НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТРЕНД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

  • Tatiana M. Tregubova Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Поволжский ГУФКСиТ) https://orcid.org/0000-0001-9938-0098
Ключевые слова: международное сотрудничество, непрерывное профессиональное развитие, интернационализация образования, преподаватели, цифровизация, вузы спортивного профиля, модель профессионального развития

Аннотация

Цель. Статья посвящена значимой в современных геополитических условиях теме влияния международных трендов на непрерывное профессиональное развитие преподавателей высшей школы, в том числе вузов спортивного профиля. Предметом анализа является процесс непрерывного профессионального развития педагогов. Автор ставит целью определить и обосновать модели профессионального развития, которые призваны обеспечить большую индивидуализацию процессу профессионального роста педагогов. Данная цель потребовала решение следующей задачи: выявить и представить некоторые международные тренды, весьма зримо влияющие на профессиональное развитие педагогов, в том числе и в вузах спортивного профиля.

Метод или методология проведения работы. Исследование базируется на таких методах, как анализ, синтез, группировки, сравнительный анализ с использованием элементов технологии бенчмаркинга, позволяющей выявить лучшие практики в данной области. Автором анализировались открытые данные, размещенные на сайтах вузов спортивного профиля и образовательных порталах. Приоритетным методом исследования является компаративный анализ профессионального развития педагогов в современных университетах.

Результаты работы заключаются в том, что в статье актуализирована важность дискуссий в российском педагогическом сообществе о перспективах модернизации отечественной системы высшего образования, в том числе и системы профессионального развития педагогов, после выхода России из единого образовательного пространства Европы и появлении новых возможностей для развития в условиях глобальных вызовов. Автор предложил три модели профессионального развития преподавателей (профессионально-педагогическая модель, социально-педагогическая модель, личностно-ориентированная модель), которые могут служить ориентиром для проектирования собственных моделей совершенствования профессионального мастерства преподавателей в конкретном вузе. Автор делает предположение, что обозначенные в статье международные тренды (интернационализация, народная дипломатия, цифровизация, академическая мобильность) конструктивно влияют на содержание программ повышения квалификации, а также на выбор приоритетных направлений профессионального развития преподавателей высшей школы.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере высшего образования, а также в системе повышения квалификации преподавателей вузов спортивного профиля.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Tatiana M. Tregubova, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Поволжский ГУФКСиТ)

профессор кафедры педагогики и психологии в сфере физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор

Литература

Список литературы

Алексеева П.М. Концепции непрерывного профессионального развития преподавателя современного вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Том 8. Вып. 1. С.99-105. https://doi.org/10.30853/ped20230013

Генезис когнитивной парадигмы образования: монография / Е.Ю. Левина Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Л.Ю. Мухаметзянова, Е.Н., Прокофьева, О.В. Стукалова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2021. 240 с. https://doi.org/10.51379/j7741-0571-3535-w

Евтюгина А.А., Дергач И.О. Реализация непрерывного образовательного процесса специалистов в области физической культуры и спорта (на примере курсов повышения квалификации) // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С.47-53.

Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Старые новые тренды образования: конверсия университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 4(36). С. 18-29. https://doi.org/10.15393/j5.art.2021.7165

Масягина Н.В. Непрерывное образование в сфере физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=22825&ysclid=lo417cp1qh568954696 (дата обращения: 27.10.2023)

Научно-методическое обеспечение профессионального роста педагога по подготовке кадров: научно-методическое пособие / Р. Х. Гильмеева, Е. Ю. Левина, Т. М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией В.Е. Козлова, С.В. Хусаиновой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2019. 156 с.

Особенности международного сотрудничества в вузах спортивного профиля/ Ж.В. Фомина, О.А. Кравченко, В.В. Горбачева, Е.Г. Борисенко, Т.Ф. Колчина // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1-4 (67). С. 79-82.

Пружинин К.Н. Система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2010. № 6. С. 14-19.

Трегубова Т.М. Перспективные тренды исследования международного образовательного опыта в условиях выхода российских вузов из «Болонского процесса» // Казанский педагогический журнал. 2023. № 3(158). С. 39-47. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.160.3.005

Burlakova I. I., Budnik A.S., Burlakova E.S. Organization of Lifelong Learning in the system of professional training of teachers // Arpha Proceedings. 2019, pp. 57-67. https://doi.org/10.3897/ap.1.e0051

Elliot D.L., Campbell Th. ‘Really on the ball’: exploring the implications of teachers’ PE-CPD experience // Sport, Education and Society. 2015, vol. 20, no. 3, pp. 381-397. http://dx.doi.org/10.1080/13573322.2013.765400

Milan F.J., Farias G.O. Professional learning of physical education professors: a look at lifelong professional development // Revista da Educação Física. 2019, pp. 1-8. https://doi.org/10.4025/jphyseduc.v32i1.3206

New roles and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of Russian universities / I. N. Ainoutdinova, T. M. Tregubova, Ju. Ng, V. A. Kopnov // Education and Science Journal. 2022, vol. 24, no. 1, pp. 191-221.

