 2008, 695 p.
Rubinstein S.L. O myshlenii i putyakh ego issledovaniya [About thinking and ways of its research]. M.: ANS SSR, 1958, 147 p.
Ryabchikova N.A. Veroyatnostnoe prognozirovanie kak faktor ekologicheskoy bezopasnosti cheloveka v problemnoy situatsii [Probabilistic forecasting as a factor of human ecological safety in a problem situation]: specialty 05.26.02 “Safety in emergency situations (by branches)”: abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Biological Sciences. М., 2004, 46 p.
Sanzhaeva R.D. Obrazovanie. Lichnost’. Obshchestvo [Education. Personality. Society], 2012, no. 1, pp. 127-140.
Sanzhaeva R. D. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost’. Obshchestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society], 2016, no. 2, pp. 3-12.
Skotnikova I.G. Poznanie i perezhivanie [Cognition and Experience], 2021, vol. 2, no. 2, pp. 6-27. https://doi.org/10.51217/cogexp_2021_02_02_01
Sokolkov E.A., Melnikov V.I. Formirovanie psikhologicheskoy gotovnosti lichnosti k deystviyam v ekstremal’nykh usloviyakh [Formation of psychological readiness of a personality to act in extreme conditions]. Novosibirsk: Novosibirsk Humanitarian Institute, 2008, 388 p.
Sokolov E.N. Kibernetika, myshlenie, zhizn’ [Cybernetics, thinking, life]. Moscow: Mysl, 1964, pp. 242-279.
Uznadze D. N. Psikhologiya ustanovki [The Psychology of Attitude]. SPb.: Peter, 2001. “Psychology-Classics”. 416 p.
Umerenkova A.V. Teoriya yazyka i mezhkul’turnaya kommunikatsiya [Theory of language and intercultural communication], 2009, no. 1 (5), pp. 81-85.
Feigenberg, I.M. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2008, vol. 34, no. 5, pp. 51-62.
Feigenberg I.M. Videt’ – predvidet’ – deystvovat’ [To see - to foresee - to act]. М., 1986, 160 p.
Feigenberg I.M. Voprosy psikhologii, 1963, no. 2, p. 59.
Feigenberg I.M. Nikolay Bernshteyn: ot refleksa k modeli budushchego [Nikolai Bernstein: from reflex to the model of the future]. Moscow: Sysl, 2004, 239 p.
Hawkins D., Blakeslee S. Ob intellekte [On Intellect]. Moscow: I.D. Williams, 2007, 240 p.
Chervenko Yu.Yu. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki [Vestnik of Perm State Technical University. Problems of linguistics and pedagogy], 2011, no. 5, pp. 118-126.
Chuprikova N.I. Psikhika i psikhicheskie protsessy. Sistema ponyatiy obshchey psikhologii [Psyhika and mental processes. System of concepts of general psychology]. Moscow: Litagent Znak, 2015, 608 p.
Bernstein N. The Coordination and Regulation of Movements. Oxford-London: Pergamon Press, 1967, 176 p.
Feigenberg J.M. The model of the future in motor control. Progress in Motor Control. V. I: Bernstein’s Traditions in Movement Studies / Ed. M.L. Latash. Latash. Human Kinetics, 1998, p. 89.
Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton-Mifflin, 1979, 346 p.
Hawkins J., Blakeslee S. On Intelligence. New York: Times Books, 2004, 272 p.
Просмотров аннотации: 110 Загрузок PDF: 64
Copyright (c) 2024 Aleksey A. Dyachkov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.