ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ключевые слова: толерантность к неопределенности, жизненные сценарии, гендерные различия, состояние неопределенности

Аннотация

Цель. В настоящее время именно сценарное направление психологических исследований личности представляется особенно перспективным, т.к. позволяет выявить специфику трансформации сознательного выстраивания личностью своего жизненного пути в меняющихся условиях неопределенности. Цель исследования – выявление гендерной специфики жизненных сценариев у лиц с разным уровнем толерантности к неопределенности.

Материалы и методы. Выборку исследования составили 200 человек с разным уровнем толерантности к неопределенности. В исследовании применялся семантический дифференциал «Образ жизни» В.П. Серкина и «Новый опросник толерантности к неопределенности» Т.В. Корниловой. Полученные данные были обработаны методом факторного анализа с использованием программы IBM SPSS Statistics 23.

Результаты. Установлено, что жизненные сценарии лиц с разным уровнем толерантности к неопределенности имеют гендерную специфику: у мужчин с высоким уровнем толерантности к неопределенности преобладают характеристики сценария, связанные с активной жизненной позицией и поиском новизны; а женщины демонстрируют сценарий, направленный на активность именно в социальной сфере (стремление активно участвовать в судьбе других людей, оказывать помощь и поддержку). У мужчин с низким уровнем толерантности к неопределенности проявляются такие сценарные паттерны как стремление к безопасности, стабильности и предсказуемости событий, а у женщин – помимо стремления к удобной, комфортной жизни, выражены такие тактические паттерны как эмоциональная сдержанность и расчетливость.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в ходе социально-психологического тренинга и консультирования по выявлению и коррекции жизненного сценария личности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Tatyana L. Smorkalova, Гуманитарный университет (г. Екатеринбург)

доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент

Lyudmila V. Tarasova, Гуманитарный университет (г. Екатеринбург)

доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент

Olga S. Solodukhina, Гуманитарный университет (г. Екатеринбург)

младший научный сотрудник кафедры общей и прикладной психологии факультета социальной психологии

Литература

Список литературы

Белова Е.В. Толерантность к неопределенности в структуре личностных особенностей предпринимателей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016. № 2. С. 85-93.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2022. 576 с.

Бонкало Т.И. Влияние толерантности к неопределенности на стрессоустойчивость и психическое здоровье подростков // Человеческий капитал. 2022. № 9(165). С. 158-165. https://doi.org/10.25629/HC.2022.09.20

Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика: монография / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С.300-329.

Гусейнов А.Ш. Толерантность к неопределенности как регулятор субъектной активности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12(56). С. 127-130. https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.21

Долгова В.И., Кондратьева О.А., Маслова П.М. Исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и копинг-стратегии у студентов факультета психологии // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 6(172). С. 260-291. https://doi.org/10.25588/6993.2022.48.13.013

Доценко Е.Л. Психосемантика. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2014. 291 с.

Зиновьева Е. В. Личностные предикторы конструирования жизненных моделей молодыми людьми // Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 404-421.

Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 4. С. 36-47.

Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 43-52.

Львова Е.Н. Личностное опосредствование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности: Дис. … канд. психол. наук. М., 2017. 290 с.

Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 4(14). С. 11-20.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2008. 392 с.

Черноусова Т.В. Стратегии проживания ситуации неопределенности как предмет социально-психологического анализа // Психология человека в образовании. 2022. № 4(4). С. 421-434. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434

Шиповская В.В. Модусы преодолевающей активности личности в контексте субъектно-бытийного подхода // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4-2(28). С. 89-93.

Frenkel-Brunswik E. Intolerance of Ambiguity as an Emotional Perceptual Personality Variable // Journal of Personality. 1948. vol. 18(1). P. 108-143. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1949.tb01236.x

Korkmaz H., Güloğlu B. The Role of Uncertainty Tolerance and Meaning in Life on Depression and Anxiety Throughout COVID-19 Pandemic // Personality and Individual Differences. 2021. vol. 179. article 110952. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110952

Stoycheva K. Tolerance for Ambiguity, Creativity, and Personality // Bulgarian Journal of Psychology. 2010. vol. 1-4. P. 178-188.

Tolerance of Uncertainty: Conceptual Analysis, Integrative Model, and Implications for Healthcare // Hillen M.A., Gutheil C.M., Strout T.D., Smets E.M.A., Han P.K.J. // Social Science & Medicine. 2017. vol. 180. P. 62-75. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.03.024

Von Ameln F. Führen und Entscheiden unter Unsicherheit // Gruppe. Interaktion. Organisation (GIO). 2021. vol. 52(4). P. 567-577. https://doi.org/10.1007/s11612-021-00607-4

References

Belova E.V. Tolerantnost’ k neopredelennosti v strukture lichnostnykh osobennostey predprinimateley [Tolerance of Ambiguity in the Structure of Personality Traits of Entrepreneurs]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina [Pushkin Leningrad State University Journal], 2016, no. 2, pp. 85-93.

Bern E. Lyudi, kotorye igrayut v igry [What Do You Say After You Say Hello]. M.: Eksmo, 2022, 576 p.

