ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Ключевые слова: подростки, социальные сети, интернет-пользователи, межличностное общение, безопасность интернет-коммуникации

Аннотация

Цель. Статья посвящена выявлению особенностей межличностного общения подростков в сети Интернет для дальнейшей разработки программы развития навыков безопасного и продуктивного межличностного общения подростков в социальных сетях. Актуальность исследования определяется тем, что использование социальных сетей не только порождает проблему подростковой интернет-зависимости, но и оказывает негативное влияние на процесс социализации, а также провоцирует травлю и другие насильственные действия по отношению к развивающейся личности.

Метод. В исследовании приняли участие 56 подростков в возрасте 14-15 лет – учащихся центра образования города Тулы. В качестве диагностического материала были применены методики на выявление межличностных и коммуникативных особенностей подростков (опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова и анкета К.С. Жмырко); определение уровня коммуникативной толерантности в процессе межличностного взаимодействия (методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко); установление основных ориентаций при общении школьников (методика диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях И.Д. Ладанова, В.А. Уразаевой).

Результаты. Полученные результаты в ходе диагностического обследования позволяют сделать вывод, что подростки в силу своих психологических и личностных особенностей, несформированности культуры общения в социальных сетях, неумения выражать свое мнение и отстаивать собственную точку зрения, создают ситуации конфликтов в социальных сетях, провоцируют проявление кибербуллинга.

Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы образовательной организации и способствовать развитию навыков эффективного и безопасного общения в социальных сетях у подростков, формированию устойчивости к негативному воздействию виртуальной среды.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Tatyana I. Kulikova, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Литература

Список литературы

Богданова О.А. Интернет-зависимость у детей и подростков // Вестник Московского городского педагогического университета. 2014. № 1(27). С. 54-59.

Васильева И.В. К понятию «социально-личностные компетенции» выпускника вуза в современном образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 18. С. 423-427.

Войскунский А.Е., Солдатова Г.У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен // Консультативная психология и психотерапия. 2019. № 3. С. 22-43.

Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 100-131.

Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 46–58. https://doi.org/10.17759/chp.2016120205

Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. М.: Издательство Перо, 2014. 160 с.

Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: Автореф. дисс. … д. психол. наук. Москва, 2000. 42 с.

Жмырко К.С. Особенности общения подростков посредством интернета // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1333-1335.

Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. №. 3. С. 40-47.

Максимов А.С., Мануйлова Л.М. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 1 (31). С. 94-100.

Российский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 03.06.2019. Пресс-релиз № 3898. Подросток в соцсети: норма жизни – или сигнал об опасности? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587 (дата обращения: 12.07.2023).

Смоленцева Ю.Н. Интернет-зависимость молодежи: постановка проблемы // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2021. № 1(5). С. 7-10.

Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9 № 1. С. 23–42. https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870

Шубин С.Б. Психологические особенности цифровой активности подростков на примере социальных сетей: обзор иностранных исследований // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 173-191. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-173-191

Martínez-Ferrer B., Moreno D., Musitu G. Are adolescents engaged in the problematic use of social networking sites more involved in peer aggression and victimization? // Frontiers in Psychology. 2018. Vоl. 9. P. 801. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00801

Nesi J., Choukas-Bradley S., Prinstein M.J. Transformation of adolescent peer relations in the social media context. Part 1: Theoretical framework and application to dyadic peer relationships // Clinical Child and Family Psychology Review. 2018. Vоl. 21. Iss. 3. Pp. 267-294. https://doi.org/10.1007/s10567-018-0261-x

References

Bogdanova O.A. Internet-zavisimost’ u detei i podrostkov [Internet addiction in children and adolescents]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Moscow City Pedagogical University], 2014, no. 1(27), pp. 54-59.

Vasilyeva I.V. K ponyatiyu «sotsial’no-lichnostnye kompetentsii» vypusknika vuza v sovremennom obrazovanii [On the concept of “social and personal competences” of a university graduate in modern education]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application], 2011, no. 18, pp. 423-427.

Voiskunskii A.E., Soldatova G.U. Epidemiya odinochestva v tsifrovom obshchestve: khikikomori kak kul’turno-psikhologicheskii fenomen [The epidemic of loneliness in digital society: hikikomori as a cultural and psychological phenomenon]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counselling Psychology and Psychotherapy], 2019, no. 3, pp. 22-43.