Tannehill D., Demirhan G., Čaplová P., Avsar Z. Continuing professional development for physical education teachers in Europe // European Physical Education Review. 2021, no. 27(1), pp. 150–167. https://doi.org/10.1177/1356336X20931531

Zhou H., Tu Ch.- Ch. Influential factors of university teachers’ lifelong learning in professional development // Australian Journal of Adult learning. 2021, vol. 61, no. 2, pp. 267-297.

References

Alekseeva P.M. Koncepcii nepreryvnogo professional’nogo razvitiya prepodavatelya sovremennogo vuza [Conceptions of continuous professional development of the teacher of modern higher education institution]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of the theory and practice], 2023, vol. 8, no. 1, pp. 99-105. https://doi.org/10.30853/ped20230013

Genezis kognitivnoj paradigmy obrazovaniya [genesis of a cognitive paradigm of education]: monograph / E.Yu. Levina, R.Kh. Gilmeeva, A.S. Kats, L.Yu. Mukhametzyanova, E.N. Prokofieva, O.V. Stukalova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; edited by E.Yu. Levina. Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2021, 240 p. https://doi.org/10.51379/j7741-0571-3535-w

Evtugina A.A., Dergach I.O. Realizaciya nepreryvnogo obrazovatel’nogo processa specialistov v oblasti fizicheskoj kul’tury i sporta (na primere kursov povysheniya kvalifikacii) [Realization of continuous educational process of experts in the field of physical culture and sport (on the example of advanced training courses)]. Vestnik Buryatskogo gosudar-stvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost’. Obshchestvo [Bulletin of the Buryat state university. Education. Personality. Society], 2016, no. 2, pp. 47-53.

Levina E.Yu., Shibankova L.A. Starye novye trendy obrazovaniya: konversiya universitetov [Old new trends of education: conversion of the universities]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Continuous education: The 21-st century], 2021, no. 4(36), pp. 18-29. https://doi.org/10.15393/j5.art.2021.7165

Masyagina N.V. Nepreryvnoe obrazovanie v sfere fizicheskoj kul’tury i sporta [Continuous education in the sphere of physical culture and sport] [electronic resource]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 6. https://science-ducation.ru/ru/article/view?id=22825&ysclid=lo417cp1qh568954696

Nauchno-metodicheskoe obespechenie professional’nogo rosta pedagoga po podgotovke kadrov [Scientific methodological support of tutor’s tutor professional growth]: study guide/ R.Kh. Gilmeeva, E.Yu. Levina, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; edited by V. E. Kozlov, S.V. Khusainova. Kazan: Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, 2019, 156 p.

Osobennosti mezhdunarodnogo sotrudnichestva v vuzah sportivnogo profilya [Features of international cooperation in higher education institutions of a sports profile] / Zh.V. Fomina; O.A. Kravchenko, V.V. Gorbachev, E.G. Borisenko, T.F. Kolchin. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal [International research journal], 2018, no. 1-4 (67), pp. 79-82.

Pruzhinin K.N. Sistema nepreryvnogo professional’nogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul’tury i sporta [The system of continuous professional education in the field of physical culture and sport]. Uchenye zapiski Zabaykal’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Professional’noe obrazovanie, teoriya i metodika obucheniya [Scientific notes of the Transbaikal state university. Series: Professional education, theory and technique of training], 2010, no. 6, pp. 14-19.

Tregubova T. M. Perspektivnye trendy issledovaniya mezhdunarodnogo obrazovatel’nogo opyta v usloviyah vyhoda rossijskih vuzov iz «Bolonskogo processa» [Perspective trends of research on the international educational experience in conditions of an exit of the Russian higher education institutions from “Bologna Process]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2023, no. 3(158), pp. 39-47. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.160.3.005

Burlakova I. I., Budnik A.S., Burlakova E.S. Organization of Lifelong Learning in the system of professional training of teachers. Arpha Proceedings, 2019, pp. 57-67. https://doi.org/10.3897/ap.1.e0051

Elliot D.L., Campbell Th. ‘Really on the ball’: exploring the implications of teachers’ PE-CPD experience. Sport, Education and Society, 2015, vol. 20, no. 3, pp. 381-397. http://dx.doi.org/10.1080/13573322.2013.765400

Milan F.J., Farias G.O. Professional learning of physical education professors: a look at lifelong professional development. Revista da Educação Física, 2019, pp.1-8. https://doi.org/10.4025/jphyseduc.v32i1.3206

New roles and competencies of teachers in the ICT-mediated learning environment of Russian universities / I. N. Ainoutdinova, T. M. Tregubova, Ju. Ng, V. A. Kopnov. Education and Science Journal, 2022, vol. 24, no. 1, pp. 191-221. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-1-191-221

Tannehill D., Demirhan G., Čaplová P., Avsar Z. Continuing professional development for physical education teachers in Europe. European Physical Education Review, 2021, no. 27(1), pp. 150–167. https://doi.org/10.1177/1356336X20931531

Zhou H., Tu Ch.- Ch. Influential factors of university teachers’ lifelong learning in professional development. Australian Journal of Adult learning, 2021, vol. 61, no. 2, pp. 267-297.


Просмотров аннотации: 69
Загрузок PDF: 52
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
Tregubova, T. (2023). НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТРЕНД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(6), 30-45. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-30-45
Раздел
Педагогические исследования