КОНТЕКСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

  • Timur A. Gilmanov 2 ЦЗЗ Войск Национальной Гвардии
  • Petr Y. Naumov ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации» https://orcid.org/0000-0002-2875-2322
Ключевые слова: профессиональное общение, человеческая деятельность, системный подход, функциональный анализ, коммуникация, субъектность, ценности и смыслы, эмоциональная сфера, волевой акт, трансляция знаний

Аннотация

Введение. Применение в коммуникационных действиях различных видов и форм общения представляет определенный исследовательский интерес и может быть познан путем соответствующих процедур. Раскрытие потенциала контекстного общения для профессиональной и личной коммуникации это предмет настоящей статьи.

Материалы и методы. Для осуществления настоящего исследования как эффективной эпистемологической практики были применены системный и аксиологический подход, а также комплекс современных методов обработки научной информации из различных областей социально-гуманитарных знаний. Это различные вариации использования аналитико-синтетического метода, проведение аналогий и сравнений, мыслительного движения дедуктивным и индуктивными путями, обобщение научных данных и теоретическая абстракция.

Результаты исследования. В работе последовательно раскрыты цели, задачи, структура, сущность и понятие контекстного общения исходя из необходимости его реализации в профессиональной деятельности и иных формах человеческого взаимодействия. Отмечается, что основной характеристикой контекстного общения является его опосредованность от прямой коммуникации, когда в роли «субъект-объекта примера» выступает реально существующий человек, его действия (поступки) или примеры ошибочных решений. Через опосредованность контекстного общения возможно эффективно транслировать целевые установки, ценностные образования или эпистемологические конструкты.

Обсуждения и заключения. Построение рабочих коммуникационных процессов и увеличение дефицита временных ресурсов на личное общение в современной реальности актуализирует проблемы использования все более эффективных и оперативно применяемых коммуникационных инструментов. К такому инструменту сегодня относится и контекстное общение, которое применяется целенаправленно или стихийно как в деловом взаимодействии людей, так и в личной субъект-субъектной коммуникации. Познание контекстного общения имеет большие познавательные перспективы, достижение которых осуществлено и в настоящей работе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Timur A. Gilmanov, 2 ЦЗЗ Войск Национальной Гвардии

основатель компании аутсорсинга специалистов сферы аналитики для бизнеса «Моя стратегия», магистр экономики

Petr Y. Naumov, ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации»

кандидат педагогических наук, помощник начальника госпиталя по правовой работе – начальник отделения правового обеспечения

Литература

Список литературы

Гильманов Т.А. Проблемы организации и развития менеджмента продаж в Интернет-среде // Россия и новая экономика: ключевые векторы развития: Сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции в рамках Всероссийского фестиваля науки: в 2 частях, Новосибирск, 27 сентября 2016 года / Под научной редакцией Н.В. Фадейкиной, О.В. Глушаковой. Том Часть 1 и 2. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2016. С. 228–230.

Гильманов Т.А. Научные представления некоторых исследователей об организации и развитии менеджмента продаж в интернет-среде // Россия и новая экономика: ключевые векторы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в рамках Всероссийского фестиваля науки: в 2 частях, Новосибирск, 27 сентября 2016 года / Под научной редакцией Н.В. Фадейкиной, О.В. Глушаковой. Том I. Часть 1 и 2. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2016. С. 217–219.

Гильманов Т.А., Михайлова Е.М. Эволюция подходов к сущности стратегии развития организации // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Новосибирск, 23 марта 2018 года. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2018. С. 234–238.

Гильманов Т.А., Дьячков А.А., Наумов П.Ю. Становление способности будущего менеджера к осуществлению стратегического анализа: управленческие и психолого-педагогические предпосылки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 52–56.

Гильманов Т.А., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетенции по владению навыками стратегического анализа // Научное мнение. 2019. № 3. С. 83–87. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.3.83.87

Гильманов Т.А., Дьячков А.А., Наумов П.Ю. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетенции владения навыками стратегического анализа у будущих менеджеров // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 252–255.

Баханова Е.В. Технологии контекстного обучения в воспитательном процессе при развитии социальной активности студентов среднего специального учебного заведения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 3 (32). С. 44–49. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2020-3-44-49

Вакнин Е.Е. Виртуальная психология: контекстный подход / Е.Е. Вакнин, А.Г. Маджуга, Г.В. Почукаева // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 3. С. 257–267. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-257-267

Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекст как психологическая категория // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 3–14.

Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 5–14.

Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. 268 с.

Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 57–67.

Вербицкий А.А. Концептуальная модель школы как Центра социально-контекстного образования / А.А. Вербицкий, С.А. Жойкин, Л.А. Куришкина // Педагогика. 2020. № 3. С. 15–27.

Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Дополнительность контекстов как методологический принцип психологии // Вопросы философии. 2021. № 4. С. 179–190. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-4-179-190

Калашников В.Г. Контекстный подход к анализу и разрешению конфликтов // Психология обучения. 2017. № 4. С. 115–130.

Калашников В.Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2019. № 4. С. 40–55. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2019-4-40-55

Калашников В.Г., Данилочкина В.В. Современная практика использования категории «контекст» в работе психологов, коучей и бизнес-тренеров // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 72–83. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-72-83

Кирсанова И.В. Контекст и его роль в процессах понимания текста (на материале психолингвистического исследования) / И.В. Кирсанова, А.А. Шияпова, Д.Р. Фатхулова // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 279–284.

