ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: развивающее обучение, социокультурный стереотип, проектно-поисковые работы учащихся, спортивная терминология, терминологическая номинация, языковая метафора

Аннотация

Цель. Статья описывает опыт применения проектного метода при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, при котором вовлечением студентов неязыкового профиля в проектную деятельность достигается расширение их лингвистических и социокультурных компетенций. При этом реализуются основополагающие принципы дидактики, когда процесс подготовки студента его обучает, развивает и воспитывает. Цель исследования – интегрировать теоретико-прикладные лингвистические знания и проектный метод обучения иностранному языку для формирования у студентов осознанного восприятия языка через усвоение социокультурных стереотипов.

Метод и методология проведения работы. В статье описывается проектный метод, который был реализован в преподавании английского языка студентам спортивных направлений подготовки. Применяются системный, культурологический, лингвокогнитивный методологические подходы. Эмпирическая база опирается на исследования терминосистем и анализ социокультурных стереотипов.

Основные результаты: формирование у студентов понимания природы языковой номинации в русском и английском языках в сравнении, расширение познаний обучающихся в области социокультурных стереотипов, развитие чувства самоидентичности и критического мышления через участие в проектной деятельности.

Область применения результатов. Предложенная методика вовлечения студентов, не специализирующихся в профессиональном изучении языка, в лингвистические исследования имеет в качестве результата формирование у них более глубокого понимания сущности взаимодействия языков и его носителей – народов как социальных общностей. Данное направление является перспективным и имеет не только образовательный, но и развивающий и воспитательный потенциал, что соответствует триединой цели педагогики.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Lyudmila A. Zhebrunova, Смоленский государственный университет спорта

доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук

Литература

References

Arutyunova N.D. Yazyk i mir cheloveka [Language and the human world]. Moscow: Yazyki russkoy kul’tury Publ., 1999, 895 p.

Afanas’eva O.V., et al. Vzaimodejstvie yazykov i kul’tur: ot dialoga k polilogu [Interaction of languages and cultures: from dialogue to polylogue]: Monograph. Moscow: VKN Publ., 2021, 328 p.

Bugakova T.Yu. Vnedrenie proektnoj deyatel’nosti obuchayushchihsya v obrazovatel’nyj process cherez nauchnye podrazdeleniya vuza [Introducing project research activity of the students into the educational process at the science and research departments of the institution of higher education]. Aktual’nye voprosy obrazovaniya [Acute Education Issues]. Sibirskij gosudarstvennyj universitet geosistem i tekhnologij. Novosibirsk, 2019, vol. 2, pp. 157-160.

Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The concept of developing learning]. Moscow: INTOR Publ., 1996, 544 p.

Zhebrunova L.A. Lingvokognitivnaya model’ frazeosemanticheskogo polya «Strahovanie» (na materiale anglijskogo i russkogo yazykov) [Cognitive linguistic model of the phraseosemantic field ‘Insurance’ on the material of the Russian and English Languages]. PhD Dissertation. Smolensk: SUH Publ., 2009, 225 p.

Zhebrunova L.A. Ustojchivyj slovesnyj kompleks i sociokul’turnyj stereotip: vzaimosvyaz’ ponyatij [Stable verbal complex and socio-cultural stereotype: interrelation of concepts]. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik [Humanitarian Scientific Bulletin]. Smolensk, 2020, no. 2, pp. 128-133.

Kudinova O.S., Skul’movskaya L.G. Proektnaya deyatel’nost’ v vuze kak osnova innovacij [Project activity at the institution of higher education as the basis for innovation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Present-Time Issues of Science and Education]. OOO «Izdatel’skij dom «Akademiya estestvoznaniya». Moscow, 2018, no. 4, pр. 104.

Levina E.Yu., et al. Kognitivnaya pedagogika: praktika i opyt realizacii [Cognitive pedagogy: practice and implementation experience]: monograph. Kazan’: Institut pedagogiki, psihologii i social’nyh problem, 2022, 228 p.

