ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Zarina R. Korobkova КФУ
  • Diana R. Sabirova КФУ
Ключевые слова: мотивация, языковые навыки, методы обучения, иностранный язык, факторы

Аннотация

Мотивация в обучении иностранному языку является одним из важнейших вопросов, обсуждаемых как в теоретических исследованиях, так и в повседневной работе учителя. Осознавая многоаспектность этого понятия, включающего в себя процесс обучения, целью настоящей статьи является выявление ключевых факторов, влияющих на мотивации к изучению иностранных языков с точки зрения учащихся 10 и 11 классов, а также сопоставление теории и практики и формулирование общих условий, которые могут быть использованы для дальнейших исследований и улучшения образовательного процесса.

Основным методом настоящего исследования выступает метод опроса. Опрос был направлен на выявление мотивов, побуждающих респондентов изучать иностранные языки и развивать навыки, которые, по их мнению, являются наиболее важными.

В теоретической части статьи представлены мнения некоторых авторов и экспертов о сущности мотивации к изучению иностранных языков, ключевых видах мотивов, и их влияния на эффективность и долгосрочность рассматриваемого процесса.

В практической части статьи представлены количественные результаты опроса, проведенного среди учеников старших классов, которые высказали свое субъективное мнение как о внутренних, так и о внешних факторах, побуждающих их к изучению иностранного языка. Хотя числовые результаты опроса не дают полного представления о сложном понятии мотивации, оно позволяет узнать о субъективном мнении старшеклассников с точки зрения их предпочтений относительно языковой деятельности и ожиданий по отношению к преподавателю и процессу обучения. Конкретные результаты исследования заключаются в выявлении факторов мотивации в рамках изучения иностранного языка среди учащихся 10 и 11 классов. Данные результаты могут быть использованы учителями в процессе обучения старшеклассников иностранным языкам.

В процессе проведенного исследования был сделан вывод о том, что существует связь между результатами опроса и теоретическими данными. Вместе они указывают на важность коммуникации, создание интересных и разнообразных уроков, использование аутентичных материалов и организацию индивидуальной и парной работы для стимулирования мотивации к изучению иностранных языков с точки зрения учащихся 10 и 11 классов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Zarina R. Korobkova, КФУ

 студент 3 курса магистратуры, Высшая школа иностранных языков и перевода

Diana R. Sabirova, КФУ

доктор педагогических наук

Литература

Список литературы

Ариян М. А. Педагогические технологии обучения иностранным языкам в школе. Москва: Флинта, 2021. 112 с.

Асташкина М. А. Проблемы поддержания мотивации учащихся средней школы в изучении иностранного языка // Трибуна ученого. 2020. №. 4. С. 227-231.

Баранова М. А. Формирование у старшеклассников мотивации изучения иностранного языка в процессе профессионального самоопределения // Гуманитарные науки на службе развития сельского хозяйства и АПК. 2021. С. 167-171.

Бирюкова И. А., Корягина А. В. Повышение мотивации школьников к изучению иностранного языка // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации. 2023. С. 533-538.

Буковский С. Л. Основы методики обучения иностранным языкам в схемах и таблицах. Иллюстративно-графический курс. Москва: ФЛИНТА, 2020. 238 с.

Готлиб Д. Л. Проблема снижения мотивации при овладении иностранным языком школьниками и пути ее решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6. №. 2. С. 16.

Локтина К. С. Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка в средней школе на разных этапах обучения // ББК Т3 Г945. 2022. С. 15.

Люа М. Мотивационные профили изучающих несколько иностранных языков: взгляд на теорию самоопределения // Взгляд на теорию самоопределения, Система, Том 106, 2022, С. 1 -17.

Носаков И. В. Особенности эффективного обучения иностранным языкам учащихся разных возрастных групп // Акмеология профессионального образования: Материалы 15-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13–14 марта 2019 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 180-183.

Осмоловская И. М. Дидактика: учебное пособие. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. 232 с.

Ри Ш. Х. Психологические аспекты повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75-3. С. 146-149.

Фадеева Л. В. Методика обучения иностранным языкам: от теории к практике: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2021. 224 с.