Маджуга А.Г. Методология конструирования предмета и методов психологического исследования в контексте постнеклассической научной парадигмы / А.Г. Маджуга, Л.Б. Абдуллина, И.А. Синицина, В.Г. Калашников // Инициативы XXI века. 2014. № 3. С. 75–80.

Наумов П.Ю. Муниципальная служба: нормы и ценности в формировании региональной интеллигенции // Психолого-педагогические аспекты формирования личности: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, Новосибирск, 25–26 мая 2023 года. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. С. 155–160.

Наумов П.Ю. Филогенез и онтогенез интеллигентности будущего офицера // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3 (44). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-9

References

Gil’manov T.A. Rossiya i novaya ekonomika: klyuchevye vektory razvitiya: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkakh Vserossiyskogo festivalya nauki: v 2 chastyakh, Novosibirsk, 27 sentyabrya 2016 goda [Russia and the new economy: key vectors of development: Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference within the framework of the All-Russian Science Festival: in 2 parts, Novosibirsk, September 27, 2016] / Ed. N.V. Fadeykina, O.V. Glushakova. Novosibirsk: Siberian Academy of Finance and Banking, 2016, pp. 228–230.

Gil’manov T.A. Rossiya i novaya ekonomika: klyuchevye vektory razvitiya: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v ramkakh Vserossiyskogo festivalya nauki: v 2 chastyakh, Novosibirsk, 27 sentyabrya 2016 goda [Russia and the new economy: key vectors of development: Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference within the framework of the All-Russian Science Festival: in 2 parts, Novosibirsk, September 27, 2016] / Ed. N.V. Fadeykina, O.V. Glushakova. Novosibirsk: Siberian Academy of Finance and Banking, 2016, pp. 217–219.

Gil’manov T.A., Mikhaylova E.M. Nepreryvnoe professional’noe obrazovanie: teoriya i praktika: Sbornik nauchnykh statey po materialam IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley, aspirantov, magistrantov i studentov, Novosibirsk, 23 marta 2018 goda [Continuing professional education: theory and practice: Collection of scientific articles based on the materials of the IX International Scientific and Practical Conference of Teachers, Postgraduates, Masters and Students, Novosibirsk, March 23, 2018]. Novosibirsk: Siberian Academy of Finance and Banking, 2018, pp. 234–238.

Gil’manov T.A., D’yachkov A.A., Naumov P.Yu. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2018, no. 12 (166), pp. 52–56.

Gil’manov T.A., Naumov P.Yu., D’yachkov A.A. Nauchnoe mnenie, 2019, no. 3, pp. 83–87. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2019.3.83.87

Gil’manov T.A., D’yachkov A.A., Naumov P.Yu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 62-4, pp. 252–255.

Bakhanova E.V. Obrazovatel’nye resursy i tekhnologii, 2020, no. 3 (32), pp. 44–49. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2020-3-44-49

Vaknin E.E., Madzhuga A.G., Pochukaeva G.V. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii, 2022, vol. 4, no. 3, pp. 257–267. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-3-257-267

Verbitskiy A.A., Kalashnikov V.G. Voprosy psikhologii, 2011, no. 6, pp. 3–14.

Verbitskiy A.A., Kalashnikov V.G. Psikhologicheskiy zhurnal, 2015, vol. 36, no. 3, pp. 5–14.

Verbitskiy A.A. Teoriya i tekhnologii kontekstnogo obrazovaniya [Theory and technologies of contextual education]. Moscow: Moscow Pedagogical State University, 2017, 268 p.

Verbitskiy A.A. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 6, pp. 57–67.

Verbitskiy A.A., Zhoykin S.A., Kurishkina L.A. Pedagogika, 2020, no. 3, pp. 15–27.

Verbitskiy A.A., Kalashnikov V.G. Voprosy filosofii, 2021, no. 4, pp. 179–190. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-4-179-190

Kalashnikov V.G. Psikhologiya obucheniya, 2017, no. 4, pp. 115–130.

Kalashnikov V.G. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie, 2019, no. 4, pp. 40–55. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2019-4-40-55

Kalashnikov V.G., Danilochkina V.V. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2022, no. 2, pp. 72–83. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-72-83

Kirsanova I.V., Shiyapova A.A., Fatkhulova D.R. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 2021, no. 4, pp. 279–284.

Madzhuga A.G., Abdullina L.B., Sinitsina I.A., Kalashnikov V.G. Initsiativy XXI veka, 2014, no. 3, pp. 75–80.

Naumov P.Yu. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty formirovaniya lichnosti: sbornik materialov Mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Novosibirsk, 25–26 maya 2023 goda [Psychological and pedagogical aspects of personality formation: collection of materials of the Interuniversity scientific and practical conference, Novosibirsk, May 25–26, 2023]. Novosibirsk: Novosibirsk Military Institute named after Army General I.K. Yakovlev troops of the National Guard of the Russian Federation, 2023, pp. 155–160.

Naumov P.Yu. Vestnik Mininskogo universiteta, 2023, vol. 11, no. 3 (44). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-9


Просмотров аннотации: 83
Загрузок PDF: 50
Опубликован
2023-10-31
Как цитировать
Gilmanov, T., & Naumov, P. (2023). КОНТЕКСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(5), 75-87. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-5-75-87
Раздел
Педагогические исследования