Bonkalo T.I. Vliyanie tolerantnosti k neopredelennosti na stressoustoychivost’ i psikhicheskoe zdorov’e podrostkov [Impact of Uncertainty Tolerance on Adolescents’ Resistance and Mental Health]. Chelovecheskiy kapital [Human Capital], 2022, no. 9 (165). pp. 158-165. https://doi.org/10.25629/HC.2022.09.20

Gusev A.I. Tolerantnost’ k neopredelennosti kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala [Tolerance Towards Uncertainty as a Component of Personal Potential]. Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika [Personal Potential: Structure and Diagnostics], by ed. D.A. Leont’ev. M.: Smysl, 2011, pp. 300-329.

Guseinov A.Sh. Tolerantnost’ k neopredelennosti kak regulyator sub”ektnoy aktivnosti lichnosti [Tolerance to Ambiguity as a Regulator of Personal Subjective Activity]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogics], 2018, no. 12 (56), pp. 127-130. https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.21

Dolgova V.I., Kondrat’eva O.A., Maslova P.M. Issledovanie vzaimosvyazi tolerantnosti k neopredelennosti i koping-strategii u studentov fakul’teta psikhologii [Study of the Relationship Between Tolerance for Uncertainty and Coping Strategies Among Students of the Faculty of Psychology]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [South Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin], 2022, no. 6 (172), pp. 260-291. https://doi.org/10.25588/6993.20 22.48.13.013

Dotsenko E.L. Psikhosemantika [Psychosemantics]. Tyumen’: Izd-vo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, 291 p.

Zinovieva E.V. Lichnostnye prediktory konstruirovaniya zhiznennykh modeley molodymi lyud’mi [Personal Predictors of the Construction of Life Models by Young People]. Zhiznennoe prostranstvo v psikhologii: teoriya i fenomenologiya [Life Space in Psychology: Theory and Phenomenology], by eds. N.V. Grishina, S.N. Kostromina. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2020, pp. 404-421.

Kornilova T.V. Rigidnost’, tolerantnost’ k neopredelennosti i kreativnost’ v sisteme intellektual’no-lichnostnogo potentsiala cheloveka [Rigidity, Tolerance to Uncertainty and Creativity in the System of an Individual’s Intellectual and Personal Potential]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2013. no. 4, pp. 36-47.

Leonov I.N. Tolerantnost’ k neopredelennosti kak psikhologicheskiy fenomen: istoriya stanovleniya konstrukta [Tolerance for Ambiguity as a Psychological Phenomenon: The History of a Construct]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2014, no. 4, pp. 43-52.

L’vova E.N. Lichnostnoe oposredstvovanie vybora strategiy sovladaniya v situatsii neopredelennosti [Personal Mediation in Choosing Coping Strategies in the Situation of Uncertainty]: Thesis Candidate of Psychological Sciences. M., 2017, 290 p.

Martsinkovskaya T.D. Identichnost’ v tranzitivnom i virtual’nom prostranstve [Identity in Transitive and Virtual Space], Vestnik RGGU. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovanie [RGGU Bulletin. Series: Psychology. Pedagogics. Education], 2018, no. 4 (14), pp. 11-20.

Nasledov A.D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dannykh [Mathematical Methods of Psychological Research. Data Analysis and Interpretation]. SPb.: Rech’, 2008, 392 p.

Chernousova T.V. Strategii prozhivaniya situatsii neopredelennosti kak predmet sotsial’no-psikhologicheskogo analiza [Strategies of Responding to Uncertainty as a Subject of Socio-psychological Analysis]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii [Psychology in Education], 2022, no. 4 (4). pp. 421-434. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434

Shipovskaya V.V. Modusy preodolevayushchey aktivnosti lichnosti v kontekste sub”ektno-bytiynogo podkhoda [The Types of Overpowering Personality Activities from the Point of View of a Subjective and Existential Approach]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya Sochi State University], 2013, no. 4-2 (28), pp. 89-93.

Frenkel-Brunswik E. Intolerance of Ambiguity as an Emotional Perceptual Personality Variable. Journal of Personality, 1948, vol. 18 (1), pp. 108-143. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1949.tb01236.x

Korkmaz H., Güloğlu B. The Role of Uncertainty Tolerance and Meaning in Life on Depression and Anxiety Throughout COVID-19 Pandemic. Personality and Individual Differences, 2021, vol. 179, article 110952. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110952

Stoycheva K. Tolerance for Ambiguity, Creativity, and Personality. Bulgarian Journal of Psychology, 2010, vol. 1-4, pp. 178-188.

Hillen M.A., Gutheil C.M., Strout T.D., Smets E.M.A., Han P.K.J. Tolerance of Uncertainty: Conceptual Analysis, Integrative Model, and Implications for Healthcare. Social Science & Medicine, 2017, vol. 180, pp. 62-75. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.03.024

Von Ameln F. Führen und Entscheiden unter Unsicherheit. Gruppe. Interaktion. Organisation (GIO), 2021, vol. 52 (4). pp. 567-577. https://doi.org/10.1007/s11612-021-00607-4


Просмотров аннотации: 60
Загрузок PDF: 35
Опубликован
2023-10-31
Как цитировать
Smorkalova, T., Tarasova, L., & Solodukhina, O. (2023). ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(5), 109-125. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-109-125
Раздел
Психологические исследования