Цаликова И. К., Пахотина С. В. Проблема мотивации изучения иностранных языков в международных исследованиях: систематический обзор // Образование и наука. 2021. Т. 23. №. 5. С. 38-63.

Шарипов Ф. В. Как учиться успешно. Теория и практика учебной деятельности : учебное пособие. Москва : Университетская книга, 2020. 576 с.

Шепелева Е. Е. Формирование мотивации учащихся при изучении иностранного языка // Технологии Образования. 2019. №. 3. С. 143-145.

Шишкина Т. С. Факторы, влияющие на освоение иностранного языка // Проблемы методологии и опыт практического применения синергетического подхода в научных исследованиях: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Пермь, 04 февраля 2022 года. Том Часть 1. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2022. С. 99-101.

References

Ariyan M. A. Pedagogicheskie tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam v shkole [Pedagogical technologies of teaching foreign languages at school]. Moscow: Flinta, 2021, 112 p.

Astashkina M. A. Tribuna uchenogo [Tribuna scholar], 2020, no. 4, pp. 227-231.

Baranova M. A. Gumanitarnye nauki na sluzhbe razvitiya sel’skogo khozyaystva i APK [Humanities at the service of the development of agriculture and agro-industrial complex], 2021, pp. 167-171.

Biryukova I. A., Koryagina A. V. Aktual’nye voprosy lingvistiki i lingvodidaktiki v kontekste mezhkul’turnoy kommunikatsii [Actual issues of linguistics and linguodidactics in the context of intercultural communication], 2023, pp. 533-538.

Bukovsky S. L. Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam v skhemakh i tablitsakh. Illyustrativno-graficheskiy kurs [Fundamentals of the methodology of teaching foreign languages in schemes and tables. Illustrative and graphic course]. Moscow: FLINTA, 2020, 238 p.

Gotlib D. L. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2018, vol. 6, no. 2, pp. 16.

Loktina K. С. Sposoby formirovaniya motivatsii k izucheniyu inostrannogo yazyka v sredney shkole na raznykh etapakh obucheniya [Ways of forming motivation for learning a foreign language in secondary school at different stages of learning]. BBK T3 G945, 2022, p. 15.

Lua M. Vzglyad na teoriyu samoopredeleniya, Sistema [A look at self-determination theory, Systema], 2022, vol. 106, pp. 1 -17.

Nosakov I. V. Akmeologiya professional’nogo obrazovaniya: Materialy 15-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Ekaterinburg, 13–14 marta 2019 goda [Acmeology of professional education: Proceedings of the 15th International Scientific and Practical Conference, Ekaterinburg, March 13-14, 2019]. Yekaterinburg: Russian State Professional and Pedagogical University, 2019, pp. 180-183.

Osmolovskaya I. M. Didaktika [Didactics]. Moscow: Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, 2021, 232 p.

Ri Sh. H. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2021, no. 75-3, pp. 146-149.

Fadeeva L. V. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: ot teorii k praktike [Methodology of teaching foreign languages: from theory to practice]. Moscow: FLINTA, 2021, 224 p.

Tsalikova I. K., Pakhotina S. V. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2021, vol. 23, no. 5, pp. 38-63.

Sharipov F. V. Kak uchit’sya uspeshno. Teoriya i praktika uchebnoy deyatel’nosti [How to study successfully. Theory and practice of learning activity]. Moscow: Universitetskaya kniga, 2020, 576 p.

Shepeleva E. Е. Tekhnologii Obrazovaniya, 2019, no. 3, pp. 143-145.

Shishkina T. S. Problemy metodologii i opyt prakticheskogo primeneniya sinergeticheskogo podkhoda v nauchnykh issledovaniyakh: sbornik statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Perm’, 04 fevralya 2022 goda. Tom Chast’ 1 [Problems of methodology and experience of practical application of synergetic approach in scientific research: a collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference, Perm, February 04, 2022. Volume Part 1]. Sterlitamak: Limited Liability Company “Agency for International Studies”, 2022, pp. 99-101.


Просмотров аннотации: 62
Загрузок PDF: 39
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Korobkova, Z., & Sabirova, D. (2023). ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 273-292. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-273-292
Раздел
Педагогические исследования