Voiskunskii A.E. Fenomen zavisimosti ot Interneta. Gumanitarnye issledovaniya v Internete [The phenomenon of Internet addiction. Humanitarian research on the Internet]. Moscow: Mozhaisk-Terra, 2000,pp. 100-131.

Gordeeva T.O., Osin E.N., Suchkov D.D., Ivanova T.Yu., Sychev O.A., Bobrov V.V. Samokontrol’ kak resurs lichnosti: diagnostika i svyazi s uspeshnost’yu, nastoichivost’yu i blagopoluchiem [Self-control as a resource of personality: diagnostics and connections with success, perseverance and well-being]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology], 2016, vol. 12, no. 2, pp. 46–58. https://doi.org/10.17759/chp.2016120205

Dolgova V.I., Kondratyeva O.A. Psikhologicheskaya zashchita: monografiya [Psychological protection: monograph]. Moscow: Pero Publishing House, 2014, 160 p.

Dotsenko E.L. Semantika mezhlichnostnogo obshcheniya [Semantics of interpersonal communication]. Avtoreferat diss. … d. psikhol. nauk [Ph. D. Sci. (Psychology) Thesis]. Moscow, 2000, 42 p.

Zhmyrko K.S. Osobennosti obshcheniya podrostkov posredstvom interneta [Features of adolescents’ communication through the Internet]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2015, no. 10 (90), pp. 1333-1335.

Kiryukhina D.V. Obshchenie podrostkov v seti Internet: granitsy normativnosti [Adolescents’ communication on the Internet: the boundaries of normativi]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern Foreign Psychology], 2021, vol. 10, no. 3, pp. 40-47.

Maksimov A.S., Manuilova L.M. Diagnostika vliyaniya riskov internet-prostranstva pri ispol’zovanii shkol’nikami starshego podrostkovogo vozrasta gadzhetov [Diagnosis of the influence of the risks of the Internet space in the use of gadgets by schoolchildren of senior adolescence]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [Science of Man: Humanitarian Research], 2018, no. 1 (31), pp. 94-100. (In Russ.)

Rossiiskii tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya (VTsIOM). 03.06.2019. Press-reliz № 3898. Podrostok v sotsseti: norma zhizni – ili signal ob opasnosti? [Russian Public Opinion Research Center (VTsIOM). 06/03/2019. Press release No. 3898. A teenager on social networks: the norm of life - or a signal of danger?]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587 (accessed: 12.07.2023)

Smolentseva Yu.N. Internet-zavisimost’ molodezhi: postanovka problem [Internet addiction of young people: problem statement]. Sotsial’nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika [Social and Humanities: Theory and Practice], 2021, no. 1(5), pp. 7-10.

Solodnikov V.V., Zaitseva A.S. Ispol’zovanie sotsial’nykh setei i sotsializatsiya rossiiskikh podrostkov [Use of Social Networks and Socialisation of Russian Adolescents]. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial’naya praktika [Sociological Science and Social Practice], 2021, vol. 9, no. 1, pp. 23–42. https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870

Shubin S.B. Psikhologicheskie osobennosti tsifrovoi aktivnosti podrostkov na primere sotsial’nykh setei: obzor inostrannykh issledovanii [Psychological features of digital activity of adolescents on the example of social networks: a review of foreign studies]. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Pedagogy and psychology of education], 2020, no. 3, pp. 173-191. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-3-173-191

Martínez-Ferrer B., Moreno D., Musitu G. Are adolescents engaged in the problematic use of social networking sites more involved in peer aggression and victimization? Frontiers in Psychology, 2018, vol. 9, p. 801. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00801

Nesi J., Choukas-Bradley S., Prinstein M.J. Transformation of adolescent peer relations in the social media context. Part 1: Theoretical framework and application to dyadic peer relationships. Clinical Child and Family Psychology Review, 2018, vоl. 21, no. 3, pp. 267-294. https://doi.org/10.1007/s10567-018-0261-x


Просмотров аннотации: 60
Загрузок PDF: 32
Опубликован
2023-08-31
Как цитировать
Kulikova, T. (2023). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. Russian Journal of Education and Psychology, 14(4), 148-162. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-148-162
Раздел
Психологические исследования