Lipilina L.A. Kognitivnye aspekty semantiki metaforicheskih innovacij [Cognitive aspects of the semantics of the metaphorical innovations]. Abstract of PhD dissertation. Moscow: MGU Publ., 1998, 24 p.

Pan’kin A.B., Shagaeva N.A., Tlekkabylova D.Zh. Teoreticheskaya model’ processa formirovaniya informacionnoj kul’tury studentov vuza [Theoretical model of the process of formation of information culture of university students]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. Moscow, 2018, no. 8, pp. 15-19.

Rojzenzon L.I. Frazeologizaciya kak lingvisticheskoe yavlenie [Phraseologisation as a linguistic phenomenon]. Trudy SamGU im. A. Navoi [Proceedings of SamSU named after. A. Navoi], 1961, no. 113, pp. 101-117.

Teliya V.N. O fenomene vosproizvodimosti yazykovyh vyrazhenij [On the phenomenon of the replicating of the language compounds]. Yazyk. Soznanie Kommunikatsiya [Language. Consciousness. Communication], 2005, no. 30. Moscow: MAKS-Press Publ., pp. 4-42.

Howarth P. Phraseology and Second Language Proficiency. Applied Linguistics. Leeds: University of Leeds, 1996, pp. 24-44.

Lakoff G. The contemporary Theory of Metaphor. Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1992, 2nd ed., pp. 202-251.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980, 256 p.

Nattinger J., DeCarrico J. Lexical phrases and language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1992, 240 p.

Список литературы

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. Москва: Языки русской культуры, 1999. 895 с.

Афанасьева О.В. и др. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу: монография. М.: Издат. дом ВКН, 2021. 328 с.

Бугакова Т.Ю. Внедрение проектной деятельности обучающихся в образовательный процесс через научные подразделения вуза // Актуальные вопросы образования. Сибирский государственный университет геосистем и технологий. Новосибирск, 2019. Т. 2. С. 157-160.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544с.

Жебрунова Л.А. Лингвокогнитивная модель фразеосемантического поля «Страхование» (на материале английского и русского языков): Дис. … канд. филол. наук. Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2009. 225 с.

Жебрунова Л.А. Устойчивый словесный комплекс и социокультурный стереотип: взаимосвязь понятий // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 2. С. 128-133.

Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций // Современные проблемы науки и образования. ООО «Издат. дом «Академия естествознания». М., 2018. № 4. С. 104.

Левина Е.Ю. и др. Когнитивная педагогика: практика и опыт реализации: монография. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. 228 с.

Липилина Л.А. Когнитивные аспекты семантики метафорических инноваций: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1998. 24 с.

Панькин А.Б., Шагаева Н.А., Тлеккабылова Д.Ж. Теоретическая модель процесса формирования информационной культуры студентов вуза. М.: Высшее образование сегодня. 2018. № 8. С. 15-19.

Ройзензон Л.И. Фразеологизация как лингвистическое явление // Труды СамГУ им. А. Навои. 1961. Вып. 113. С. 101-117.

Телия В.Н. О феномене воспроизводимости языковых выражений // Язык. Сознание. Коммуникация: сб науч. трудов. Вып. 30. М.: МАКС-Пресс, 2005. С. 4-42.

Howarth P. Phraseology and Second Language Proficiency // Applied Linguistics 19. Leeds: University of Leeds, 1996. рр. 24-44.

Lakoff G. The contemporary Theory of Metaphor // Metaphor and Thought / ed. A. Ortony. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 2nd ed., рр. 202-251.

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980, 256 p.

Nattinger J., DeCarrico J. Lexical phrases and language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1992, 240 p.


Просмотров аннотации: 24
Загрузок PDF: 4
Опубликован
2024-02-29
Как цитировать
Zhebrunova, L. (2024). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 32-48. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-434
Раздел
Педагогические исследования